Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой формирования экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения- педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.
В условиях ФГОС всё чаще встаёт вопрос о целесообразности внедрения инновационных форм и методов работы в практику дошкольного учреждения, в том числе и в области экологического образования.
Сегодня каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения- важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Современные педагогические формы и методы помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию, дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровня развития. А также инновационные формы и методы способствуют развитию познавательного интереса у детей. Ведь в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. И наша задача — используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, ненавязчиво помочь детям найти ответы на все интересующие их вопросы. В детских садах педагоги используют различные виды методов: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Все эти и многие другие педагогические формы и методы успешно объединяет в себе технология проектной деятельности, как наиболее эффективная и востребованная технология в условиях реформирования образования. Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Так как проект для детей – это возможность:
- делать самостоятельно что-то интересное в группе или одному;
- решить интересную проблему, сформулированную самими учащимися в виде цели и задач;
- максимально использовать свои возможности;
- проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания;
- принести пользу;
- публично показать достигнутый результат и т.п.
Итак, проектная деятельность – это одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).
С помощью метода проектов наиболее успешно реализовываются принципы дошкольного образования, отражённые в ФГОС ДО, такие как
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, это поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Н.А. Виноградова определяет проектную деятельность как особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Работа по программе Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа» по блоку «Вода» привела нас к проекту «Будь чиста и глубока, моя любимая река!» На примере этого проекта рассмотрим некоторые инновационные формы и методы экологического образования старших дошкольников, используемые в нашем детском саду.
Цель проекта: воспитание осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу.
Мы поставили перед собой задачи:
- расширить знания детей о воде, о реке Бузулук, её флоре и фауне, значении её в жизни живых организмов;
- подвести детей к осознанию необходимости поддержания чистоты Бузулука и его охраны;
- развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в театрализованной, художественно-творческой деятельности;
- воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине и к реке Бузулук;
- стимулировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
Наряду с традиционными методами: наблюдением, беседами, рассматриванием иллюстраций, фотоматериалов, чтением художественной литературы по теме проекта, подвижными и дидактическими играми, разучиванием стихотворений, песен, пальчиковых игр и др., мы использовали в реализации проекта инновационные формы и методы работы.
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы решить поставленные задачи, объяснить детям, как беречь природу, чтобы сформировать у них природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Поэтому идею создания проекта мы озвучили на родительском собрании. Родители воспитанников её поддержали и вместе с детьми активно включились в работу.
В первую очередь с детьми и их родителями сходили на экскурсию к реке Бузулук, где ребята произвели экологическую разведку, очистив берег от мусора, играли, экспериментировали, воочию увидели великолепие реки в осенний период, и получили много ярких впечатлений.
Эти впечатления нашли отражение в детских рисунках, из которых была оформлена выставка на тему «Бузулук — река нашего края». А также наши воспитанники приняли самое непосредственное участие в изготовлении макета Бузулука.
Воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним является методом моделирования. Это один из эффективных методов, обеспечивающих успешность познания.
В процессе проекта с детьми проводились дидактические игры: авторская игра Н.А. Рыжовой «Мы — капельки», игры, созданные родителями и воспитателями Д/и «Кто где живёт?», «Разрезные картинки» и др.
В настоящее время в образовательный процесс активно внедряются различные формы исследовательской деятельности, которая помогает детям понять закономерности и явления окружающего мира. Опытно — экспериментальная деятельность в ходе проекта пришлась по душе нашим юным исследователям. Проведены эксперименты: «Свойства воды», «В воде купался, а сух остался».
Такая деятельность повысила познавательную активность наших дошколят, и они с интересом и огромным желанием знакомились с флорой и фауной Бузулука. Дети познакомились с некоторыми видами речных растений, обитателями Бузулука, научились различать речных и морских рыб.
Ну, и конечно, нашли положительный отклик в душе наших деток экологические сказки. Ребята вместе с родителями просмотрели сказку Н.А.Рыжовой «Жила — была речка», оформленную в виде иллюстрированной реальными фотографиями презентации. После просмотра дети загорелись идеей сочинять свои собственные сказки. Дома они сочиняли их вместе с родителями и оформляли в книжки- малышки, а в детском саду, составленные вместе с воспитателями сказки, использовали в театрализации. Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления.
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, помогают детям ощутить себя частью природы.
Ребятам очень понравилась работа по созданию и использованию лэпбука, которая объединила детей и взрослых и сопровождала всю проектную деятельность. Лэпбук — новая образовательная технология. Она помогла детям по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Ребята в любое удобное время открывали лэпбук и с радостью повторяли пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Лэпбук также оказался интересен и родителям наших воспитанников. Они тоже приняли активное участие в его создании и помогли поиском иллюстративного материала, изготовлением дидактических игр.
С детьми была проведена акция «Береги воду!». Ребята в группе нарисовали знаки призывающие беречь воду, плотно закрывать краны и раздали их каждой группе детского сада. В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Итоговым мероприятием нашего проекта стала современная игровая технология — квест- игра «Спасём речку!» , где ребята выполняли задания по спасению реки и речных жителей, получая за каждое выполненное задание часть картинки с изображением Бузулука. Сложив всю картинку, они завершили миссию, получив за это приз. Квест, как универсальная игровая технология, позволила за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности и вызвала огромный интерес у наших ребятишек.
Работа над проектом «Будь чиста и глубока, моя любимая река!» позволила нам сделать следующие выводы:
- использование в проектной деятельности инновационных форм и методов экологического образования выводит проектную деятельность на новый уровень, вызывает интерес и познавательную активность дошкольников, повышая тем самым её образовательную эффективность, значимость для детей, воспитателей и родителей;
- в рамках инновационного воспитания воспитатели, дошкольники и их родители работают в одной команде, и весь процесс воспитания ориентирован на развитие различных форм мышления, творческих способностей личности.
Библиографический список:
- Сорокина И. В. Актуальный вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс детского образовательного учреждения метода проектов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016, 62-63 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)- URL: https://base.garant.ru/70512244/- [Дата обращения 12.12.2016]
- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом — природа»./Н.А. Рыжова — М.ООО. «Карапуз- дидактика», 2005, 192 с.
Автор: Аникеева Лидия Федоровна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ Новоаннинский детский сад №5
Месторасположение: г. Новоаннинский, Новоаннинский район, Волгоградская область
Дата изменения: 10.12.2018
Дата публикации: 10.12.2018