Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самостоятельно ставить вопросы, получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е. Тимирязев
Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление, а чёткость речи делает более понятной высказанную мысль.
Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, рассуждать, доказывать, объяснять.
Для развития мышления и речи ребёнка необходим богатый чувственный опыт, полученный от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчёркивал К.Д.Ушинский, он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка, это — источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям».
Умение наблюдать рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи. Познание природы будит «ребячьи мысли», способствует развитию творчество и самостоятельности, учит вдумчиво относиться к природе.
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, творчества и чувств.
Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний.
Одна из основных целей ознакомления детей с природой — это формирование начала экологической культуры дошкольников.
А одним их эффективных путей воспитания экологической культуры является организация детского экспериментирования, проведение опытов.
Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление, и экспериментирование, как не какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года — практически единственным способом познания мира.
В экологическом воспитании экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.
Наш детский сад работает по программе «Детство». Наряду с ней я использую экологическую программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая, на мой взгляд, отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников. Но аспект опытов и экспериментов в познавательной деятельности с явлениями и объектами природы в данном источнике был практически не раскрыт. Поэтому наряду с ней частично использую программы «Природа наш дом» Н.А.Рыжовой, » Семицветик » В. И. и С. Г. Ашиковых, «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой.
Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом порядке, разработала комплексно — тематический план по экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы. Учитывая приоритетное направление метода экспериментирования в экологическом воспитании, включила в план наблюдения, эксперименты, опыты, а так же самостоятельную деятельность детей в уголке экспериментирования.
Познавательно — исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:
— чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;
— познавательно — исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);
— познавательно — исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени»). В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие.
Содержание своей работы реализую в следующих блоках педагогического процесса:
— совместная деятельность педагога с детьми;
— свободная самостоятельная деятельность детей.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры — путешествия, игры — эксперименты, игры — опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.
Планирование свободной самостоятельной деятельности детей предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская мини — лаборатория» В неё помещена картотека опытов, конспекты опытов по освоению детьми окружающего мира. Конспекты оформлены в виде таблицы, в которой указаны цели, содержание и вывод.
При помощи оборудования хранящегося в лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, камнями. Совместно с детьми пополняем лабораторию разными материалами, собранными в процессе наблюдений на прогулке: песком, глиной, почвой, камнями, веточками, корой разных деревьев, гербариями листьев и цветов, семенами растений.
Работу с детьми в «Детской лаборатории» начала со знакомства с хозяином — «Профессором Знайкой», который познакомил детей с оборудованием, и правилами поведения. «Профессор Знайка» показывает опыты и ставит перед детьми проблемную ситуацию-вопрос: «Почему змейка вертится», «Почему не тонут корабли», «Как появляются вулканы», «Почему поет платина» и др. После поставленного вопроса сказочного персонажа я не тороплюсь с ответом, а предлагаю детям самим найти ответ, способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, для удовлетворения своего познавательного мотива. «Профессор Знайка» может прислать в группу какую-нибудь подсказку книгу, предмет — намек на отгадку, может предложить спросить у родителей, а затем рассказать всем детям.
В своей работе использую как традиционные методы, так и инновационные.
Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе).
Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов).
Практические (игры — эксперименты, игры-опыты).
Использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды. Приёмы мнемотехники — мнемотаблицы и коллажи.
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования
Общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье. Без помощи семьи успеха в работе добиться довольно сложно. Я привлекаю родителей к разным видам совместной деятельности. Например, предложила родителям понаблюдать дома вместе с ребёнком за растениями, птицами, природой. Если в доме есть аквариум, предлагаю понаблюдать за рыбками, если есть домашние питомцы: кошка или собака, предлагаю понаблюдать за ними, за их поведением, повадками. Во время наблюдения предлагается ответить на вопросы, которые помогут, например, увидеть своего питомца в различных эмоциональных состояниях. Итогом данных наблюдений, стало оформление замечательной книги «Мой домашний любимец». В неё вошли рисунки, фотографии, рассказы детей о тех, кого они приручили, за кого теперь в ответе.
Экологическая газета «Хочу всё знать!», которая выходит один раз в два месяца, просвещает родителей в вопросах экологического воспитания, помогает детям, обучатся через игру, литературу, наблюдения, способствует сплочению детей и родителей вокруг общего дела.
В нашей группе создан специальный фонд материалов, обеспечивающий работу родителей с ребёнком в домашних условиях. Сюда относится цикл домашних наблюдений за растениями и животными, картотека проведения опытов в домашних условиях, библиотечка книг о природе для семейного чтения, дидактические игры экологического содержания, природный материал для изготовления поделок в домашних условиях. Родители с удовольствием пользуются созданным фондом, что способствует воспитанию экологической культуры у детей.
Считаю, что такие формы работы сближают родителей и детей, способствуют установлению тесных контактов между ними и являются одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры.
Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников приводит к следующим результатам:
— у ребят повысился познавательный интерес к природе, повысилась потребность общения с ней;
— заметно повысилось экологическое сознание детей; большинство из них могут оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение;
— в ходе наблюдений при близком общении с природой, у ребят стали более развиты эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы, эстетическому к ней отношению, духовному обогащению личности.
Ведущим личностным достижением моих воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности — Природе.
В настоящее время в работе дошкольных образовательных учреждений можно встретить большое количество технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Современное образование стремится быть более качественным, эффективным. Новая личностно-ориентированная образовательная парадигма поставила в центр внимания личность ребенка с ее индивидуальностью, возрастными особенностями и темпом развития. Поэтому проектирование как метод организации воспитательно-образовательного процесса заслуживает пристального внимания.
Проекты, на наш взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно-образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, быту).
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение.
Человека окружает прекрасный и удивительный мир растений. Они положительно влияют на наше настроение, а правильно подобранные и размешенные со вкусом комнатные растения, создают психологически благоприятную среду, придают помещению своеобразный комфорт.
Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, нами был разработан и запущен исследовательски-творческий проект «Жизнь растения» для детей старшего дошкольного возраста. В группу приходит Незнайка с известием о том, что он нашёл странные орешки. Что с ними делать он не знает. Чтобы ему помочь, нужно провести опыт.
Данный проект рассчитан на 3 месяца, его участники — дети и педагоги.
Цель проекта: Знакомство детей с разнообразием растений, их строением,
условиями, необходимыми для их роста.
Для реализации цели были выделены следующие задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о растениях.
2. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений.
3. Формировать навыки ухода за растениями.
4. Развивать любознательность и познавательную активность.
5. Пополнять сенсорные ощущения.
6. Формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного
мира.
На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:
— подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
— подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
— адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
— разработаны занятия разных видов (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, интегрированные);
— целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в парковую зону;
— проведена игра с детьми на разрешение противоречий » Растения: хорошо — плохо«;
— подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты.
Считаем, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, мы постарались создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини — центры:
— уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений, сухого аквариума с рыбками, насекомыми;
— центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей;
— центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;
— книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;
— игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.
При создании экологической среды в группе учитывались возраст детей, особенности физического и психического развития, познавательная активность, в том числе и двигательная, поэтому середина группы остается полностью свободной.
Свою работу с детьми мы строили на основе обучения, которое носит развивающий характер. Занятия проводим с использованием различных организационных форм обучения: коллективные, групповые, индивидуальные. Раз в неделю планировали интегрированное занятие с использованием проблемных игровых ситуаций.
Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы мы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие.
Проведенный цикл наблюдений за растениями на участке и клумбе расширил знания детей, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились с условиями необходимыми для их роста, принимали активное участие в сборе семян цветов.
Наблюдения дополняли экскурсией в парк школы, просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетические наслаждения красотой природы.
В осеннее — зимний период дети имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок вносились привлекательные комнатные цветы, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдений знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр.), строением и другими характерными особенностями.
Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за растениями. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.
Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи:
1. Как доказать, что растениям нужен свет?
2. Нужно ли растениям тепло?
3. Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. п.
Решение задач осуществляли в двух вариантах:
а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;
б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили.
Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.
Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, в совместном сочинительстве фото-зарисовки «Как мы выращивали дуб».
Список использованной литературы:
— Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1978. 103с. с ил.
— Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет.сада. -М.: просвещение, 1981. — 80 с., ил.
— Золотова Е.И. Знакомим дошкольника с животным миром: Из опыта работы / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Просвещение, 1982. — 96с., ил.
— Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 240 с. (Программа развития).
— Казимирская Т.А., Казимирская Н.А. Волшебный круг: Фенологические наблюдения с детьми от 3-х до 7 лет. Методические рекомендации. — Каменск-Уральский: Калан, 1998. — 32 с.
— Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М.Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 208 с. (Детский сад с любовью).
— Крулехт М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г.Гогоберидзе. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 176с.
— Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение. 1984. — 160с., ил.
— Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн.для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989. −144 с., ил.
— Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения: Кн. Для работников дошк. учреждений. — М.: Просвещение, 1988. — 110с.: ил.
— Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 160с.
Автор: Петрова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №37 «Искорка»
Месторасположение: г. Междуреченск, Кемеровская область
Дата изменения: 03.03.2021
Дата публикации: 04.10.2014