Использование в работе педагога-психолога песочного светового стола при работе с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии.
Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Психокоррекционные занятия с детьми раннего возраста должны быть направлены на развитие психомоторной, сенсорной, речевой, интеллектуальной функций.
При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект — с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка.
Коррекционная работа педагога предотвращает интеллектуальные и эмоциональные отклонения в развитии детей в процессе специальных занятий.
В последнее время все чаще стали применяться методы работы с неструктурированным материалом, например, песочная терапия. Она включает различные способы игры на песке.
Песок — это прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Сухой песок очень приятен на ощупь. При этом можно использовать разнообразные игрушки, имеющие символический смысл. Фигурки можно закапывать в песок, можно передвигать их по кругу, создавая разнообразные игровые ситуации. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях. Благодаря ему возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект — с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у
ребенка.
Но мне бы хотелось поделиться опытом о методике и организации занятий с детьми раннего возраста . Ребенок данного возраста часто словами не может выразить свои переживания, и ему на помощь могут подойти игры с
песком.
Цель занятий: научить детей конкретным умениям и навыкам, развить определенные психические процессы.
Благодаря использованию неструктурированного материала, мы решаем ряд психолого-педагогических задач:
1. Усиливается самостоятельность ребенка.
2. Развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика.
3. Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление), а так же речь и моторика.
Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка
не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Оборудование: Вам понадобятся во-первых, световой стол, ящик с песком размерами 70-50-8. Во-вторых, набор игрового материала, который должен храниться в открытых контейнерах. Это могут быть средства передвижения, домашние и дикие животные, миниатюрные фигурки людей, постройки и т. д
Каждое занятие имеет свою структуру.
1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
2. Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной
и речевой активности.
3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
Психолог в ходе занятия обращает внимание детей на изменение тактильной чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Наши наблюдения доказывают, что занятия с неструктурированным материалом могут наглядно показать родителям
особенности поведения и развития детей. Родители видят, в какой момент и почему ребенок стал излишне агрессивным или робким. Перенос традиционных педагогических занятий на песок дает большой воспитательный и образовательный эффект.
Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи совместно с другими специалистами также могут использовать игры с песком, например, в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.
Автор: Самулеенкова Юлия Александровна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МКДОУ № 11 «Теремок»
Месторасположение: Кировская область, г. Вятские Поляны
Дата изменения: 30.04.2021
Дата публикации: 23.10.2014