Тема: «Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз»
Тип: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: усвоение и применение правила при выполнении практических заданий: если некоторое число сначала увеличить, а потом полученный результат уменьшить в одно и то же число раз, то данное число не изменится;
Формирование УУД:
Личностные действия: получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.
Регулятивные действия: целеполагание, контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания, коррекция, оценка.
Познавательные действия: развитие логического мышления на основе осознанных взаимосвязей между математическими действиями, постановка и решение проблемы, подведение под понятие (формулирование правила).
Коммуникативные действия: получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Материально – техническое обеспечение: интерактивная доска, учебник «Математика» 3 класс, 2 часть, тетрадь для самостоятельных работ «Математика» 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь, таблица умножения.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: объяснение нового материала по заданиям учебника на основе организации самостоятельной работы учащихся.
Ход урока:
1.Мотивирование к учебной деятельности.
(Организационный момент)10.
Учитель приветствует учеников, настраивает на работу.
Итак, друзья, внимание -прозвенел звонок, начинаем наш урок!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать! Что значит ломать голову?
Какие еще правила будем соблюдать на уроке?
Дети отвечают: «Ломать голову- усиленно думать.Быть внимательным, работать активно, не зевать, помогать одноклассникам, если это нужно».
2.Актуализация знаний
На доске задания по вариантам:
1 вариант— увеличьте 10 в 5 раз
увеличьте 6 в 3 раза
увеличьте 5 в 8 раз
увеличьте 4 в 10 раз
увеличьте 9 в 2 раза
2 вариант— уменьшите 54 в 6 раз
уменьшите 20 в 4 раза
уменьшите 6 в 8 раз
уменьшите 18 в 2 раза
уменьшите 35 в 5 раз
Проверка по таблице умножения.
Дети составляют произведения или частные, аргументируют выбор действия, проверяют результат своей работы.
3.Сообщение темы урока
Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.
На доске числовые выражения:
34567•1243:1243
498605•86780:86780
13278•4567869:4567869
Можете ли сразу решить эти числовые выражения? Какую закономерность заметили? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Дети обнаруживают недостаток знаний, находят закономерность, формулируют тему урока.
4..Постановка проблемы урока
Просим учеников придумать однозначное число и записать его в тетрадях. Предлагаем увеличить его в 2 раза, затем уменьшить в 2 раза, увеличить полученное число в 3 раза, затем уменьшить в 3 раза. Обменяться мнениями по поводу получившихся чисел. Подводим итог и предлагаем поднять руку тех, кто в результате получил то число, которое записал в черновике. Ставим проблему: почему каждый из вас, кто не ошибся в вычислении, получил то же число, которое задумал?
Выслушиваем предположение и говорим, что на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос.
Дети записывают числа, увеличивают и уменьшают их в 2раза, а затем в 3 раза.
Делают вывод. Пытаются дать ответ на проблемный вопрос.
- Решение проблемы
Для ответа на данный вопрос предлагаем поработать по учебнику.
Задание N 313 (У-2, с. 108)
Учащиеся самостоятельно выполняют первую часть задания.
1• 3 = 3 3 : 3 = 1
2• 3 = 6 6 : 3 = 2
3• 3 = 9 9 : 3 = 3
4• 3 = 12 12 : 3 =4
5• 3 = 15 15 : 3 = 5
6• 3 = 18 18 : 3 =6
7 •3 =21 21 : 3 = 7
8• 3 = 24 24 : 3 = 8
9• 3 = 27 27 : 3 = 9
Просим сравнить первоначальное число в каждой строке с числом, которое получилось в результате выполненных действий. Спрашиваем, каким правилом пользовались учащиеся при выполнении задания.
Дети решают самостоятельно в тетрадях. Взаимопроверка. Делают вывод: каждое однозначное число сначала увеличили в 3 раза, а потом полученный результат уменьшили в 3 раза и получили то же самое число.
Задание N 314 (У-2, с. 108)
Просим прочитать текст: «…Если значение произведения разделить на один из множителей, то получится другой множитель».
—Во сколько раз надо увеличить число 9, чтобы получить число 63?
—Во сколько раз уменьшили число 63, чтобы получить число 9?
Почему получили то же самое число?
Предлагаем выполнить
Дети иллюстрируют на доске действие умножения (9•7= 63) и проверяют истинность высказывания действием деления(63 : 7 = 9, 63 : 9 = 7).
Делают вывод: если число 9 сначала увеличим в 7 раз, а потом полученный результат уменьшим в 7 раз, тогда получим то же самое число 9.
Ученики читают первую часть задания и самостоятельно записывают действия, которые надо выполнить, чтобы сначала увеличить число в 8 раз, а затем полученный результат уменьшить в 8 раз.
5• 8 = 40 40 : 8 = 5
Делают вывод: если число 5 сначала увеличить в 8 раз, а потом уменьшить в 8 раз, то получится число 5.
Задание N 315 (У-2, с. 109)
Дети обращаем внимание учеников на то, что мы неоднократно проверяли закономерность, которая проявляется при увеличении числа в несколько раз, а затем в уменьшении результата в такое же число раз. Просим сформулировать эту закономерность. Почему она такова?
Формулируют закономерность: если некоторое число сначала увеличить, а потом полученный результат уменьшить в одно и то же число раз, то данное число не изменится, потому что если значение произведения разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
Физкультминутка. Дети выполняют соответствующие движения.
Задание N 316 (У-2, с. 109)
Спрашиваем: какие действия нужно выполнить?
Учащиеся самостоятельно читают задание.
- Число 253 умножить на число 687.
- Полученный результат разделить на число 687.
- Полученный результат умножить на число 3
Выясняем, что для получения ответа достаточно умножить число 253 на число 3, так как 253 • 687 : 687 = 253.
Далее предлагаем ученикам самостоятельно умножить столбиком число 253 на число 3.
Проверяем результат вычислений, выполняемый столбиком: 253 •3 = 759
Задание No 317 (У-2,с. 109)
Выясняем, что для ответа на вопрос задачи можно не выполнять вычисления, а воспользоваться только что сформулированным правилом.
Учащиеся самостоятельно читают задачу и повторяют ее своими словами.
Ученики устно отвечают на вопрос задачи Ответ: 17 человек..
Задание N 318 (У-2, с. 109)
Учащиеся читают задание и называют ответ, используя изучаемое правило.
7.Закрепление и дополнение изученного.
Работа в группе.
Предлагаем задание на применение и углубление полученных знаний. На карточках задания:
1 группа: 45:9•9 18:6•6
1 группа: 35:7•7 18:2•2
1 группа: 27:3•3 72:8•8
1 группа: 45:9•9 36:4•4
Определить что изменилось, и работает ли сформулированное правило.
Дети работают в группе, выполняют задания, формулируют правило: при увеличении и уменьшении некоторого числа в одно и то же число раз, данное число не изменяется, при любой последовательности выполнения действий.
8.Подведение итогов урока.
Вопрос ученикам:
Какое открытие сделали? Что удалось, а что нет на уроке?
Дети формулировка изученного правила.
- Домашнее задание.
1вариант — работа в тетради для самостоятельных работ
2 вариант – составить задачу, или числовые выражения на изученное правило.
Обсуждение и запись задания в дневник.
- Рефлексия.
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня: ( объяснить значение)
шевелить мозгами
краем уха
хлопать ушами
Предложить учащимся расставить цветы в вазу ( красный – хлопали ушами; желтый – слышал краем уха; зеленый – шевелил мозгами).
Название: Технологическая карта урока математики «Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз»
Автор: Бондаренко Лариса Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ №50
Месторасположение: г. Иркутск
Дата изменения: 21.10.2015
Дата публикации: 21.10.2015