Занятие по экологическому воспитанию в средней группе «Колобок удивляется».
Программное содержание: уточнить знания детей о лесе и его обитателях; познакомить с жизнью животных зимой;
Развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию, речь, воображение;
Воспитывать интерес к жизни диких животных.
Материал: макет зимнего леса, картинка «Звери в зимнем лесу», Колобок (игрушка).
Ход занятия
Встреча Колобком
— Ребята, вы помните сказку » Колобок«? В ней действие происходило летом. А теперь представьте себе, что баба испекла деду Колобок в зимнее время года, И давайте продолжим сказку с того момента, когда баба вынула его из печи и поставила остужать…
Но ведь зимой окно не откроешь, чтобы остудить колобок… Как по- вашему, куда баба могла поставить колобок, чтобы он остыл?
Надоело Колобку на столе стоять, Решил он поглядеть, куда это баба вышла. Спрыгнул колобок со стола на стул. Со стула на пол и покатился по избе. Дверь баба плохо прикрыла. Вот Колобок и прошмыгнул на улицу.
Что же он увидел во дворе?
Покатился Колобок по расчищенной дедом тропинке сначала к калитке. И как только выкатился колобок из калитки, так сразу он за селом и оказался. Решил по дорожке к лесу отправиться…
Катиться он, катиться… По накатанной снежной дорожке хорошо, быстро получается. Катиться и песенку напевает… Давайте и мы её вспомним.(Дети поют песенки Колобка).
Зимние изменения в природе
— Смотрит Колобок на лес и не узнает его. Почему? (Дети говорят об изменении внешнего облика леса, об изменениях в неживой природе.)
— Да, все верно. Лес зимний стоит уже не в зеленом убранстве, а голый. Деревья, кустарники и земля — все покрыто снегом.
— Вспомните, дети, кого Колобок в сказке повстречал?
— А кого из зверей он в нашей сказке ну никах не сможет встретить? (Медведя.) Почему? (Спит медведь зимой в берлоге.) (Массаж прижимающий)
Шел медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил,» —
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел,
Все медведи — сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
— Зато первой на лесной опушке Колобку встретилась … На деревьях живет и орешки грызет (белочка). Опишите её. Расскажите Колобку о жилище белочки. О том, чем она питается зимой.
— Белка поменяла шубку с рыже—золотой на серебристо-серую более теплую, пушистый хвост, когти острые, цепкие.
— Чем же зимой питается белка?
— Она делает запасы. Орехами, семенами хвойных деревьев, грибами.
— Как называют ее жилище? (дупло)
— Колобок, колобок, а можно я тобой с сестрицами-белками полакомлюсь? — спрашивает белочка.
— Нет, — отвечает Колобок и со своей любимой незамысловатой песенкой катиться дальше. (Дети поют песенку).
— Катиться, катиться Колобок дальше, а навстречу ему…
Комочек пуха, длинное ухо Прыгает ловко, любит морковку (заяц).
— Как он выглядит?
( Уши длинные, хвост короткий, задние лапы длиннее передних, острые зубы, которыми он, как ножом срезает кору деревьев).
— Как выглядит заяц зимой?
— Поменял шубу с серой на белую.
— Зачем это нужно ему?
— Так заяц от врагов прячется.
— Чем он питается зимой?
(Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях).
— Где же заячий дом?
— Днем он спит в снежной ямке. В большие морозы зарывается в сугроб — так теплее. Ночью выходить заяц еду добывать.
Физминутка
Зайцы скачут скок — скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз — согнуться, разогнуться,
Два — нагнутся, потянуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
— Колобок, колобок, а можно я тебя съем? — спрашивает заяц.
— Нет, — отвечает Колобок и катиться дальше.
— Катиться, катиться Колобок дальше, а навстречу ему…
— Не дерево, а суковато (лось).
— Как он выглядит?
— Огромный зверь. Бурое тело, горбоносая голова, большие уши.
— Ребята, покажем, что лось огромное животное? (обводить лося).
— А чем питаются зимой лоси?
(Ветками, корой деревьев, травой сухой). Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после снегопадов.
— Как вы думаете почему? Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей зимой подкармливают. В лесу развешивают пучки растений, раскладывают сено, морковь, капусту.
— Где отдыхает ночью и во время непогоды лось? Он прячется в глубоком снегу. У лося из укрытия видны только голова и спина, которая покрыта особо густой шерстью. Ноги он прячет под брюхо.
— Посмотрел Колобок на огромного зверя, испугался и по — быстрей покатился дальше.
— Катиться Колобок, а навстречу…Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
— Острые зубы, сильные челюсти, хорошее чутье, очень выносливый, сильный, серый густой мех защищает от холода, питается мясом. Спит прямо на снегу, закрыв ноги и нос хвостом.
— Колобок, колобок я тебя съем? — сказал волк.
— Нет, — сказал Колобок и покатился дальше.
Так дети обогащают свои знания о лесных жителях, об особенности их жизни в зимний период, раскрывают перед Колобком тайны зимнего леса: кто и как зимует, чем питается, что делает зимой. Колобок узнает, как тяжело живется зверям в зимнем лесу. Зимой холодно, морозно, голодно. От лютой стужи зверей спасает пушистая теплая шуба. У зайца и у белки меняется и окраска шерсти. Белка заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. Медведь всю зиму спит в берлоге. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счет жира, который накопили ещё летом и осенью.
— Какой зверь опасный, ходит в шубе рыжей снег разгребает, мышей хватает?
— С кем из лесных обитателей встретился Колобок в последнюю очередь? (С лисой. ( Раскрасить силуэт лисы)
— Как она зимой стала выглядеть? Чем лиса зимой занимается? Голодно ли ей в это время, как и другим лесным жителям?
— Пушистый хвост, мягкие лапки, острые когти, чтобы ловить мышей, острые зубы, хороший нюх, рыжий мех.
— Колобок, колобок я тебя съем — говорит лиса.
— Нет, — говорит Колобок и прячется за дерево.
— Что мы можем придумать, чтобы спасти Колобка от лисы? (Проекты спасения Колобка от лисицы выслушиваются, выбирается один.) Колобок спасен и предлагает детям поиграть.
— Ребята, о зимовье каких зверей мы сегодня узнали?
— Как живется им зимой в лесу?
За спасение, Колобок подарит вам журнал «Веселый колобок».
Автор: Иванова Раисия Ивановна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ «Моркинский детский сад №7»
Месторасположение: пгт. Морки, Моркинский район, Республика Марий Эл.
Дата изменения: 03.02.2015
Дата публикации: 03.02.2015