КАРТОТЕКА «ИГРЫ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ»

Автор: Железнова Елена Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Место работы: ГБДОУ ЦРР – д/с № 45
Месторасположение: Василеостровский район, г. Санкт Петербург, Россия

Педагогикой издавна осознавалась важность игры для общего развития ребенка и необходимость применения ее в воспитании. Каждый исторический период выдвигает на первый план свои задачи. В наше время, наиболее актуальной, является проблема сохранения национальных традиций, установления связей между старой и современной культурами.

При этом значение игровой культуры вряд ли можно переоценить. Проблема угасания традиционной игровой культуры подтверждается в российских фольклорно-этнографических исследованиях. Все чаще и тревожнее звучат голоса педагогов, отмечающих резкое сужение игрового репертуара у детей. Поэтому главной задачей, которую педагогам приходится решать, является установление способов и путей возвращения народной игры в детскую среду. Причем наибольшая сложность заключается в том, чтобы не просто добиться механического воспроизведения игры, а вернуть ее живое, естественное существование.

Я работаю руководителем физического воспитания уже 15 лет и обратилась к этой теме не случайно. Вспоминая свое детство, я представляю себе многочисленные компании детей, которые собирались во дворе и играли до позднего вечера в интереснейшие игры. А сейчас, проходя по нашим дворам, я очень редко замечаю, что дети играют в «Прятки», «Выбивала», «Краски», «Светофор» или прыгают через скакалку, играют в классики. Я уже не говорю о таких играх как «Лапта» и «Городки», которые и во времена моего детства были забыты. Обидно, что игры, которые существовали в народной педагогике веками, исчезают в наше индустриальное время буквально на моих глазах. Я проводила анкетирование родителей 5 лет назад, когда плотно начала заниматься этой проблемой, и провела в этом году. Уже список игр, в которые они играли в детстве, стал меньше. О каких играх будут вспоминать современные дети, если мы не передадим им хотя бы то, что еще помним сами? Я считаю, что вопрос возрождения игровой культуры назрел настолько остро, что если им не заниматься сейчас, то в ближайшем будущем уже нечего будет возрождать.

В течение года я планирую спортивные досуги, посвященные народным играм, в том числе и с участием родителей.

В результате проведения досугов с родителями, где они играли с детьми в те игры, в которые играли в своем детстве, получилась картотека «Игры наших родителей». Очень хочется поделиться с коллегами этим уникальным материалом.

СВЕТОФОР

Для игры необходима площадка с ограничениями с двух длинных сторон прямоугольника (например, кусок дороги). Выбирается водящий — светофор.

Он встает посредине дороги, а все остальные дети располагаются вдоль края дороги (на дороге надо начертить две линии — расстояние между которыми равно длине, выстроившихся в шеренгу детей).

«Светофор» поворачивается к детям спиной и называет любой цвет. Те дети, у кого в одежде есть такой цвет, спокойно переходят на другую сторону. У кого нет такого цвета, должны перебегать, а «светофор» их пятнает. Кого запятнали последним, становится «светофором».

ШКОЛА МЯЧА

Для игры нужна ровная небольшая площадка перед стеной и гладкая стена.

Мяч отбивается от стены с последовательным усложнением заданий. Играют участники по очереди до первой ошибки.

с л о в а з а д а н и я

ЧОКИ-ЧОКИ Мяч ударить о стену и поймать.

ВЕРЧОКИ-ВЕРЧОКИ Мяч ударить о стену, дать ему ударится об землю,

сделать поворот вокруг себя и поймать мяч.

МОТЫ-МОТЫ Мяч ударить о стену, сделать круговые движения

руками по часовой стрелке из положения одна

над другой и поймать мяч.

ЖМОТЫ-ЖМОТЫ Мяч ударить о стену, пожать руки (сначала левая

сверху, затем наоборот) и поймать мяч.

СКЛАДЫ-СКЛАДЫ Мяч ударить о стену, хлопнуть в ладоши и

поймать мяч.

ПРИСЯДЫ-ПРИСЯДЫ Мяч ударить о стену , полуприсед, поймать мяч.

ДВЕРЬ-ДВЕРЬ Мяч ударить об землю так, чтобы он отскочил

от нее и ударился о стену, затем поймать мяч.

ЗВЕРЬ-ЗВЕРЬ Мяч ударить в стену, сделать движения руками,

как будто хочешь кого-то напугать, поймать мяч.

КОЛЕНО-КОЛЕНО Мяч держать в двух опущенных руках, затем ударить по мячу коленом так,

по мячу коленом так, чтобы тот отскочил в стенку, поймать мяч.

ПОЛЕНО-ПОЛЕНО После отскока мяча от стены, ударить его ребром ладони, чтобы он

стукнулся об пол, поймать мяч после отскока

АЛИ-БАБА

Играющие делятся на две команды при помощи «кочерги». Все встают в круг, один считалкой выбирается «кочергой». Дети идут по кругу и поют:

Кочерга, кочерга

Не боимся мы тебя.

«Кочерга» идет спиной по направлению к идущим по кругу детям, с кем столкнется спиной, того забирает к себе в команду. Так до тех пор, пока у него в команде не будет столько же детей, сколько осталось в кругу.

Команды, взявшись за руки, встают напротив на расстоянии 5-6 м. Начинает та команда которую набрал «кочерга», они кричат:

Али-Баба!

Им отвечают дети другой команды:

О чем слуга?

Снова команда «кочерги»:

Пятого десятого………нам сюда!

Ребенок, имя которого назвали, разбегается, бежит по направлению к шеренге зовущих и старается «разбить» сцепленные руки. Если ему удается это сделать, то он забирает одного их тех, чьи руки он «разбил» в свою команду, если нет — остается в этой команде.

Игра идет до тех пор, пока в одной из команд не останется один человек. Он и становится новым «кочергой».

РЫБАК ЛОВИЛ РЫБКУ!

Эта игра проводится с длинной скакалкой. Двое крутят, один скачет и на каждый прыжок говорит:

Ры-бак ло-вил рыб-ку! Оп!

На слова «Оп!» он приземляется на расставленные в стороны ноги. Если между ног оказывается скакалка, то он отходит в сторону и прыгает следующий. А если нет, то он сменяет одного из тех, кто крутит скакалку.

ЧАСИКИ

В эту игру можно играть с длинной скакалкой, а можно с короткой. Если скакалка длинная, то двое крутят, один скачет. Причем, если он делает ошибку, то меняет одного из крутящих.

Все прыгают по очереди, начиная с одного прыжка до 12 раз, перед прыжками надо сказать:

Часы пробили ровно….(от часа до 12 часов)!

Если сделал ошибку, то нельзя переходить к следующему числу, т.е. когда придет твоя очередь, ты опять прыгаешь столько же. Выигрывает тот, кто первым проскочит 12 раз

БЕЗ ОПОЗДАЛ

Эта игра с длинной скакалкой. Двое крутят, а все остальные встают в очередь и друг за другом «вскакивают» делают один прыжок и «вылетают»!

Следующий должен успеть вскочить после первого удара скакалки об землю, после «вылета» предыдущего. Кто делает ошибку или опаздывает, тот меняет одного из тех, кто крутит скакалку.

Игра очень динамичная, хорошо если народу играет много, а то дети не успевают отдыхать между прыжками.

ХАЛИ-ХАЛО

Считалкой выбирается водящий. Он берет мяч и встает перед сидящими на скамейке остальными детьми. Он загадывает любое слово, называя его первую и последнюю букву, и к какому понятию оно относится. Например:

Это такое дерево.

Первая буква «д», последняя «б».

При этом он ходит перед детьми, жонглирует мячом, набивает его о землю

и т.п. Но как только он слышит правильный ответ, он быстро кидает мяч тому, кто ответил, со словами «Хали-хало!», а сам бежит задом до тех пор, пока, поймавший мяч, не скажет «Стоп!». Водящий останавливается, делает из рук «кольцо». А то, кто отгадал слово, должен от скамейки, бросить мяч и попасть в «кольцо». Только если ему это удается, он становится новым водящим и загадывает слово. Если нет, то водящий загадывает новое слово.

Я ЗНАЮ ПЯТЬ НАЗВАНИЙ

Дети встают в круг и по очереди кидают друг другу мяч, произнося такие слова:

Я знаю пять названий… (городов, стран, деревьев, цветов, машин и т. д.)

Игра продолжается, а тот, кто ловит мяч, называет … (город, страну, дерево, цветок, марку машины и т.д). Следующий говорит «раз» и бросает мяч, тот кто ловит, называет еще одно название города, страны……. И так, до пяти раз. Затем все повторяется сначала. Тот, кто не может назвать слово или не ловит мяч, выбывает из игры.

В СЛОНА И МИЛЬТОНА

Обычно играют на утрамбованной грунтовой площадке или на газоне (не на асфальте). Чертится круг диаметром 8-10 м. Выбираются два человека, которые будут изображать «слона» и один «мильтон». Дети, чтобы получился «слон», наклоняются и зацепляются правыми руками за подмышки друг друга (головы при этом соприкасаются ухо к уху), левая рука каждого опирается на колено. «Слон» стоит в центре круга. «Мильтон» тоже

находится в кругу, все остальные дети за кругом. Задача «мильтона» запятнать детей, которые бегут, чтобы запрыгнуть на слона или падают со «слона». В общем, он внутри круга пятнает всех, кто касается земли, но при условии, что слон стоит. Если слон упал или коснулся земли рукой, коленом, то все кто сидел на нем, бегут за пределы круга, пока «слон» не встал снова.

Кого он запятнал, тот становится «второй половиной слона». При этом «первая половина слона» становится «мильтоном», а сам «мильтон» обычным игроком. Игра продолжается. Дети играют пока не устанут.

В ПЕКАРЯ

Для игры необходима площадка с ограничениями по длинным ее краям (хорошо подойдет часть дороги с поребриками). Чертится четыре линии кона на расстоянии 1 м друг от друга: «солдаты», «сержанты», «полковники» и «генералы». Все участники игры встают на линию «солдаты» и с ноги бросают свою палку как можно дальше. Чья палка окажется дальше всех, тот совершает первый бросок. Дальнейшая очередность определяется в зависимости от удаленности брошенных палок от кона . У кого палка упала ближе всех — становится «пекарем». На расстоянии 3-4 м от линии ближайшего кона («генералы») ставится на возвышение банка. Все игроки с дальнего кона по очереди бросают свои палки, стараясь сбить банку. Если банка сбита, то задача «пекаря» поставить ее на место, а после запятнать кого-нибудь из игроков, которые могут забирать свои палки только в тот момент, когда банка сбита. Если ему это удается, то тот, кого запятнали, становится «пекарем». Участник, сбивший банку, переходит на следующий кон. Тот, кто будучи «генералом», сбивает банку, становится победителем всей игры!

В КОЗЛА

Для игры необходима ровная стена, утрамбованная (или асфальтовая) площадка под стеной и мяч.

Все участники игры выстраиваются друг за другом, по очереди кидают мяч об стену и перепрыгивают через него в том месте, где мяч ударился о землю. Мяч ловит следующий игрок. Если кто-то допустил ошибку, то он выходит из игры.

Дети с удовольствием и искренней радостью играли в игры своих родителей, А главное, как я и предполагала, многие игры «прижились» в детской среде. Особенно понравились девочкам игры с длинной скакалкой. Мальчики были в восторге, когда проводили игры папы, потому что мужчины. оказалось, играют с большим азартом.

Русские народные подвижные игры способствуют развитию таких качеств, как выдержанность, самодисциплина, ответственность, самообладание, доверие, доброта к людям, вежливость, внимательность, сочувствие, терпимость. Игры так же содействуют формированию жестикуляции, походки, движений.

Кроме того, использование на физкультурных занятиях народных подвижных игр позволяет более успешно развивать физические качества дошкольников.

Анализ результатов показал, что уровень усвоения программы по физическому воспитанию является более высоким, если используются занятия, более насыщенные подвижными русскими играми, чем традиционные.

Но самое главное, что русские народные подвижные игры способствуют поддержанию интереса к физической культуре и способствуют возрождению традиций русской культуры.

Автор: Железнова Елена Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Место работы: ГБДОУ ЦРР – д/с № 45
Месторасположение: Василеостровский район, г. Санкт Петербург, Россия

Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 16.04.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *