Автор: Ткаченко Светлана Александровна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад №19 «Колобок»
Месторасположение: п. Загорский, Минераловодский район, Ставропольский край
Автор: Гончарова Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад №19 «Колобок»
Месторасположение: п. Загорский, Минераловодский район, Ставропольский край
Направление развития ребёнка: Социально — личностное развитие.
Педагогическая область: Социализация.
Вид детской деятельности: игровая.
Форма работы: сюжетно — ролевая игра.
Интеграция педагогических областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание: ФЦКМ», «Здоровье», «Безопасность».
Атрибуты к игре
1. Изготовление шапочек — скафандров для космонавтов.
2. Сбор технической аппаратуры (рации — наушники, калькуляторы, пульты управления; штурвал командира ракеты от компьютера; изготовление прибора — по типу «ЛЕГО» для обнаружения живых существ;)
3. Оформление панно «Космос». Изготовление костюма для исполнения роли робота-эколога.
4. Изготовление объёмного конструктора «Ракета».
5. Изготовление «тренажёра» — «Барокамера».
6. Пополнение атрибутами медицинского кабинета: пошив детских медицинских халатов и шапочек, изготовление «тренажёра» для проверки равновесия, пополнение атрибутов с/р игры «Больница»; космической столовой: изготовление еды для космонавтов в тюбиках, лепка мясных и хлебных блюд из солёного теста, аппликация овощей и фруктов, изготовление салата.
7. Посадка растений: пшеница, овёс, лук, овощи. Поставить веточки в воду: клён, берёза, тополь, смородина. Проращивание каштанов.
8. Подготовка видеоряда для ноутбука по сценарию игры.
9. Приобретение поощрительных сюрпризов для всех участников игры.
10. Одежда: девочки — туники, лосины, аккуратные прически.
Мальчики — брюки, рубашки.
Обувь: туфли.
Цель: создание космической обстановки, развитие детской
фантазии, творческого воображения.
Руководство игровой деятельностью детей:
1. Помочь прочитать текст сообщения.
2. Экологическая катастрофа: что могло произойти?
3. Всё живое погибло на планете: какую можно оказать помощь?
ХОД ИГРЫ :
1. Воспитатель: «Ребята, несколько минут назад, пока мы ждали гостей в наш детский сад принесли сообщение с космодрома Байконур. Я его ещё не читала. Помогите мне»- ( вместе читают сообщение: » НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ СЛУЧИЛАСЬ БЕДА. ПРОЛЕТЕЛА ОГРОМНАЯ КОМЕТА. ПРОШЁЛ МЕТЕОРИТНЫЙ ДОЖДЬ. ПОГИБЛО ВСЁ ЖИВОЕ. SOS SOS SOS SOS SOS!!!!!!!!!!! )
» Как вы думаете, что случилось на планете?» — воспитатель (ответы
Детей — Экологическая катострофа).
«Что будем делать?» — воспитатель.
» Сами полетим в космос!» — дети.
«А что для этого нужно?» — воспитатель.
» Ракета, космонавты, конструкторы, радист, штурман, борт-инженер,
повара, врач, тренер«- дети, при этом уточняют обязанности каждой роли.
2. Распределение ролей:
В: «Без кого не может лететь космический корабль?»
Д: «Без командира корабля».
В: » Кто из нас может быть командиром?» (дети выбирают)
Например: Ваня хороший друг, с ним интересно играть, много
знает , хорошо умеет рассказывать«
Борт-инженер: Марат — с закрытыми глазами проложит
путь , хорошо знает карты, умеет пользоваться ноутбуком, поможет в трудную минуту.
Радист : Дима — очень внимательный, у него хороший слух, слышит даже шопот, внимательно слушает воспитателя.
Инженер-конструктор : Святослав — любит машины, разбирается в технике, любую машину может починить, зоркий глаз. Фантазёр, выдумщик, может из одной конструкции сделать другую, знает название всех деталей.
Тренер: Алина — любит бегать, прыгать, смелая, ловкая, может научить других.
Врач : Катя Ф. и Катя А. умеют лечить, добрые, знают разные лекарства, всегда приходят на помощь, дают полезные советы.
Повар: Вика и Ульяна любят вкусно готовить, знают разные овощи и фрукты, умеют готовить различные блюда, используют много полезных рецептов.
В: «Ребята, вы помните, что на планете — экологическая катастрофа. Как Вы
думаете, может быть нам ещё какой-нибудь специалист пригодится?
Д: » Эколог».
В: » Чем он занимается? (ответы детей).Кого мы можем выбрать на эту роль?
(воспитателя). А я справлюсь? Почему?«
3. Развитие сюжета:
Командир: «Давайте готовиться к полёту. Всем разойтись по местам»,
Игровые действия:
1. тренер приглашает всех на тренировку перед полётом:
Динамическая пауза:
Ты сегодня космонавт
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким ( ходьба на месте)
Мы отправляемся на марс,
Звезды в гости ждите нас
Три, два, один……….летим
(подняться на носки, руки вверх)
В невесомости плывем
Мы под самым потолком
(имитация плаванья)
«Закачиваем воздух в скафандры». И.П. — О.С. Стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох при выпрямлении и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука «С-С-С» (руки скользят вдоль туловища
К марсу путь был очень длинным,
Стоп ! Выходим из кабины (ходьба)
Мы с полета возвратились
И на Землю опустились.
2. Врачи приглашают всех мальчиков в кабинет для обследования, повара уходят на кухню готовить обед для экипажа.
Врачи : а/ проверяют готовность космонавтов ( пульс, зрение,
температуру, слушают фанендоскопом);
б/ похлопай в ладоши, как я
в/ проверка на невесомость: пройти по верёвочке.
Командир приглашает всех в столовую.
3. Повара: а/ накрыли на стол.
б/ пропускают всех в столовую, угощают.
( ролевая речь социально-нравственной направлен-
ности о полезных для здоровья продуктах).
Командир Ваня: «Слушай мою команду. Всем собраться у ракеты.
Если в космос вы хотите
Значит, скоро полетите!
Первый в мире будет наш
Дружный детский экипаж.
Я сейчас Вас познакомлю с отсеками корабля.(сообщает кто и где размес-
тится. Одеть всем скафандры и занять свои места —имитация одевания скафандров, одевание шапочек — шлемов»,
Командир Ваня: «К полёту готовы?»
Экипаж:: «Готовы».
Командир Ваня: «Пристегните ремни!»
Б/инженер Марат: «Запускаю двигатель!»
Марат включает ноутбук, звучит космическая музыка + видеоряд полёта космического корабля.
Командир Ваня: «Поехали. Возьмитесь за руки, сейчас начнутся большие перегрузки (звук витафона), входим в плотные слои атмосферы,
отошла первая ступень ракеты».- иллюстрации на ноутбуке.
Б/инженер Марат: » Скорость 3 метра в секунду«.
Командир Ваня: «Отошла вторая ступень ракеты».
Б/инженер Марат: » Скорость 6 метров в секунду».
Командир Ваня: » Отошла третья ступень ракеты«.
Б/инженер Марат: «Скорость 8 метров в секунду — это космическая скорость».
Командир Ваня: «Мы в космосе, отстегните ремни».
Игровые действия в полёте :
б/Борт- инженер — осуществляет иллюстрацию путешествия — видеоряд космического путешествия;
Инженеры- конструкторы и радист — настроить( собрать) прибор обнаружения живых существ.
Марат: «Командир, впереди по курсу планета „Цветочная“.
Ваня: » Радист, запросите планету. Не случилось ли на ней чего-нибудь?
Святослав : » На планете всё в порядке. Нам пожелали счастливого пути!«
Экипаж: «Счастливого пути!»
Марат: » Командир, вижу «Огненную планету»
Ваня : «Радист, узнайте всё ли у них в порядке?»
Дима : «На планете „Огненная“ всё спокойно. Они говорят нам : „До свида-
ния!“
Экипаж: „До свидания!“
Повара: „Командир, обед готов. Пора подкрепиться“.
Ваня : » Слушай мою команду. Переходим на автоматический режим
управления. Прошу всех в столовую.
Повара предлагают еду в космической упаковке (ролевой диалог предполагает узнавание содержания упаковки + социально-нравственная направленность).
Ваня : » Наш полёт продолжается — всем занять свои места».
Марат : » Командир, впереди планета «Тайн».
Ваня : «Будьте внимательны. Радист, узнайте всё ли в порядке на
планете?»
Дима : » На планете «Тайн» происшествий нет. Нам желают доброго пути!«
Экипаж: «Счастливо!»
Звучит музыка (приближение к музыкальной планете).
Святослав : » Слышу позывные с музыкальной планеты. Там беда!«
Марат : «Приближаемся к музыкальной планете»
Ваня : «Внимание! Пристегните ремни. Мы приближаемся к музыкаль-
ной планете. Входим в зону метеоритов. Склоните голову к
коленям. ( витафон) Включаю торможение».
«Отстегните ремни. Мы приземлились на планету.
Приготовиться к высадке. Всем проверить скафандры. Готовы?»
Экипаж: » Да».
Ваня : » Взять приборы обнаружения живых существ.
Все идем друг за другом. Нас могут ждать разные опасности.
Пристегнитесь друг к другу. Вперёд!»
Обследовательские действия на планете.
Дима : » Вижу какой-то странный объект».
Ваня : » Всем остановиться. Близко не подходить«.
ВЫХОДИТ Робот — эколог
«Земляне! Я приветствую Вас на нашей музыкальной планете. У нас случилась беда. Пролетела комета, прошёл метеоритный дождь и уничтожил всё живое. Остался один я — Робот-эколог — устаревшая конструкция. Помогите. Спасите планету. Я знаю на вашей планете растут удивительные растения, которые очищают воздух, дают пищу всему живому. Посадите эти растения на нашей планете. Спасите планету! Спасибо, спасибо, спасибо».
Ваня : » Надо помочь планете, но как? Что делать?»
Эколог: » У нас есть растения, которые мы захватили с Земли».
Экипаж: » Давайте подарим эти растения роботу-экологу«.
Робот: Большое спасибо земляне. Расскажите, что интересного вы увидели из иллюминатора своей ракеты?
Дети читаю стихи:
1. Меркурий — ближняя к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достаётся лучей,
Что это планета всего горячей.
2. От Солнца третья планета,
Наша Земля меньше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
3. Марс — пустынная планета.
Он чуть больше Луны,
Его из-за красного цвета
Назвали как бога войны.
4. Юпитер — больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!
5. Сатурн — красивая планета
Жёлто — оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Она всегда окружена.
6. Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца планета восьмая,
Царит там зима ледяная.
Эколог: Ребята, давайте робота научим космической игре:
Все встают в круг. Ведущий внутри круга идёт и произносит слова:
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт.
Меркурий —раз. Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
Ведущий, произнося последние слова, двумя руками дотрагивается до двоих ближайших игроков. Осаленные поворачиваются друг к другу спиной и бегут вокруг круга, навстречу друг другу. Ведущий становится на место одного из игроков. Первый подбежавший занимает свободное место, другой становится ведущим. Игра повторяется три раза.
Робот спрашивает: Расскажите мне, земляне, где живёте на Земле?
Дети отвечают, чтением стихов:
1) Мы живём на Ставрополье
Где простор и где раздолье,
Где бескрайние поля
И хлеборобная земля!
Города здесь небольшие,
Но, как будто золотые
Никому нельзя отдать
Ни продать, ни променять!
Робот : расскажите мне, земляне, что у вас есть в вашем крае?
2) В Пятигорске есть у нас
Планетарий — высший класс!
Все его мы посещали
Так о космосе узнали
А ещё у нас есть горы,
Есть целебная вода.
Робот : расскажите мне, земляне, чем же славится Кавказ?
Как живут у вас селяне? Что за курорты там у вас?
3) С каждым годом всё ярче
Ставрополья огни
И объятия жарче
Этой нежной земли.
Кавмин-Воды красивы
Нам Кавказом даны
Они — ворота России.
Они — здоровье страны!
4) Приезжайте лечиться,
Кавмин — Воды зовут
Здесь волшебной водицы
Вам напиться дадут,
Здесь нарзаны и грязи,
Санаторный уют
Наш курорт на Кавказе
Всероссийским зовут!
Командир Ваня: «Пора возвращаться на Землю, У нас заканчивается топливо.
( прощаемся с роботом, обещаем прилететь и наблюдать за
ростом растений. Робот благодарит землян и дарит волшебную коробку, которую можно открыть только на Земле).
Ваня: Занять свои места.
Пристегните ремни. К взлёту готовы?»
Экипаж: «Готовы».
Б/инженер Марат: » Запускаю двигатель», ( музыка + видеоряд полёт космических кораблей.)
Ваня: Приготовиться к перегрузкам заходим на посадку.
Экипаж: » Привет, земляне!»
Командир: » Нас все уже заждались. Разрешаю снять скафандры и покинуть
космический корабль.
Алина: Песню запевай
Исполнение марша юных космонавтов:
Как герои — космонавты,
Быть такими мы хотим.
Подрастём и тоже в космос
Непременно полетим.
Полетим. Полетим.
Непременно полетим
Будем в школе так учиться,
Чтоб пятёрки получать.
Будем дружно все трудиться,
Чтобы к звёздам улетать,
Улетать, улетать,
Чтобы к звёздам улетать.
Как отцы и деды наши,
Славить Родину хотим.
В честь страны своей России
Мы в ракетах полетим,
Полетим, полетим,
Мы в ракетах полетим.
Командир Ваня: Завтра утром всех жду на работу. До свидания».
Воспитатель: Вы, рады тому, что вернулись на Землю? Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? ( ответы детей)
Ребята, мы с вами молодцы. Мы помогли жителям планеты, на которой случилась беда. Давайте откроем коробку и посмотрим, что же нам передал робот — эколог.
Открывают коробку: Дети, как вы думаете, что это такое? (это фрукты).
Правильно, это фрукты, но необычные, они изображают Солнце и планеты Солнечной системы.
Грейпфрут — Солнце.
Гранат — Меркурий, Марс, Плутон.
Виноград — Венера, 3емля.
Апельсин — Юпитер.
Яблоко — Сатурн.
Мандарины — Уран, Нептун.
Все угощаются фруктами.
Автор: Ткаченко Светлана Александровна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад №19 «Колобок»
Месторасположение: п. Загорский, Минераловодский район, Ставропольский край
Автор: Гончарова Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад №19 «Колобок»
Месторасположение: п. Загорский, Минераловодский район, Ставропольский край
Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»
Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 04.04.2014