Автором предлагается конспект занятия с экологической направленностью. Занятие может быть полезно воспитателям не только для привития любви к родному городу, но воспитания созидательного, гуманного отношения к природе, уточнения представлений о зависимости городской среды от зеленых насаждений.
Вводная часть
Цель: Развивать у детей дошкольного возраста осознанное чувство ответственности за красоту и чистоту родного города.
Задачи:
- Расширять знания детей о городской среде и значении зеленых насаждений для города.
- Учить детей приемам культуры дискуссии. Расширять словарный запас детей, вводя в их речь слова: зеленые насаждения, вредные выбросы, городская среда, фитонциды,
- Воспитывать у детей культуру поведения в природе: не оставлять мусор в местах отдыха, не ломать и не рвать растения, бережно и заботливо относиться к ним.
Материалы для занятия:
- панорамная картина Ярославля, на которой изображен необычный городской пейзаж (без деревьев, травы и цветов). Видны трубы завода с выходящим дымом, жилые дома, дороги, машины;
- картинки с видами Ярославля, клумб;
- силуэты деревьев, цветов, травы;
- клей-карандаш;
- аудиозапись городских шумов, пения птиц, шелеста листвы;
- экологические модели (углекислый газ — растения — кислород).
Ход
— Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено? (город, дома, завод, машины…)
— Вы не заметили ничего необычного?
— Художник правильно изобразил город?
— Уютно ли жить в таком городе? (здесь нет деревьев и цветов, нет травы. Жителям плохо)
— Вы не узнаете, что это за город?
Вы правильно заметили, на картине совсем нет зеленого цвета. А может художник прав? Что такое город?
— Что важнее в городе — дома, магазины, заводы или деревья и цветы? Может можно обойтись и без них? Как вы думаете?
( педагог выслушивает и направляет ответы детей)
— Вы совершенно правы, растения в городе обязательно нужны, они не только украшают город, но и приносят пользу. Без них не обойтись. Давайте разберемся, как же растения нам помогают.
— Для этого мы с вами мысленно перенесемся в город на картине и попробуем исправить ошибки художника, поможем его жителям. Закройте глаза, возьмитесь за руки, 1,2.3 — и мы с вами в городе на картине.
— Откройте глаза и пойдем по улице. Посмотрите вокруг стоят дома, под ногами у нас асфальтовая дорожка, ярко светит солнце, нам жарко и негде спрятаться от солнечных лучей. Что поможет нам укрыться от солнца? (давайте спрячемся в тень, посадим деревья)
— Хорошее предложение. Давайте посадим много деревьев, чтоб получился парк. (дети наклеивают на картине силуэты деревьев).
— Деревья дают прохладу в жаркую погоду. Даже небольшой парк снижает температуру на несколько градусов. Деревья через листву поглощают тепло и отражают солнечные лучи. Давайте посидим в тени деревьев, отдохнем и пойдем дальше. Потом здесь будут отдыхать жители города. А как должны вести себя люди в местах отдыха, чтоб парк всегда оставался чистым и красивым? (убирать за собой мусор, не рвать растения, лечить больные деревья и т. д.)
— Идем дальше по улице. (Звучит аудиозапись городских шумов) Вы слышите шум, что это? Посмотрите, вдалеке большой завод, он работает и из трубы идет дым. По дороге едут машины, они тоже загрязняют воздух и издают шум. В городе неприятный запах, нам трудно дышать. Как мы поступим в этом случае? (ответы детей)
— Нам опять помогут растения (показ модели). Деревья поглощают углекислый газ, неприятные запахи и выделяют кислород, они очищают городскую среду от пыли и газа. В городе много машин, заводов и фабрик и они наносят вред окружающей среде загрязняя воздух. А растения задерживают на своих листьях пыль. Даже газон с травой задерживает пыль. Представляете, всего 1 дерево средней величины за день восстанавливает столько кислорода, сколько не обходимо для дыхания трёх человек. Давайте добавим на картине газон вдоль дороги, он защитит нас от пыли, посадим кустарники и деревья, они защитят от шума. (Дети приклеивают силуэты деревьев, кустов, траву)
— А как еще жители могут защитить свой город от вредных выбросов? (строить очистительные сооружения)
— Посмотрите, в городе стало тише, воздух стал свежее а улица красивее. (Звучит аудиозапись шелеста листьев и пения птиц) Нам тоже стало веселее. Шелест листьев и пение птиц ласкает наш слух, нам приятно видеть красивые растения, зеленую травку. Давайте позовем дождик полить наши посадки и поиграем.
Физкультминутка «Дождик»
Капля первая упала — кап! (сверху пальцем показывают ее движение)
и вторая прибежала — кап! (то же самое)
мы на небо посмотрели, (смотрят вверх).
Капельки кап-кап запели,
Намочились лица, Мы их вытирали. (вытирают лицо руками).
Туфли, посмотрите, (показывают руками вниз и смотрят).
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (движение плечами)
и все капельки стряхнем,
от дождя убежим, под кусточком посидим (приседают).
— В такой обстановке людям становится комфортнее, улучшается их настроение. Мы можем укрыться от солнца, посидеть на травке. Растения украсят жизнь жителей. Но, все-таки чего-то не хватает. Ребята, а что еще мы можем добавить для красоты города? (клумбы, цветы).
— Конечно, давайте украсим город цветами. (дети наклеивают цветы).
— Какая красота. Пусть цветы радуют жителей, повышают им настроение.
Как вы думаете, какую пользу людям и животным еще приносят растения?
— Зеленые насаждения вырабатывают особые вещества (фитонциды), которые убивают некоторых вредных бактерий и микроорганизмов. Это очень важно города. Скажите, почему это важно именно в городе? (показ модели)
— В городском воздухе содержится в 10 раз больше болезнетворных микробов, чем в воздухе полей и лесов. Ученые проводили разные исследования, которые показали, что заболевания, которые у человека вызывает шум, похожи на действия от яда. Что бы деревья, цветы и трава хорошо росли, они сами себе помогают удобрять почву. Они усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды углеводы и другие органические вещества (показ модели). Без растительного мира жизнь человека и животных невозможна. Все животные, кроме хищников, питаются только растениями. Насекомым нужны цветы, кошкам и собакам которые живут в городе трава, они ею лечатся.
— Ну что же, жителям города мы помогли — посадили разные растения, пора возвращаться, Закрываем глаза, 1, 2, 3, вот мы и в группе.
Педагог показывает картины с видами Ярославля.
— Посмотрите перед вами еще несколько картин.
— Что на них изображено? (Ярославль, клумбы с цветами…)
— Как вы узнали, что это наш город? (театр, фонтан, мы там были)
— А теперь снова посмотрите на картину?
— Видите как растения меняют облик города?
— Вы узнаете что это за город? Теперь наш Ярославль похож на город на картине? (Да)
Конечно, это наш город и мы с вами помогали себе, мы же его жители.
— Мы с вами живем в очень красивом древнем городе. А почему наш город можно назвать красивым? (много цветов, деревьев, красивых зданий, церквей)
Он совершенно не похож на тот серый город, который был вначале. Люди очень любят свой город, стремятся его украсить и сделать чистым. Что нужно делать, чтобы в нашем городе было много растений? (копать землю, сажать растения, охранять их от вредителей, рыхлить и полоть почву, лечить растения)
Воспитатель: в заключении воспитатель подводит детей к выводу:
— Любите природу и она будет любить вас. Помните о том, что если болеют растения, болеют и люди.
Автор: Майкова Елена Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 65
Месторасположение: г. Ярославль, Ярославская область, Россия
Дата изменения: 13.05.2020
Дата публикации: 08.04.2014