Конспект развлечения
«Ярмарка. Золотая хохлома»
(в подготовительной группе)
Цель: познакомить детей с орнаментом хохломской росписи.Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, через художественную деятельность.
Задачи:
- Социально-коммуникативное: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Речевое развитие: обогащать словарь ребенка (хохломская роспись, завитки, травники, скоморохи, мастер).
- Познавательное развитие: закрепить знания детей о декоративно- прикладном искусстве, хохломская роспись.
- Художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать технические умения детей — умело пользоваться кистью (рисовать концом кисти и всей кистью). Развивать художественный вкус, воображение, творческий подход к работе. Закрепить умение использовать в узоре, растительные и зооморфные элементы хохломской росписи, располагать их с учетом формы предмета.
Предварительная работа: знакомства с декоративно-прикладным искусством. Знакомство с иллюстрациями и издельями с хохломской росписью. Чтение и разучивание стихов, пословиц, поговорок и частушек о народном творчестве. Беседы об истории возникновения хохломской росписи. И рисование элементов росписи.
Материал: бумажные силуэты посуды, иллюстрации с изображением схем рисования элементов хохломской росписи, кисти, гуашь.
Оформление: Предметная среда оформлена в виде ярмарки (самовар с сушками, расписные платки, посуда, игрушки из дерева, расписанные по мотивам хохломской росписи).
Примерный ход деятельности
1. Организационый момент. Мотивация.
Воспитатель облачен в русский народный костюм, кокошник и фартук с элементами росписи хохломы. Зазывает детей:
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Чашки, ложки, самовары.
- Приглашение на ярмарку.
Цель: закрепить интерес детей к дальнейшим событиям.
Воспитатель: Приглашает детей пройти на ярмарку.
— Вы бывали когда-нибудь на ярмарке? (звучат ответы детей)
— Что делают на ярмарке? (продают посуду, фрукты, украшение и многое другое).
— Еще на ярмарке показывают свое мастерство народные умельцы. У нас готова для ярмарки разная посуда: вазы, ковши, утятницы, солонки, чашки, разделочные доски и другие предметы. Они не расписаны, сегодня мы с вами побудем народными умельцами и всю посуду распишем хохломскими узорами.Прежде чем приступить к работе, воспитатель предлагает вспомнить особенности хохломской росписи.
Листья реют, не редея,
От дыхания земли.
Входят в царство Берендея,
В мир волшебной хохломы!
Эту красоту подарила нам земля Нижегородская!
— Вся посуда не простая, а словно золотая! С яркими узорами, ягодами и листочками!
— Из какого материала мастера делают посуду? (из дерева, из липы, из березы)
— А вы знаете, почему Хохлому называют золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одном предмете — это фон, на другом листья, ягоды, цветы в узорах).
— Какие цветы используют художники в росписи? (Красный, черный, желтый и может присутствовать зеленый).
— Какие цвета мастер использует для фона? (Красный, желтый, черный)
— Назовите элементы узора в хохломской росписи? (Завитки, травинки, капельки, сосульки, листочки, ягодки).
— А какие ягодки, рисуют мастера? (Малину, клубнику, рябинку, вишенки, крыжовник, бруснику).
- 3. Русская народная игра «Сиди, сиди Яша»
Цель:приобщить детей к истокам русской народной культуры, через русскую народную подвижную игру.
Воспитатель -на Руси люди умели хорошо поработать и весело отдохнуть, недаром они говорили: «делу время- потехе час»
Сейчас мы с вами тоже поиграем, а затем и поработаем.
Ход игры:
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и говорят:
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша,
Погрызи орехи.
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орехи. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончанию слова Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадывает, то становится водящим и игра продолжается.
— Молодцы. Понравилась вам игра. Но как говорится: делу время, а потехе час. Сейчас я вас приглашаю в мастерскую побыть мастерами, выбирайте наиболее понравившиеся силуэты посуды и начинаем её украшать элементами хохломской росписью.
- Продуктивная деятельность
Цель: развить творческие способности детей через художественную деятельность.
— С чего начнете? (с фона изделия и с каймы верху и внизу)
— Что будите рисовать после? (завиток- главный элемент хохломской росписи, потому что на нем рисуют все остальные элементы)
Что будем изображать на завитке сначала, что потом? (сначала крупные элементы: листочки, ягодки, затем — мелкие элементы: капельки, травку, завитки).
Молодцы ребята, все знаете, как настоящие мастера.
- Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
Цель:развить мелкую моторику, подготовить руки к рисованию. Закрепляет позитивный настрой на выполнения задания.
Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни (дети смотрят на раскрытые ладошки и вертят ими).
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (потирая кисти рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
А теперь мастера за работу вам пора. Начинайте украшать силуэты хохломскими узорами.
Вовремя рисования тихо звучит русская народная мелодия.
После окончания работы, дети раскладывают на импровизированный прилавок свои рисунки.
- Русский народный фольклор, частушки.
Цель: Познакомить детей с художественным самодеятельным творчеством народа. Приобщить к исполнению частушек.
Воспитатель, предлагает детям, пока сохнут работы, самим повеселится и народ повеселить, спеть частушки.
***
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой
***
Бабка деда не встречает
Бранью или лаской-
Целый день горшки рисует
Золотистой краской.
***
Хохлома да хохлома-
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха и курицу
***
Я вчера такое видел-
Не расскажешь никому!
Сидит заяц на березе
И рисует хохлому.
***
Ой, Россия, ты, Россия,
Слава не убавилась:
Хохломскою росписью
На весь мир прославилась.
- Итог «Закрытие ярмарки»
Воспитатель: посмотрите, какая чудесная получилась посуда- яркая, красочная, праздничная, как у настоящих мастеров.
У каждого получился свой неповторимый узор. Как красиво выполнены завитки, они нарисованы плавно безотрывно. Получились красивые узоры, удачно выполнены цветы, листочки. Молодцы ребята, вы все очень хорошо постарались!
Воспитатель: А теперь мастера, становитесь за прилавок, будем продавать.
— Народ собирайся, наша ярмарка открывается. А помогут нам завлечь народ скоморохи.
1- ый скоморох: Подходите, подходите и глаза свои протрите
Все товары хороши, выбирайте для души.
2- ой скоморох: Весело-весело мастерит все село.
Кружки толкушки, веретена, игрушки.
Везём на базар расписной товар.
Покупайте дружно, что кому нужно.
Воспитатель: все ребята молодцы потрудились от души.
— Гости подходите, работы посмотрите.
— Гости дорогие, довольны ли вы сувенирами?
— А дети наши довольны? (дети отвечают)
— Отлично! Ярмарка закрывается, с гостями прощаемся, до новых встреч, до свидания!
Название: Конспект фольклорного развлечения в подготовительной группе «Ярмарка. Золотая хохлома»
Номинация: Детский сад Конспекты НОД, занятий/фольклор
Автор: Дворникова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ д/с №172
Месторасположение: г.Тюмень
Дата изменения: 03.12.2015
Дата публикации: 03.12.2015