Автор: Шемчук Наталья Владимировна
Должность: воспитатель высшей кв. категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 «Гусельки»
Месторасположение: г. Набережные Челны, Россия
Тема. «Чудесная мозаика»
Программа. «От рождения до школы»
Возраст. Подготовительная логопедическая группа с ОНР
Направление. «Художественно — эстетическое развитие»
Основная образовательная область. «Художественное творчество»
Интегрированные образовательные области. «Познание», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Форма проведения. Фронтальная
Цель. Развивать декоративное творчество детей.
Воспитательные: развивать наблюдательность, активность в создании выразительного образа. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров. Вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики.
Развивающие: развивать внимание, воображение, мышление, чувство цвета, формы, мелкую моторику пальцев рук и общую моторику, речевое дыхание, самостоятельность при составлении гармоничной многоцветной композиции на основе контурного рисунка. Совершенствовать технические умения рисования восковыми карандашами, акварельными красками.
Образовательные: продолжать знакомить детей с декоративной оформительской техникой (мозаикой), профессией художника — декоратора. Уточнять и расширять представления детей о растениях. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение строить сложные предложения.
Планируемый результат. Самостоятельное создание картин в технике мозаики.
Методы и приемы. Методы: практические, игровые, словесно — наглядные, поисково — исследовательские. Сюрпризный момент. Приемы: вопросы, указания, подсказка, дополнение, напоминание, одобрение, поощрения, художественное слово, помощь на отдельном листе бумаги ( при необходимости).
Наглядные средства обучения. Примерные образцы. Бумажная модель ромашки. Альбом для детского художественного творчества «Цветная мозаика»
Организация детей:
— в кругу;
— стоя у мольберта;
— сидя за столами;
— стоя у столов.
Индивидуальная работа. Помощь при необходимости Айнуру. Показ способа работы на своем листе по мере надобности. Исправление ошибок в речи при необходимости. Поощряющая оценка Артему, Антону, Вове.
Словарная работа. Обогащение: мозаика, художник — декоратор, эскиз, витраж. Активизация: счет от 1 до 7 на татарском языке, набросок,
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, художественных открыток, альбомов по изобразительной деятельности. Беседа о творчестве художников — декораторов. Знакомство с искусством витражей. Рисование картин в технике мозаика.
Подготовка воспитателя: подбор художественной и учебной литературы. Составление конспекта занятия. Подготовка материалов для занятия.
Материал к занятию: альбомные листы бумаги в виде окон, восковые карандаши, акварельные краски. Композиции по мотивам декоративной техники мозаики. Альбом «Цветная мозаика».
Структура. 1. ч. Психологический настрой. Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Чудесная мозаика». 3 мин. 2. ч. Беседа об искусстве мозаики; рассматривание образцов 5 мин. 3. ч. Сюрпризный момент: письмо от художника — декоратора с набросками для создания картин. ; упражнение на развитие речевого дыхания «Лети — лети, лепесток». 3мин. 4. ч. Художественное творчество за столами. 16 мин. 5. ч. Итог. Анализ детских работ. Самооценка. 3 мин.
Ход занятия.
— Дети, давайте выполним упражнение по стихотворению Веры Шипуновой «Чудесная мозаика»
Из осколков и кусочков
Сказку соберу для дочки:
Серый волк по лесу мчится,
Распустила хвост жар — птица,
Щука смотрит из воды,
Собирает лис цветы
Для соседа Заиньки-
Это все в мозаике!
— Вы догадались, в какой технике мы сегодня работаем? (в технике мозаика).
— Совершенно верно.
— Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с замечательным видом искусства — мозаикой. (Предлагаю нескольким детям повторить название вида искусства). Молодцы, запомнили. Затем педагог демонстрирует детям композиции, выполненные в стилистике мозаики (кошка, морской пейзаж, цветок, петушок). Напоминает, что мозаика — это такие особые картины, которые создают для украшения красивых сооружений.
— Как вы думаете каких? (театров, кинотеатров, зданий, станции метро).
— Верно, молодцы.
Педагог объясняет технику выполнения: «Дети, мастеров, которые, работают в технике мозаики, называют художниками — декораторами (прошу нескольких детей повторить, как называют художников). В начале, они снимают размеры окон, стен, на которых будет размещаться картина — мозаика, затем придумывают тему. Далее мастер создает эскиз и приступает к работе. Мозаика представляет собой картину из множества мелких кусочков (частей). Выполняется она таким образом: сначала рисуют всю картину, затем делят ее на части и разукрашивают — сначала раскрашивают все кусочки одного цвета, потом все части другого цвета, таким образом, заполняется вся картина. Давайте и мы с вами попробуем себя в качестве художников — декораторов и создадим красивую, яркую мозаику.
— А в этом нам поможет художник — декоратор, он прислал нам письмо с набросками.
— Что это? (ромашка)
— Почему именно эскиз цветка прислал художник. Какое сейчас время года? (весна).
— А месяц? (апрель).
— Какие цветы скоро появятся на клумбах, перечислите их (ромашки, колокольчики, тюльпаны, розы, нарциссы)
— Какого цвета бывает ромашка? (белого, красного, голубого, желтого)
— Какая она по форме? (серединка круглая, маленькая, лепестки овальные, вытянутые)
— Давайте посчитаем количество лепестков в ромашке на татарском языке
(дети считают).
— На что похожа форма листа? ( на окно)
— Вспомните, с каким видом искусства мы знакомились? (С искусством витражей). Верно, так вот мозаика из цветного стекла в окнах это и есть витражи.
— А как мы можем создать мозаику? (с помощью восковых карандашей).
— Напоминаю, вначале обводим контур рисунка, затем что делаем? (делим все на части) и в последнюю очередь (заливаем картину краской). Не забудьте украсить рамочку.
Упражнение на развитие речевого дыхания
«Лети — лети, лепесток»
— Предлагаю вам поиграть с ромашкой.
— Положите лепесток на ладонь, загадайте желание, произнесите слова: «Лети — лети, лепесток» и подуйте на него (дети выполняют).
Дети садятся.
Основная часть
— Ребята, выбираем эскиз, и приступает к работе. ( Напоминаю о последовательности действий). Вспомните, как нужно держать восковой карандаш? (у кончика).
— Для чего? (Чтобы не сломать).
Для яркости цвета нажимайте с усилием«. По ходу выполнения напоминаю об осанке детей, о завершении работ.
Заключительная часть
Предлагаю детям, закончившим свое творение выкладывать «окна» на столы.
Посмотрите на наши картины! Как такие окна называются? (Витражи). Ребята, скажите, какие они? (Яркие, красочные, необычные, разные, волшебные). Предлагаю сделать выставку витражей для наших родителей. Вы довольны своим трудом? Я рада за вас. Поаплодируйте себе юные художники — декораторы. Наше занятие закончено.
Использованная литература.
1. Грошенкова В.А., Шилова Т.С. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. «ТЦ Сфера», М.,2012.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. «ТЦ Сфера», М.,2007.
3. Лыкова И.А. Цветная мозаика. Альбом для детского художественного творчества. М., 2007.
Автор: Шемчук Наталья Владимировна
Должность: воспитатель высшей кв. категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 «Гусельки»
Месторасположение: г. Набережные Челны, Россия
Дата изменения: 21.08.2014
Дата публикации: 02.06.2014