Конспект занятия для подготовительной и старшей групп по физкультурно-речевой образовательной деятельности «Пришла волшебница зима».
Цель:
— обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно, находить их; знакомить с природными особенностями зимних месяцев, строить предложения, делать выводы. Упражнять детей в равновесии при ходьбе по уменьшенной опоре, тренировать в прыжках вверх из глубокого приседа.
— развивать способности наблюдать, способствовать развитию общей и мелкой моторики, развивать познавательные интересы
— воспитывать чувство любви к родной природе, устойчивое внимание, наблюдательность.
Материалы и оборудование к занятию: иллюстрации с изображением русской природы зимой; 4 карточки 10-15 см с закодированными изображениями слов: метель, вьюга, пурга, поземка; счётные палочки; мяч для игры; набивные мячи по количеству детей; 2 гимнастические скамейки; 4 стойки; 2 ленточки длиной по 1м; палочки длиной 20-30 см по количеству детей.
Словарная работа: метель, пурга, позёмка, студёная, заснеженное, пушистый, рыхлый, морозная, пасмурное, хмурое.
Ход занятия:
Воспитатель :
На дворе зима. Сколько месяцев зимой?
Дети:
Три месяца — декабрь, январь, февраль.
Воспитатель. Первый месяц зимы — декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».
Отгадайте загадку:
Стали дни короче. Ночью дождик лил.
И пришел стекольщик — лужи застеклил. (Мороз)
Воспитатель. Правильно, ребята, это мороз. Как вы думаете, почему говорят:
«Мороз не велик; да стоять не велит«,воспитатель
«В зимний холод всякий молод»?
Дети. Когда мороз даже не очень сильный, все равно на месте не устоять, потому что замерзнешь. Нужно ходить, бегать, прыгать.
Зимний холод заставляет всех двигаться. Люди быстрее ходят по улицам, вприпрыжку, как молодые.
Воспитатель. Вот давайте и мы пойдем, погреемся.
Упражнения в ходьбе и беге.
— ходьба на носках.
— ходьба на пятках.
— ходьба на внешней стороне стопы.
— ходьба с высоким подниманием колена.
— бег обычный на носках.
— бег с захлестыванием голени.
— ходьба с выполнением дыхательного упражнения( руки поднять вверх- в стороны- вдох; руки опустить- выдох).
Воспитатель: Вы обратили внимание, как часто зимой мы говорим: вьюга, метель, пурга. А что это такое?
(Воспитатель показывает закодированные картинки).Ветер поднимает с земли снежинки и несёт их, метёт, как метлой. ( Воспитатель показывает картинку с нарисованной с метлой). Ветер со снегом назвали метелью. Бывают, что метель называют вьюгой.Прислушайтесь к вою ветра: «Вью-у-у…, как волк воет. (Показывает картинку с воющим волком).Так метель сама себя назвала вьюгой. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле.(Показывает карточку, где нарисованы стрелки, направленные в разные стороны.) Это называется пурга. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несёт снег по низу, по самой земле. Такая метель называется позёмка. (Нарисована земля завитки на ней.)
Воспитатель. Зимой холодно, дует сильный ветер. А чтобы нам не замерзнуть, нужно погреться.
II. ОРУ с мячами.
Фонетическая зарядка «Песенка метели»
Сделать глубокий вдох носом.
На длительном выдохе произнести «А-а-а- а…». 2-3 раза.
И. п. — о.с, мяч внизу.
1,2- мяч вверх, посмотреть на него, вдох.
3,4- И.п., выдох
Повторить 6-7 раз.
И.п. стоя, ноги врозь, мяч вперед, вдох.
1,2 — поворотов с мячом вправо, выдох.
3,4 — И.п., вдох
Повторить 4 раза.
И.и. — о.с., руки на поясе, мяч на полу перед собой.
1-8 — поставить правую ногу на мяч, перекрывать мяч вперед — назад, не снимая ногу, и.п.
То же левой ногой. Повторить 3-4 раза.
И.п. — сидя, упор сзади, мяч между ступнями.
1,2 — согнуть ноги, не отрывая ступней от пола.
3,4 — И.п.
Повторить 6 раз.
И.п. — лежа на спине, мяч зажат между ступнями.
1 — руки вверх.
2 — махом сесть вперед.
3 — наклон вперед, коснуться мяча.
4 — И.п.
Повторить 6 раз.
И.п. — О.с. мяч на полу перед собой.
1,2 — перепрыгнуть на двух ногах через мяч.
3,4 — поворот.
Тоже в другую сторону.
Повторить 20 раз.
Упражнение на восстановление дыхания.
Воспитатель. Второй месяц зимы — январь. В народе называют январь — просинец. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народная поговорка гласит: «Январь на пороге — прибыло дня на куриный шаг» В январе дети часто играют в разные игры. Давайте мы тоже поиграем.
Ш. Игры с мячом
«Подбери признак»
Воспитатель по очереди бросает мяч и говорит существительные, а они должны подобрать к ним прилагательные. Например:
Зима — холодная, студеная, морозная, злая…
Небо — хмурое, зимнее, пасмурное, низкое…
Дерево — зимнее, заснеженное, высокое…
Снег — пушистый, белый, рыхлый, холодный…
Воспитатель.
Отгадайте загадки:
Летит — молчит, лежит — молчит,
Когда умрет, тогда заревет. (Снег)
Как будто белой скатертью
Он крышу застелил.
В серебряные платьица
Деревья нарядил. (Снег)
Воспитатель. Намело снега целые сугробы. Давайте представим, что мы перепрыгиванием через сугробы.
IV. ОВД:
1. Ходьба по гимнастической скамейке с остановкой посередине и перепрыгиванием через кубик. Повторить 2-3 раза.
2. Прыжки вверх из глубокого приседа (по 5-6 прыжков 2-3 раза).
Воспитатель. Последний месяц зимы — февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?
Дети. Ветродуй — потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей — потому что в феврале часто бывают вьюги. Бокогрей — потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнце. А еще, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.
Воспитатель. В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, но уже чувствуется приближение весны.
Русская пословица гласит: «В феврале два друга — мороз да вьюга».
V.Развивающая игра
«Сложи узор» (из палочек)
Воспитатель. Зима — время веселых игр. Давайте играть.
VI. Подвижная игра
«Медведь»
Как на горке — снег, снег (дети стоят кругом, в центре которого «спит» медведь, руки постепенно поднимаются вверх, вдох)
И под горкой — снег, снег (приседают, опускают руки вниз, выдох)
И на елке — снег, снег, (опять встают, поднимают руки вверх, вдох)
И под елкой — снег, снег (приседают, опускают руки, выдох).
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь! (на цыпочках бегут по кругу. На последних словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей)
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель. Много игр придумал русский народ. Вот одна из них.
VII. Игра «Малечина — калечина»
У каждого ребенка в руках палочка (20×30 см).
Все произносят:
Малечина — калечина, сколько часов
Осталось до зимнего вечера?
После последних слов ребенок ставит палочку на ладонь и старается ее удержать.
(инструктор в это время ведет счет). Выигрывает тот, кто смог удержать палочку дольше всех.
Воспитатель. А какой самый веселый праздник мы встречаем зимой?
Дети. Новый год.
Воспитатель. Верно, это самый прекрасный, волшебный праздник в году. Давайте расскажем о нем.
VII. Пальчиковая гимнастика «На елке»
Мы на елке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились. (ритмичные удары кулачками.)
После добрый Дед Мороз (сжимают и разжимают кулачками)
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты, (рисуют руками большой круг)
В них же вкусные предметы: (делают ритмичные хлопки)
Конфеты в бумажках синих, (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин! (В.Волина)
Вот такое прекрасное время года — зима и такие разные у нее месяцы.
Итог занятия. Ребята, что больше всего вам понравилось на занятии
Автор: Согумова Нина Ивановна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: ЛГМАДОУ «ДСКВ№7 «Филиппок»
Месторасположение: город Лангепас ,Тюменская область
Дата изменения: 11.01.2016
Дата публикации: 01.02.2015