Конспект занятия по теме «Хлеб» в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова».

Интеграция: коммуникация, социализация, познание

Цель: образовательная: актуализировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку (ржаную, пшеничную, с разнообразием хлебобулочных изделий); обогащать словарь детей.

Развивающая: развивать внимание, память, мышление; развивать сенсорные навыки, развивать связную речь.

Воспитательная: воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

Предварительная работа: разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.

Демонстрационный материал: колосья зерновых культур, пшеничные и ржаные зерна, мука разных сортов, презентация «Хлеб всему голова», белый и ржаной хлеб, мультимедийный проектор.

Методы и приёмы: беседа, использование художественного слова, игровые приёмы, показ, объяснение, анализ.

Непосредственно-образовательная деятельность

Воспитатель: Дети, сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию по музею хлеба. Как вы уже догадались, мы будем говорить о хлебе, о том, какой огромный труд вкладывают люди, прежде чем хлеб попадает к нам на стол. И начать занятие хотелось бы со следующих слов.

— У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова!»

Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.

— А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, печкой, небом, а главное — работой пахнет, хлебом.

— Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.

Воспитатель: Дети, скажите, где растет хлеб (в поле). Правильно, прежде чем посеять хлеб для этого нужно приготовить землю. Как вы думаете, что помогает человеку подготовить поле к посеву. Отгадайте загадку:

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Пять плугов тащит.

Дети: — Трактор.

Воспитатель: — Кто работает на тракторе?

Дети: -На тракторе работает тракторист.

Воспитатель: — Что делает трактор? (Ответы детей.)

Дети: Трактор тащит плуг, борону, сеялку. С их помощью он пашет, рыхлит землю, готовит ее для посева зерна.

Воспитатель: Правильно. Когда земля вспахана и хорошо прогрелась начинается посев зерен. Эту работу выполняет тракторист. Он управляет трактором к которому присоединена сеялка. Будущий урожай посеян, но для того чтобы урожай был богатым необходимы летние дожди и яркое солнце. В начале из зерен появляются росточки, потом высокие колосья, но они еще зеленого цвета, недозревшие. И только когда колосья пожелтеют и нальются тогда приступают к уборке урожая. Давайте рассмотрим колосья пшеницы и ржи.

Воспитатель: Дети посмотрите перед вами колосья. Чем похожи они, чем отличаются. Это колос пшеницы (показывает) — пшеничный колос.

Колос ржи — (ржаной колос) .

Мука из зёрен пшеницы — (пшеничная мука)

Мука из зёрен ржи — (ржаная мука) .

Тесто из пшеничной муки — (пшеничное тесто) .

Тесто из ржаной муки — (ржаное тесто)

Какой хлеб пекут из пшеничной муки? (пшеничный, белый). А из ржаной? (ржаной, черный) .

Игра «Угадай на вкус». Дети закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

Воспитатель. Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного. А какой он — хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите.

Дети. Аппетитный, вкусный, свежий, душистый, ароматный, мягкий.

Воспитатель: Продолжаем дальше слушать интересную историю про хлеб. Итак колосья поспели к уборке урожая . На помощь приезжает что, отгадайте загадку:

Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет. (Комбайн)

Воспитатель: — Кто работает на комбайне?

Дети: — На комбайне работает комбайнер.

Воспитатель: — Это очень важный ответственный труд, необходимо сжать весь урожай пока он не осыпался и не намочил дождь. Поэтому комбайнеры трудятся с раннего утра и до самого позднего вечера. Машины увозят зерно на склады. Хоть и собрано зерно, да не хлеб еще оно. Далее зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его сушить?

— Затем, после сушки, зерно отправляется на мельницу.

Здесь такое с ним творится:

В оборот его берут —

В порошок его сотрут!

— Что это за порошок?

Дети : — Мука. (Рассматривание муки — пшеничной и ржаной.)

Воспитатель: Дальше муку везут в пекарню, там работает пекарь. Он из муки делает тесто и печет хлеб и разные хлебобулочные изделия. Какие, ребята? (Ответы детей.) И затем их везут в магазин.

Физкультминутка:

— Представьте, что вы — колоски:

Колоски золоченые,

На ветру качаются,

На ветру качаются,

Низко наклоняются. (Дети выполняют движения по тексту.)

Воспитатель. Хлеб — главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда» (Дети читают стихи)

1. Каждому знакомы мудрые слова:

«Хлеб — хозяин дома, всему он голова! »

Он дороже золота, серебра ценней,

Крепкого булата хлебушек сильней.

2. Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют«

Воспитатель. Но, к сожалению, иногда можно увидеть, как люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусочками хлеба, топчут его ногами. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба — съешь его. Не хочешь, есть — не бери. Об этом гласит поговорка: «Хлеба к обеду в меру бери. Он — драгоценность, им не сори». А вы ребята знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Дети: — Хлеб — всему голова.

— Без хлеба — нет обеда.

— Будет хлеб — будет и песня.

— Без хлеба не вкусно и не сытно.

— Береги хлеб для еды.

— Худой обед — коль хлеба нет.

Воспитатель. Молодцы, много пословиц знаете. А теперь давайте встанем в круг и покажем, как в старину люди работали на поле.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Цепочка».

— Дети, встаем в круг. Кому бросаю мяч — должен ответить на мой вопрос и вернуть мяч мне.

Вопросы: 1. Где вы покупаете хлеб? — В магазине.

2. А в магазин откуда попал? — Из пекарни.

3. Чем он был в пекарне? — Тестом.

4. Из чего сделано тесто? — Из муки.

5. Откуда мука? — Из мельницы.

6. Из чего на мельнице получилась мука? — Из зерна.

7. Откуда появилось зерно? — Зерно привезли с элеватора, где оно сушилось.

8. Как оно попало на элеватор? — Привезли с поля.

Воспитатель: Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь. Но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде, чем появился на полке в магазине. Дети вам понравилась наша экскурсия? А что больше всего запомнилось?

Автор: Шевнина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ д/с «Сказка»
Месторасположение: Тюменская обл, ХМАО-Югра, Березовский район п. Приполярный

Дата изменения: 21.10.2014
Дата публикации: 21.10.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *