Цель: Обобщить представление по теме «Осень».
Задачи:
- Способствовать установлению причинно – следственных связей между изменениями в природе и изменениями в жизни животных;
- Закрепить знания об овощах и фруктах;
- Формировать эмоциональную отзывчивость;
- Способствовать развитию инициативы и самостоятельности в общении со взрослыми и детьми;
- Помочь детям преодолеть неуверенность, скованность, зажатость;
- Продолжать прививать детям любовь к природе, применяя имеющиеся знания;
- Развивать речевое дыхание.
Средства:
- осенние листья из бумаги
- карточки с изображением деревьев, гробов, ягод
- налобные шапочки овощей и фруктов
- поднос с яблоками
- карточки , магнитофон.
Способы:
- Мотивация (появление листочков)
- Песня с движениями «Осень»
- Беседа о листьях. Пальчиковая игра «1, 2, 3, 4, 5 будем листья собирать»
- Дидактическая игра «Посчитай»
- Прогулка в огород. Беседа о пользе овощей и фруктов.
- Хороводная игра «Сбор урожая»
- Дидактическая игра «Назови ласково»
- Игра «Отгадай загадку»
- Игра «Можно, нельзя»
10) Рефлексия
Предварительная работа:
- Наблюдение за сезонными изменениями в природе;
- Чтение стихотворений «Осень» В.Степанов, «Осень» И.А. Белоусова, рисование листьев нетрадиционными способами;
- Дидактическая игра «С какого дерева лист?», «Во саду ли в огороде»
- Подвижная игра «К дереву беги», «Есть у нас огород»
- Разучивание песен «Осенняя песнь», «Осень».
Индивидуальная работа:
- Проговаривать слова в играх
- Составлять простые предложения
- Соотносить предложения со словами в песнях и играх
- Закреплять речи названия месяцев, листьев, овощей, фруктов.
Словарная работа:
Осенние листья, сентябрь, октябрь, ноябрь, плод, часть растения, хлорофил, дикие животные.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Вступительное слово (около входа в группу)
- Какое сейчас время года?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Как в народе говорят про сентябрь?
- Как в народе говорят про октябрь?
- Как вы думаете, что будет происходить в природе в ноябре?
И пока природа не уснула отправляемся вместе с листьями в путешествие.
Но вдруг подул сильный ветер с-с-с-с и перепутал все листья.
— Не переживайте.
— Возьму лист кленовый. Прочитаем для него стихотворение про осень.
Все его друзья, кленовые листочки и слетятся.
«Осень» (В. Степанов)
Листья золотые
Падают, кружатся.
Как перо жар- птицы
На ладонь ложатся.
Собираю золото
Как же его много!
Стали золотыми
Улицы, дорога.
И бежит по золоту
Детвора гурьбой
Осень золотая
Не спеши, постой!
— Возьму лист дубовый. Расскажу стишок.
Осень (И.А. Белоусова)
Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди — весна вернется,
Зацветешь опять!
Исполнение песни с движениями
Лучик солнца отразился в чистом отблеске воды,
Ветер синий закружился над просторами земли.
Золотистым листопадом рассыпаясь в высоте,
Опустился на ладошку листик желтенький ко мне.
Беседа о листьях
С приходом осени листья растений меняют свою окраску.
— Как вы думаете почему? (Заканчивается хлорофил)
— С какого дерева листочки опадают первыми? (с липы и тополя)
— Затем опадают? (листья кленов и рябины)
— До глубокой осени сохраняются листья каких деревьев? (березы и дуба)
— Как называется в природе явление. Когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)
Покажем красоту листопада? (Подбрасываем вверх, сдуваем с ладошек)
Пальчиковая игра «1, 2, 3, 4, 5 будем листья собирать»
1, 2, 3, 4, 5
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Дидактическая игра «Посчитай»
1 кленовый лист
2 кленовый лист
3 кленовый лист
4 кленовый лист
5 кленовый лист
— Какую пользу приносят опавшие листья? (оберегают деревья от потери влаги, защищают корни деревьев от морозов, делают почву питательной)
Хороводная игра «Сбор урожая»
Полежали листочки на поляне, подул сильный ветер с-с-с и оказались мы с вами в огороде.
- Осень пора созревания плодов и сбора урожая.
- Какие плоды вы знаете? (яблоки …..)
- Какие части растений пригодны для пищи человека?(свекла, морковь)
- Какой овощ не боится холодов? (капута)
- Какой овощ улучшает память? (свекла)
- Как влияют овощи и фрукты на наш организм? (обеспечивают витаминами)
Хороводная игра «Сбор урожая»
Все на свете овощи,
Овощи нужны.
Горькие и сладкие
Овощи важны.
Помидор и лучок, и горошка стручок.
Свеколка, морковка, патиссон.
Огурец, чесночок, вот, фасоль, кабачок.
Перчик ароматный – все на стол.
Игра «Назови ласково»
Помидор – помидорчик
Свекла – свеколка
Морковь – морковка
Огурец – огурчик
Перец – перчик
Собрали полное лукошко. МОЛОДЦЫ!
- И вдруг пошел дождик
Прибил все листья к земле
Стало тихо в лесу.
И вдруг мы слышим?
Кого мы можем услышать в лесу? (птиц)
Игра «Отгадай загадку»
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его СКВОРЕЦ.
Произнесем слово СКВОРЕЦ
Поделим его на слоги с помощью хлопков (СКВО — РЕЦ)
Посчитаем звуки и соберем их в кулачок.
— Ребята, скворцы остаются с нами зимовать? (нет)
— К Каким птицам можно отнести скворцов? (к перелетным)
— Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (недостаточно пищи)
— Каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, трясогузка, грач)
— Озорной мальчишка
В сером армянишке.
Произнесем слово ВОРОБЕЙ
Поделим его на слоги с помощью хлопков (ВО-РО-БЕЙ)
Посчитаем звуки и соберем их в кулачок.
— Если скворцы перелетные птицы, то воробьи? (оседлые)
— Какие птицы не улетают никуда? (ворона, голубь)
— Каких зимующих птиц вы знаете? (снегири, синицы)
— Чем вы можете помочь птицам зимой? (поставить кормушки, подкармливать)
— Кого мы можем увидеть в лесу? (животных)
— Что сейчас делают в лесу животные (готовятся к зиме)
— Как готовится белка? (белка сушит грибы, в ямки прячет орехи)
— А медведи и ежи? (засыпают)
— А волки, лисы и зайцы? (линяют)
— Какое животное тебе нравится больше всего? Почему?
— Что мы можем собрать в лесу? (грибы, ягоды)
— Какие грибы обладают лечебными свойствами? (боровики, лисички, мухомор)
— Что можно сказать о мухоморах? (несъедобные грибы, но давить и брать их в руки нельзя)
— Какие грибы относятся к съедобным? (боровики, опята, лисички)
— Основное правило грибников? (можно собирать только знакомые грибы)
— Какие лесные ягоды вы знаете? (брусника, черника, земляника)
— Что можно приготовить из ягод? (компот, варенье, повидло)
— Что можно сказать про лес? ЛЕС НАШЕ БОГАТСТВО
Игра «Можно, нельзя»
— Как же нужно вести себя в лесу?
— Ходить в лесу по тропинкам?
— Ходить по траве, где попало?
— Собирать грибы можно?
— Вырывать их с корнем?
— Слушать пение птиц?
— Трогать птенчиков?
— Отдыхать можно?
— Засорять природу?
— Ездить на машине по лесу?
— Почему нельзя? (колеса давят корни деревьев, загрязняет воздух)
МОЛОДЦЫ!
А сейчас листочки слетятся к своему дереву. Укроют его и уснут до новой весны.
Рефлексия
- Чем мы сегодня занимались? (путешествовали)
- Где побывали? (в огороде, в лесу)
- Что нового узнали?
- Кому путешествие понравилось?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы ребята
Осень угощает вас вкусными плодами.
Литература:
- Бондраченко И.В. «Игровые досуги для детей» М. Сфера, 2009 г.
- Золотова Е.Н. «Знакомим дошкольников с миром животных».
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой. М., Мозайка – Синтез, 2010 г.
- Порхунова В.В. Планирование эколого – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Скачать — Конспект по экологии в старшей группе «Путешествие осенних листьев»
Автор: Тихонова Галина Ермолаевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 118» г. Чебоксары
Месторасположение: ул. Богдана Хмельницкого 117 А, город Чебоксары, Чувашская Республика
Дата изменения: 31.10.2018
Дата публикации: 31.10.2018