Цель: закрепить представления детей об огне как одной из четырех стихий неживой природы.
Продолжать закреплять умения организовывать экспериментальную деятельность; расширить знания детей о вулкане.
Расширять кругозор, развивать монологическую речь детей.
Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир, развивать коммуникативные навыки детей.
Материал: колокольчик, карта полуострова Камчатки, фотография извергающегося вулкана, фотография «домашних» вулканов, дидактическое пособие «Строение вулкана», карточки с изображением стихий неживой природы; набор для опыта «Извержение вулкана»: макет вулкана, шприц, сода, уксус, гуашь, бенгальский огонь; бумага, карандаши, краски.
Ход занятия
Занятие проводится в форме круга
Ритуал приветствия в группе (с колокольчиком).
Дети передают друг другу колокольчик, ребёнок звонит, все дети поют:
Например, «Здравствуй, Ваня, наш дружок!
Звонкий колокольчик тебе поёт!» ( для каждого ребёнка)
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, загадку загадывает ребенок:
Думай – думай, угадай!
Как зовется этот край?
Здесь бескрайние леса,
Горы здесь под небеса.
Есть здесь грозные вулканы,
В тундре – ягоды поляны,
Есть здесь реки и озера,
Буйный трав ковер зеленый,
Океан и море есть
И всего не перечесть…
Это легкая загадка
Этот край зовут ….? (Камчатка)
— Я предлагаю вам отправимся в путешествие по родному краю. Камчатка удивительный край с неповторимой природой. А чем наш край удивляет? (лосось, медведи, кипрей, много рек, горячие источники, долина гейзеров и т. д.)
— Все восхищаются красотой нашего полуострова. Удивляет Камчатский край животными и растениями, гейзерами, горячими термальными источниками и, конечно, вулканами.
Воспитатель предлагает детям подойти к доске, на которой расположена карта полуострова, фотография извергающегося вулкана и просит встать полукругом. Ребенок рассказывает стихотворение.
Мы расскажем о Камчатке-
Где есть горы и вулканы.
Основная же загадка,
Тайна недр – ее вулканы.
— Ребята, о вулканах нам расскажет Софа. (Ребенок заранее готовит сообщение с родителями дома.)
Камчатка – земля беспокойная. Здесь часто бывают землетрясения и извержения вулканов. Вулканы на Камчатке расположены в виде цепочек. На полуострове почти триста вулканов. Многие из них потухшие. И 29 действующие. При извержении действующие вулканы выбрасывают из кратера газ, пепел, вулканические «бомбы» и изливают огненную лаву. Потухшие вулканы не извергаются. Они покрыты ледяными «шапками». Ближайшие к нам, мы их называем «домашними» — это Корякский, Авачинский и Козельский вулканы. В хорошую погоду их можно увидеть почти из любой точки Петропавловска.
Воспитатель демонстрирует следующую фотографию с изображением вулканов.
— О «домашних» вулканах расскажет Света. ( Ребенок готовит сообщение совместно с родителями дома.)
Одним из известных вулканов считается Корякский. Это действующий вулкан. Почти десять лет выбрасывает пепел и горячий газ. Он имеет форму конуса. Его высота более трех тысяч метров. Корякский вулкан самый высокий из троих. Рядом с ним находиться Авачинский. Это тоже действующий вулкан. Последний раз он извергался шестнадцать лет назад. Высота Авачинского вулкана почти три тысячи метров. Прижимаясь одной стороной к Авачинскому, стоит Козельский вулкан. Он потухший. Это самый низкий из троих вулканов. Его высота чуть больше двух тысяч метров. У Козельского вулкана очень большой кратер, который заполнен ледником. Из него вытекает небольшая речка Мутнушка.
Воспитатель предлагает детям вернуться в круг.
— Нашу Камчатку еще называют «Страной огнедышащих гор». А почему? (Потому что на полуострове расположено множество вулканов, некоторые из которых действующие)
— На полуострове очень много вулканов. А как же они устроены? Давайте вспомним?
Воспитатель выкладывает на коврик дидактическое пособие «Строение вулкана», проверочная карта на мольберте.
Дети работают с пособием: называют, показывают строение вулкана и выкладывают надписи.
— На что похож вулкан? (На гору).
1. — Что есть у каждой горы и вулкана? (Склон)
2. — Что наверху у вулкана? (Кратер).
3. — Внутри вулкана накапливаются очень горячие жидкие породы? (Магма)
4. — Она поднимается по жерлу и вытекает в виде лавы.
— На что похожа лава? (На огненную кашу)
5. — Ребята, вулкан как бы делает выдох, и что еще выбрасывает? (Пепел и горячие камни – вулканические бомбы)
— Это извержение вулкана.
— Кто может рассказать «Строение вулкана». Один ребёнок повторяет строение вулкана. Проверяем по проверочной карте.
Динамическая пауза «Гейзеры, вулканы»
Воспитатель предлагает детям встать и изобразить вулканы и гейзеры. (Упражнение выполняется 2-3 раза)
Детям предлагается вернуться в круг.
— Ребята, относится ли вулкан к природе? Почему вы так считаете? (Относится, потому что не создан руками человека)
Воспитатель предлагает младшим детям взять карточки с изображением стихий.
— На какие четыре стихии делится неживая природа? (Вода, воздух, земля, огонь; дети выкладывают карточки на коврик)
— Какой из четырех стихий неживой природы, относится вулкан? (Огонь)
— Ребята, что вы знаете про огонь? (Дети называют свойства огня: цвет, температура, форма, запах)
— Старшие дети докажут, что вулкан – это стихия огня.
— Для начала, давайте вспомним правило.
Дети вместе проговаривают правило: Помни правило:
Огонь никогда один
Не тронь!
Опыт «Извержение вулкана»
Эксперимент демонстрируют старшие дети. Заранее воспитанникам был презентован данный опыт,
— Вот так во время извержения из кратера вулкана вытекает лава! Спасибо.
Воспитатель предлагает зарисовать то, что наблюдали. Дети проходят на свои рабочие места, где приготовлены наборы для художественного творчества.
— Ребята, наши работы я предлагаю вывесить на выставке и показать их родителям.
Автор: Мошкина Лариса Васильевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 6»
Месторасположение: город Вилючинск, Камчатский край
Дата изменения: 10.12.2017
Дата публикации: 10.12.2017