Доп. образование: конспект занятия по мотивам дымковской росписи

Конспект занятия по декоративно-прикладному рисованию (по мотивам дымковской росписи) «Дымковская сказка».

Цель: закрепление умений создавать композиции по мотивам дымковской росписи.

Программное содержание:

Образовательные задачи.

— продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам силуэты игрушки, используя разные элементы дымковской росписи;

— продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора;

Развивающие задачи.

— развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей.

Воспитательные задачи:

— воспитывать уважение к работе народных мастеров

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Художественная литература», «Музыка»

Предшествующая работа:

  • рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
  • рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;
  • рисование элементов дымковского узора;
  • заучивание стихотворений про игрушки.

Материал:

  • презентация по теме;
  • картинки по мотивам дымковской росписи, образцы узоров;
  • макет карусели.

Для каждого ребенка:

  • игрушка — конь силуэт из бумаги;
  • гуашь;
  • тычки;
  • салфетки.

Методические приемы:

  • показ и объяснение воспитателя;
  • игровая мотивация;
  • музыкальное сопровождение;
  • напоминание о технике рисования;
  • наблюдение за работой детей;
  • индивидуальные объяснения;
  • анализ работы воспитателем и детьми.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись русских народных мелодий.

Ход занятия:

Педагог: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся если, отгадаем загадки, внимание на экран

Читаются загадки.

* Погляди скорее —
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки —
Русские… матрешки
* Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама

Золотая ….. Хохлома

* Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца —
Чудо-роспись ……… Городца

* Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.

Чудо на фарфоре —
Синяя купель.
Это называется

Просто роспись… Гжель

* Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка. А ну, отгадайте, кто я?

Педагог: правильно — дымковская игрушка

Молодцы ребята, Городец, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, объединяет одно — это все народное декоративное творчество, богатое наследие русского народа

Отгадали мы с вами все правильно и теперь можем отправиться в виртуальное путешествие в село Дымково.

Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад.
К празднику весны, «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.

Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.

Знакомство с названием и историей Дымковской росписи

Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Кирова, что стоит на реке Вятка.

В Дымкове жили, да и сейчас живут замечательные мастерицы. Благодаря их трудам слобода стала известна во всем мире, как родина знаменитых дымковских глиняных расписных игрушек

Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным и веселым названием — Свистунья.

Послушайте легенду. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы.

Кочевники решили, что их окружают дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали.

С тех пор и отмечают горожане свой праздник — Свистунью — 1 марта. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Техника изготовления дымковской игрушки

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста.

1. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой.

2. Игрушку просушивают и обжигают,

3. а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком)

4. и расписывают.

Вопрос к детям:

  1. Нравится ли вам эта игрушка?
  2. Чем она вам нравиться, почему?

Педагог:

Ребята мы с вами побывали в Дымковской слободе, увидели эти красивые места, а сейчас давайте тоже попробуем стать мастерами- умельцами которые умеют расписывать игрушки характерными узорами Дымковской росписи, Я предлагаю вам расписать коней и доделать веселую карусель (показать карусель)

Вопрос к детям: Краски используют разного цвета. Какие? ( ответы детей)

Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие — просто и весело, как в хороводе и чтоб наши кони получились давайте встанем в кружок и скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку
Веселей пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!

(физминутка)

дети садятся на свои места, включение внимания детей

Педагог:

Дымковский конек необычный, сказочный, потому что он украшен ярким узором. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозили на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай. Оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы. (одновременно показ педагога на образце)

Самостоятельная работа детей

Сейчас я включу видео и музыку и мы будем работать, а наши гости тоже примут участие в работе….

Звучит музыка, дети работают

Заключение

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!

Итак, вот мы и закончили, давайте, прикрепим наших лошадок к карусели и ответим на вопросы:

  • Почему игрушки, которые мы видим, называются дымковскими? (ответы детей)
  • Из какого материала они сделаны? (ответы детей)
  • Что любили лепить дымковцы? (ответы детей)
  • Какое настроение создают эти игрушки? (ответы детей)
  • Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

Уважаемые гости покажите нам Ваши работы, а наши детки сегодня молодцы и им можно поставить хорошую оценку, они все заслужили очередную звездочку.

А мне сегодняшнее занятие позвольте мне закончить стихами:

Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,

Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой —
Вся игрушка, как цветок!

Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи —
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой —
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.

 

Автор: Власова Яна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: МКОУ ДОД «Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
Месторасположение: Свердловская область, г. Нижние Серги

Дата изменения: 16.01.2016
Дата публикации: 05.11.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *