Конспект занятия по декоративно-прикладному рисованию (по мотивам дымковской росписи) «Дымковская сказка».
Цель: закрепление умений создавать композиции по мотивам дымковской росписи.
Программное содержание:
Образовательные задачи.
— продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам силуэты игрушки, используя разные элементы дымковской росписи;
— продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора;
Развивающие задачи.
— развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей.
Воспитательные задачи:
— воспитывать уважение к работе народных мастеров
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Художественная литература», «Музыка»
Предшествующая работа:
- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;
- рисование элементов дымковского узора;
- заучивание стихотворений про игрушки.
Материал:
- презентация по теме;
- картинки по мотивам дымковской росписи, образцы узоров;
- макет карусели.
Для каждого ребенка:
- игрушка — конь силуэт из бумаги;
- гуашь;
- тычки;
- салфетки.
Методические приемы:
- показ и объяснение воспитателя;
- игровая мотивация;
- музыкальное сопровождение;
- напоминание о технике рисования;
- наблюдение за работой детей;
- индивидуальные объяснения;
- анализ работы воспитателем и детьми.
Музыкальное сопровождение: аудиозапись русских народных мелодий.
Ход занятия:
Педагог: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся если, отгадаем загадки, внимание на экран
Читаются загадки.
* Погляди скорее —
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские… матрешки
* Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая ….. Хохлома
* Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца —
Чудо-роспись ……… Городца
* Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре —
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… Гжель
* Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка. А ну, отгадайте, кто я?
Педагог: правильно — дымковская игрушка
Молодцы ребята, Городец, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, объединяет одно — это все народное декоративное творчество, богатое наследие русского народа
Отгадали мы с вами все правильно и теперь можем отправиться в виртуальное путешествие в село Дымково.
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад.
К празднику весны, «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Знакомство с названием и историей Дымковской росписи
Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Кирова, что стоит на реке Вятка.
В Дымкове жили, да и сейчас живут замечательные мастерицы. Благодаря их трудам слобода стала известна во всем мире, как родина знаменитых дымковских глиняных расписных игрушек
Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным и веселым названием — Свистунья.
Послушайте легенду. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы.
Кочевники решили, что их окружают дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане свой праздник — Свистунью — 1 марта. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
Техника изготовления дымковской игрушки
Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста.
1. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой.
2. Игрушку просушивают и обжигают,
3. а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком)
4. и расписывают.
Вопрос к детям:
- Нравится ли вам эта игрушка?
- Чем она вам нравиться, почему?
Педагог:
Ребята мы с вами побывали в Дымковской слободе, увидели эти красивые места, а сейчас давайте тоже попробуем стать мастерами- умельцами которые умеют расписывать игрушки характерными узорами Дымковской росписи, Я предлагаю вам расписать коней и доделать веселую карусель (показать карусель)
Вопрос к детям: Краски используют разного цвета. Какие? ( ответы детей)
Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие — просто и весело, как в хороводе и чтоб наши кони получились давайте встанем в кружок и скажем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку
Веселей пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
(физминутка)
дети садятся на свои места, включение внимания детей
Педагог:
Дымковский конек необычный, сказочный, потому что он украшен ярким узором. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозили на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай. Оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы. (одновременно показ педагога на образце)
Самостоятельная работа детей
Сейчас я включу видео и музыку и мы будем работать, а наши гости тоже примут участие в работе….
Звучит музыка, дети работают
Заключение
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Итак, вот мы и закончили, давайте, прикрепим наших лошадок к карусели и ответим на вопросы:
- Почему игрушки, которые мы видим, называются дымковскими? (ответы детей)
- Из какого материала они сделаны? (ответы детей)
- Что любили лепить дымковцы? (ответы детей)
- Какое настроение создают эти игрушки? (ответы детей)
- Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?
Уважаемые гости покажите нам Ваши работы, а наши детки сегодня молодцы и им можно поставить хорошую оценку, они все заслужили очередную звездочку.
А мне сегодняшнее занятие позвольте мне закончить стихами:
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой —
Вся игрушка, как цветок!
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи —
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой —
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
Автор: Власова Яна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: МКОУ ДОД «Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
Месторасположение: Свердловская область, г. Нижние Серги
Дата изменения: 16.01.2016
Дата публикации: 05.11.2014