Цель: Формировать представление детей о полезных свойствах овощей.
Задачи: Рассказать о том, что такое удобрения и какой вред они наносят здоровью людей. Закреплять умение детей составлять загадки. Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.
Пособия: кукла Незнайка, карточки с изображением овощей,
Ход занятия:
Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Больница», раздается стук, появляется кукла Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, помогите, пожалуйста, мне очень нужно, чтобы меня осмотрел доктор.
Воспитатель: Что с тобой случилось?
Незнайка: У меня появилась слабость, очень болит живот, испортилось настроение.
Воспитатель: Ты, наверное, что-то съел?
Незнайка: Я ел овощи, которые вырастил сам на своем огороде. Я очень старался, поливал растения, рыхлил землю, удалял сорняки, подкармливал удобрениями, мыл перед тем, как их съесть.
Воспитатель: Ты съел овощи, в которых содержится очень много нитратов
Незнайка: А что такое нитраты?
Воспитатель: Сейчас мы с ребятами тебе расскажем. Нитраты — это вещества, которые образуются в овощах и фруктах. Дети, мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в овощах и фруктах для нашего организма. Человек выращивает их на огороде, в саду. Но овощам и фруктам, также как человеку, нужно питание. А вы знаете, чем подкармливают растения и как это делают?
Дети: Навозом, золой, удобрениями — поливают, посыпают, кладут в землю.
Воспитатель: Да, все это необходимо для роста растений. Но иногда человек кладет в землю слишком много этой подкормки и удобрений. Тогда лишние удобрения откладываются в растениях и называются они нитратами.
Если нитратов в растении очень много, то это становится опасным для человека.
А теперь слушайте и запоминайте, в какой части овощей содержится больше всего нитратов и что нужно сделать, чтобы они не попали в наш организм и не нанесли ему вреда.
Сначала отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком растении пойдет речь (загадывает загадку о капусте).
Дети: Это капуста.
Воспитатель показывает картинку с изображением капусты.
Капуста нас не только кормит, но и лечит. Если свежий капустный лист приложить к больной голове, она перестанет болеть, а сушеная капуста исцелят раны. Как же правильно употребить капусту в пищу? Как вы думаете, где в капусте больше всего нитратов?
Дети отвечают.
Воспитатель: В зеленых листьях и в кочерыжке. Поэтому перед едой их следует замочить в теплой подсоленной воде.
Воспитатель загадывает загадку о луке.
Дети: Это лук.
Воспитатель показывает картинку с изображением лука.
Воспитатель: Свежий сок лука употребляется при ангинах по одной чайной ложке 3-4 раза в день. А сок с медом хорош при лечении кашля. А как выдумаете, где нитраты находятся в луке? (ответы детей).
Воспитатель: Нитратов больше всего у лука в том месте, где находятся у него корешки. Поэтому их необходимо всегда отрезать (показывает как).
Воспитатель загадывает загадку об огурце.
Дети: Это огурец.
Воспитатель показывает картинку с изображением огурца.
Воспитатель: А как вы думаете, в огурце бывают нитраты? (ответы детей).
Воспитатель: Огурец — очень вкусный овощ, но в нем тоже могут быть нитраты, причем больше всего их обычно содержится в кожуре. Поэтому лучше всего перед едой огурец очистить.
Воспитатель загадывает загадки о дыне и арбузе.
Воспитатель: Это ягоды. А как вы думаете, где в них больше всего содержится нитратов?
Мы разрежем арбуз и дыню на кусочки и рассмотрим их. Мы увидеть этого не можем, но больше всего нитратов содержится в мякоти около корочки этих ягод. Поэтому никогда не доедайте арбуз и дыню до самой корочки.
Воспитатель: Мы все с вами любим зелень. Назовите ту, которую вы знаете, и какую пользу она приносит? Зелень тоже может содержать нитраты в своих листьях. Для того чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце. А солнечные лучи помогут нам избавиться от нитратов.
Воспитатель: Как вы думаете, во всех ли овощах, фруктах, ягодах содержатся нитраты и что нужно сделать, чтобы от них избавиться? А ты, Незнайка, слушай и запоминай.
Дети отвечают с помощью воспитателя: Чтобы нитраты не появились в овощах, нужно правильно их подкармливать, выставлять их на солнечное место, чтобы убить нитраты, знать, в какой части растения их содержится больше всего и в каких меньше всего.
После подведения итогов занятия, воспитатель предлагает детям и Незнайке приготовить овощной салат из моркови, капусты, свеклы, лука, зелени. В процессе приготовления обращает внимание детей на части овощей, в которых содержится меньше всего нитратов. Закрепляет знания о витаминах в овощах.
Название: Конспект занятия по валеологическому воспитанию старших дошкольников «Польза овощей»
Автор: Коваль Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Дата изменения: 12.10.2015
Дата публикации: 12.10.2015