Сидоренко Ольга Борисовна
педагог-психолог
МКДОУ Д/с общеразвивающего вида № 1
С. Парабель Томской области
Цель занятия: создание условий для снижения агрессивности, сплочения группы.
Задачи:
1. Снизить психоэмоциональное напряжение, импульсивность, агрессивность.
2. Сплочение группы.
3. Помочь детям позитивно взаимодействовать друг с другом.
4. Поднять эмоциональный тонус.
5. Снять общее и мышечное напряжение.
6. Развитие воображения.
Материалы: любой микрофон (старый, игрушечный), запись музыки композитора Китаро «Космическая энергия» альбом «Оазис», листок А 4, фломастеры, мелки, цветные карандаши, клубок ниток.
Ход занятия
1. Приветствие.
Упражнение «Доброе утро».
Цель: укрепление чувства собственного достоинства и единства группы.
Дети по очереди говорят всем «Доброе утро!» и сообщают, чему они сегодня радуются, какое настроение, как прошло начало дня дома.
Ведущий: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Для того, чтобы путешествие прошло интересно проведём игру».
Упражнение «А-а-ах!»
Цель: тренировка умения владеть своими чувствами.
Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем, чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.
2. Основная часть.
Ведущий: «Ребята, отправляясь в путешествие, сначала попробуем пофантазировать, как выглядит это необычное место, а для этого послушаем музыку и представим, куда мы можем попасть».
Дети с закрытыми глазами слушают музыку и воображают.
Высказывания детей.
Ведущий: «Ребята, мы попадём на необычную планету.
На этой планете живут сказочные существа. Во время нашего путешествия с нами будут происходить разные истории, а самое главное — это превращения. А отправимся на планету мы на ракете».
Игра «Ракета» (модификация «Паровозик»).
Цель: сплочение группы, умение работать в команде.
Дети встают в круг друг за другом, первый ребёнок вытягивает руки вверх и отправляются в путешествие, изображая ракету.
Ведущий: В начале пути идем медленно — взлетаем, затем быстрее, тихо, как мышки — облетаем метеориты, затем топаем громко, как слоны — приземляемся. И вот мы оказались на планете.
Игра «Несуществующее удивительное животное».
Цель: снятие негативного настроения и восстановление сил, сплочение группы.
Ведущий: «Первое сказочное существо, живущее на планете это „несуществующее животное“, оно очень доброе и ласковое. А как оно выглядит, мы сейчас узнаем, но для этого мне понадобится ваша помощь. Закройте на минутку глаза и представьте, как это животное могло выглядеть.»
На листе формата А 4 предложить каждому ребенку нарисовать детали животного (уши, лапы, глаза, рот и т. д.), обязательно проследить, чтобы животное на рисунке получилось добрым.
Обсуждение:
— вам понравилось животное? Что не понравилось?
— чем животное питается?
— где животное живёт? (в воде, пещере и т.п.)
— что делает на планете это животное? Для чего оно на этой планете?
Придумать имя «несуществующему животному».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Упражнение «Доброе животное».
Ведущий: «Давайте подышим, как дышит наше животное. Все вместе вдох-шаг в круг, выдох-шаг назад».
Игра «Путешествие по планете».
Цель: снять психофизическое напряжение, агрессивность, страхи.
Детям предлагается прогуляться по планете. На пути у них встречаются воображаемые преграды: перейти грязь, перешагнуть лужу, пройти по узенькой тропке, перешагнуть через заросли, перепрыгнуть через воронку.
Ведущий: «А теперь мы нарисуем нашу сказочную необычную планету с помощью…вот этого клубка».
Игра «Рисование с помощью клубка».
Цель: снижение импульсивности, агрессивности, замкнутости, формирование атмосферы взаимного доверия.
Дети с помощью клубка, разматывая его, «рисуют» на полу определённые изображения, фигуры. Ребёнок, создав свою часть изображения, передаёт клубок следующему. После того, как все порисовали, обсуждают, что получилось:
— можете ли увидеть какие-либо изображения?
— какие фигуры видите?
— что напоминают вам эти линии? Что вам приходит в голову?
Игра «Маленький монстрик».
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
Ведущий: «Ребята, по планете гуляют монстрики, они могут иногда сердиться, а могут и быть добрыми»
Дети сначала изображают злых монстриков (кричат, рычат, топают ногами, показывают злые гримасы), затем добрых монстриков (улыбаются, гладят друг друга по голове и т.п.).
Ведущий даёт сигнал рукой, когда нужно замолчать.
Ведущий: «Ребята, пока мы с вами путешествовали, неожиданно набежала тучка, и пошел дождик.»
Игра «Дождь».
Цель: развить чувство эмпатии.
Дети встают в круг друг за другом. Руки кладут друг другу на спины.
Ведущий: «Начинается сильный дождь. Крупные капли дождя падают на спинки (дети начинают энергично стучать пальчиками рук по спинам впереди стоящих детей), затем дождь стал стихать, (движения детей становятся более спокойными). Дождь перестал идти, но капли остались на кончиках пальцев (детям предлагается стряхнуть кисти рук). Небо стало чистым и стали видны звёзды».
Релаксационное упражнение.
Игра «Дотянись до звёзд» (модификация).
Ведущий: «Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звёздами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая является твоей звездой-это ты, твоя мечта (15 секунд.). теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно можешь достать рукой свою звезду. Сними её с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку… (когда у всех детей „звёзды будут лежать в корзинках“, можно продолжить дальше). Опусти руки и закрой глаза. Выбери у себя над головой другую сверкающую звёздочку, которая напоминает тебе о другом твоём желании…(10 секунд). Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде».
Ведущий: «Ребята, наше путешествие подошло к завершению, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Снова садимся и летим на ракете. Игра «Ракета».
Рефлексия.
Дети сидят в кругу на стульчиках. Каждый ребенок по очереди проговаривает, что ему понравилось больше всего во время путешествия.
3. Завершение.
Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
Один ребёнок становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит «Спасибо за приятное занятие», оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берёт за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает её и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом группа в центре круга увеличивается. Все держат друг друга за руки когда присоединится последний участник, круг замыкается и церемония завершается троекратным крепким рукопожатием рук.
Литература:
Л.Ю. Субботина «Развитие воображения у детей» — Я., 1997.
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» — Я., 1997.
О.В. Хухлаева «Лесенка радости» — М., 1998.
К.Фопель «Как научить детей сотрудничать?» ч.2. — М., 2001.
К. Фопель «С головы до пят» — М., 2005.
К Фопель «Привет, ушки!» — М., 2005.
Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер «Практикум по игровой психотерапии» — СПб., 2000.
Автор: Сидоренко Ольга Борисовна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МКДОУ Д/с общеразвивающего вида № 1
Месторасположение: С. Парабель Томской области
Дата изменения: 29.03.2015
Дата публикации: 29.03.2015