Одно из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, — воспитание подрастающего поколения.
Немалая роль в идейном и нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе.
Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, т.к. период раннего и дошкольного детства- определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир , впитывать огромное количество впечатлений.
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью , ребенок получает ключ к познанию окружающего мира природы, вещей , человеческих отношений.
Л.Н.Толстой , обращаясь памятью к своим первым впечатлениям детства, писал : «Разве не тогда я приобретал … так много, так быстро , что во всю остальную жизнь я не приобрел и 1/100 того. От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». (1).
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества . Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова ,которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития .
Младенцем ребенок учится по ним звукам родного языка , их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; когда подрастает , начинает приобщаться к народному опыту, народной морали, народной мудрости, начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок и потешек. Под звуки их ласковых , напевных слов малыш легче проснется , даст себя умыть ( «Водичка, водичка умой мое личико….») накормить («Травка муравка…»). Не всегда приятные моменты ухода за ним , через звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт , в те формы речевого общения , которые так необходимы для его развития.
Особенно много радости доставляют детям игры со взрослым. Народ создал множество игровых песен. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний , дети подражая взрослым , начинают играть словами, звуками , звукосочетаниями , улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность и образность.
М.Горький писал: «Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».(2).
Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Наряду с песенками в круг детского чтения вошли рассказы и сказки. Сказки могут быть предельно просты как для младшего дошкольного возраста («Курочка-ряба», «Репка», «Колобок») так и сказки для детей постарше с острым захватывающим сюжетом («Кот , петух и лиса», «Гуси-лебеди»). С удивительным педагогическим талантом взрослый ведет ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим формам образам сказок. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства , уберечь их от черствости , эгоизма, равнодушия народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра. А что-бы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом , сказки рассказывали , как трудна эта борьба и как мужество , стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал сказку , но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей , передаст и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Присущее детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перепитиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей.
В наше время , когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребенке творческое начало , самостоятельность мысли , формировать эстетическое восприятие мира.
Источники использованной литературы:
1).М.Горький о детской литературы 1968г.
2).В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». 2014г.
3). Л.Н.Елисеева -Хрестоматия для маленьких 87г.
4).Л.Н.Толстой «Полное собрание сочинений».
Название: Консультация для родителей «Художественное слово в жизни ребенка»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, работа с родителями , 5 – 7 лет
Автор: Федосеева Евгения Юрьевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ « ЦРР – детский сад № 210»
Месторасположение: г. Пермь
Дата изменения: 01.03.2016
Дата публикации: 01.03.2016