Консультация для педагогов. Математическое образование детей дошкольного возраста через познавательное развитие: образовательные технологии, методы и формы работы.
Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Математика – всечеловеческая наука и язык математики более широко понимаем людьми любой национальности.
В чём цель математического образования (упорядочьте в соответствии со своими предпочтениями):
- Подготовка в ВУЗ.
- Подготовка к будущей профессии.
- Интеллектуальное развитие.
- Формирование мировоззрения.
- Ориентация в окружающем мире.
- Физкультура мозга.
Примерно так представляют себе цели математического образования учителя, педагоги, деятели просвещения:
- Интеллектуальное развитие.
- Ориентация в окружающем мире.
- Формирование мировоззрения.
- Физкультура мозга.
- Подготовка к будущей профессии.
- Подготовка в ВУЗ.
Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно определенные математические навыки нужны каждому человеку. Не правда ли, нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое.
Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего, конечно, в тех, что связаны с естественными науками, техникой и экономикой.
Король Карл Великий благоволил к ученым и всячески поощрял развитие наук. При дворе короля часто проводились состязания в решении хитроумных головоломок. Головоломка Алкуина о волке, козе и капусте до сих пор поражает воображение и детей, и взрослых.
Именно математика прививает такие высокие нравственные качества человека, как разумность, точность, обязательность, определённость мысли, любовь к истине, способность к аргументированному убеждению, дисциплинированность и собранность в рассуждениях, внимательность.
Ещё одной важнейшей задачей математического образования является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.
Мышление — высшая форма познавательной деятельности.
От умения мыслить (думать) зависит успешность (неуспешность) человека.
Примеры.
— Универсальные люди: Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов.
— Чем выше уровень интеллекта, тем лучше физическое здоровье.
Правительством РФ поставлена задача повышения качества математического образования на всех уровнях образования, в том числе и на уровне дошкольного образования. Разработана «Концепция развития математического образования в Российской Федерации», в которой определена цель – вывести математическое образование на лидирующее положение в мире.
Не менее важен в отношении метаматематического образования детей уже в дошкольный период социальный заказ и запрос родительского сообщества.
Есть две традиции в математическом образовании. Одна из них построена на том, что человек должен уметь воспользоваться готовыми приемами, другая — на том, что его прежде всего следует научить думать самого. Наши, российские, традиции всегда зиждились на развитии интеллекта.
Интеллект – мышление. Виды мышления.
В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое/абстрактное/отвлеченное/теоретическое/ мышление.
В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается — сначала в простейших формах — отвлеченное мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий.
Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук — математики, физики, истории — имеет огромное значение в умственном развитии детей.
Не у всех детей к семи, а тем более к шести годам достаточно развит наглядно-образный тип мышления. Что говорить о словесно-логическом? Незрелость этих уровней мышления может тормозить учебный процесс. Это касается и других психических процессов (память, воображение, концентрация внимания, речь). Ребенок к школьному возрасту должен ясно выражать свои мысли, уметь пересказывать услышанное и прочитанное, делиться впечатлениями, выделять главное. Кроме того, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы рука была готова к письму.
Федеральный государственные стандарт дошкольного образования.
Познавательное развитие.
В дошкольном образовании последних лет проблема познавательного развития детей дошкольного была поставлена в Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в 2009 г. и конкретизирована в образовательной области «Познание». Ранее это было познавательно-речевое направление развития.
ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Современные технологии позволяют включить ребенка в разные виды деятельности: игровую, исследовательскую, коммуникативную, проектную и др. Это создает богатые возможности для формирования познавательного интереса у ребенка.
Стадии становления познавательного интереса подробно рассматривает в своих работах Г.И. Щукина – ученый, много лет возглавлявший кафедру педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Рассмотрим каждую из стадий подробнее.
1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не
уделяя при этом особого внимания его сущности.
2. Любознательность — стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении со взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему… снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор вашего малыша и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешите отвечать на все вопросы. Чаще спрашивайте у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации.
3. Познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования.
4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.
В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Познавательная активность выступает как природный интерес ребенка к окружающему миру.
Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют:
- внимание и повышенная заинтересованность;
- эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.);
- действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета.
Формы и методы работы с детьми.
Что делать?
Сегодня, мы полагаем, математика должна стать для ребенка не просто системой знаний, а мощным инструментом познания окружающего мира.
Как делать?
— Дети учатся активно, в деятельности!!! Игра, практическая деятельность, экспериментирование — делают процесс веселым и увлекательным.
— Наблюдать за детьми , слушать, оценивать имеющиеся сильные стороны
ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности. Для познавательного развития – познавательно-исследовательская деятельность.
- Наблюдения, экскурсии.
- Решение проблемных ситуаций.
- Решение познавательных задач.
- Опыты, экспериментирование.
- Моделирование.
- Познавательно-исследовательские проекты.
- Дидактические игры.
- Конструктивные игры.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник
выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир.
Проблемная ситуация — это затруднение, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не то». Любая проблемная ситуация должна подвергаться анализу, чтобы не получилось, как в народных сказках: «Пойди туда, сам не знаю куда, найди то, сам не знаю что» — ничего, кроме мучительного чувства недоумения и растерянности. Загадки, небылицы, игра «Верю-не верю».
Образовательные технологии.
Технология развивающих игр Б. П. Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб».
Ориентирована на развитие творческих способностей, воображения, символической функции сознания детей дошкольного возраста, что создает условия для опережающего развития способностей детей. Особенность технологии заключается в том, что педагог предоставляет максимальную степень свобода ребенку, организует развивающую предметно-пространственную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание детей к играм собственным примером и выступает в роли консультанта, создает различные ситуации, в том числе, проблемные.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
КВЕСТ-технология.
Квест – это способ исследования. Дословно с английского языка — это «поиск», который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. По-другому, квестовые игры называют – «игры разума» и секретики. В современном образовании игровая деятельность используется, как активный метод освоения различных образовательных областей, и может быть использован как для групповой, так и для индивидуальной работы, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию. Например, квест-игра «Путешествие в страну Математики».
Проектный метод.
Является способом организации образовательной деятельности, основанной на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Примеры проектов: «Часы и время» и «Математическая неделя». Итоговые продукты проектов: создание мини-музеев, математических игр и др.
Технология «БОС-Здоровье» А. Сметанкина.
Включает в себя учебное электронное пособие «Здоровая математика» и позволяет детям 4-7 лет выполнять игровые упражнения в ритме оптимального дыхания. Дидактический материал открывается на экране компьютера или на интерактивной доске. Использование технологии повышает эффективность усвоения материалы образовательной программы, положительно влияет на познавательное и психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует укреплению здоровья.
Технология сенсорного развития – кинетический песок.
Кинетический песок – его называют также «умный» песок — чудо современных технологий! Его создали шведские ученные соединив чистый кварцевый песок и полимерные материалы в определённых соотношениях. В педагогике и психологии этот новый материал все более широко начинает использоваться. Большой плюс в том, что для игр с кинетическим песком не требуется специального оборудования – играть можно на столе, на полу. Дети работают индивидуально или в группе, возводят строения разной высоты, создают пространства и картины, которые наполняют различным содержанием, а потом обыгрывают.
Технология «Блоки Дьенеша».
Логические блоки Дьенеша – игровая технология. Набор включает в себя 48 геометрических фигур. Играя с блоками, ребенок выполняет разнообразные операции: деление на части, выкладывание по образцу и по представлению и др.).
Блоки могут использоваться в играх детей с 3-х лет. Дети, играя с ними, знакомятся с цветом, формой, величиной. Также у детей развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация, обобщение.
Роль и участие родителей в математическом образовании детей.
Родителей необходимо не просто информировать о тех или иных мероприятиях, формах работы, видах деятельности, которые осуществляются педагогами совместно с детьми в детском саду. Современный детский сад заинтересован в активном участии родителей в образовательной деятельности.
Это могут быть проекты, конкурсы. Например, конкурс на лучшую дидактическую игру, Все изготовленные игры смогут пополнить развивающие центры в группах, а процесс их изготовления (создания) даст возможность семьям провести досуг с пользой.
Роль педагогов в математическом образовании детей.
Педагоги каждой возрастной группы составляют тематическое планирование недели, подбирают игровой и дидактический материал для познавательного развития детей.
В группах создается развивающая предметно-пространственная среда, максимально отвечающая интересам детей и которая соответствует рекомендуемому основной образовательной программой дошкольного образования, перечню материалов и оборудования для математического центра.
Педагоги могут использовать цифровые образовательные ресурсы: презентации, игры, иллюстрации.
Автор: Травина Татьяна Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад № 236»
Месторасположение: город Ярославль
Дата изменения: 18.09.2016
Дата публикации: 18.09.2016