Культурно-словесное общение

Автор: Рыжкова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Лесная Сказка»
Месторасположение: пгт. Каменск, Кабанский р-он, Бурятия, Россия

Культурно-словесное общение

из опыта работы.

Важное место в работе над культурно-словесным общением детей отвожу занятиям-тренингам. Их мы стараемся проводить совместно с психологом. Сначала идет предварительная подготовка. Мы рассказываем детям выбранную сказку (в свободное время), беседуем по ее содержанию, ребята по желанию делают к ней рисунки. Для создания нужного настроения читаем и учим «вежливые» стихи, например:

— «Добрый день», — тебе сказали.

— «Добрый день» — ответил ты,

Как две ниточки связали

Доброты и теплоты.

Через некоторое время на самом занятии-тренинге вспоминаем содержание сказки, разбираем поведение героев. Дети выражают свое мнение. Дальнейший ход занятия зависел от того, какие конкретные задачи мы решали.

Например, работая над сказкой Ш. Перро «Фея», предложили детям творчески воспроизвести диалоги феи и двух девочек, сравнивать поведение этих девочек. Дети думали над тем, как правильно предложить фее попить воды, как вежливо отказать… Вместе делаем рисунки к сказке со своими диалогами, которые мы записали.

На последующих занятиях-тренингах задания усложнялись. Разбирая какую либо сказку предлагаю детям продолжить сюжет. Затем вместе с детьми изображаем разговор героев, рисуем выражения их лиц, передаем настроение и эмоции. Беседуя индивидуально с каждым ребенком, мы записали диалоги к этим сюжетам.

В повседневной жизни мы постоянно следим за речью детей, закрепляем употребление «вежливых слов», осуждаем сквернословие. Когда ребенок не удержался и сказал грубость, я тихо ахнула:

— В каких скверных лягушек и змей превратились твои слова!

— Я ничего не вижу, — сообщил мне малыш, разглядывая себя в зеркало.

— А я вижу, огорченно вздохнула я.

Ребенок задумался.

Спустя некоторое время один из детей сфантазировал:

— А у меня дома есть волшебная палочка.

Дети спросили меня, бывают ли волшебные палочки.

— Ни разу в жизни не видела, — честно призналась я. — Но если у тебя есть — принеси. Мы столько хорошего сделаем… — добавила я мечтательно.

— Сделай волшебной палочкой так, чтобы я не говорил грубые слова, горестно вздохнул маленький «грубиян».

— Ты ведь стараешься, и у тебя иногда получается, — подбодрила я его.

Чтобы помочь детям услышать со стороны себя и активизировать запас вежливых слов, мы придумали упражнения игру «Волшебник вежливых слов». Она длилась два — три дня. Один из детей назначался волшебником и получал четыре волшебных силы. Если он произносил грубое слово — терял одну силу. Потерял четыре силы — перестал быть волшебником, стал обычным ребенком. Самый большой сквернослов держался очень долго. И очень огорчился, когда проиграл.

Игру-упражнение «Добрые слова» мы провели как закрепление предыдущей работы. На листе бумаги начертили дорожки — у каждого ребенка своя, она подписана его именем. На дорожке записываем вежливые и добрые слова , которые говорит ребенок. Он их знает, они ему нравятся. Дорожки заполняются постепенно, мы зачитываем детям эти слова. Иногда они сами просят прочитать свои слова и других детей.

Автор: Рыжкова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Лесная Сказка»
Месторасположение: пгт. Каменск, Кабанский р-он, Бурятия, Россия

Дата изменения: 21.08.2014
Дата публикации: 26.05.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *