Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в практике работы ДОУ»

Мишукова Наталья Алексеевна
воспитатель
МКДОУ БГО ЦРР детский сад №11
Воронежская обл, г Борисоглебск, ул Пролетарская д 9.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) ведущей целью дошкольного образования определяют создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Для достижения этой цели первостепенное значение имеет забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка, что невозможно без применением воспитателем в процессе осуществления профессиональной деятельности здоровьесберегающих технологий.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Рассмотрим некоторые здоровьесберегающие технологии которые можно использовать в условиях нашего дошкольного учреждения.

Стретчинг (вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание). проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Ритмопластика (движения, выполняемые под музыку, приносящие физическое и духовное здоровье, радость). Выполняются не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. При этом обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.

Динамические паузы (короткая разминка среди занятия). Проводится во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры. Могут быть использованы как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр .

Релаксация (глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения). Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

К здоровьесберегающим технологиям относятся и различные виды гимнастики. которые мы также часто используем при проведении режимных моментов.

Гимнастика пальчиковая (комплексы упражнений для пальцев рук, способствующие развитию мелкой моторики). Применяется с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз (комплексы упражнений для сохранения зрения). Проводятся ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная (это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний). используется при проведении различных форм физкультурно-оздоровительной работы, в предварительно проветренном помещении.

Гимнастика бодрящая (комплексы упражнений после сна, позволяющий детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус). Осуществляется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Гимнастика корригирующая (один из видов специальных гимнастик, применяемая для устранения различных нарушений осанки). Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая (комплексы упражнений для стоп и позвоночника). Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

В процессе проведения режимных моментов воспитатель обязан уделять внимание и такой здоровьесберегающей процедуре как массаж, который является великолепным средством профилактики множества заболеваний, снятия усталости, поднятия жизненного тонуса.

Самомассаж (система приемов механических воздействий на поверхность тела). Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. При этом необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный самомассаж (система приемов выполняемых путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек). Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время.

В последнее время большое распространение получили психо-коррекционные технологии, проводимые психологом совместно с воспитателем. среди них можно выделить арттерапию, сказкотерапию, технологии музыкального воздействия, воздействия цветом, и технологию коррекции поведения.

Арттерапия (вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве, терапия изобразительным творчеством). Проводится сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы. Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий.

Сказкотерапия (психологический метод, предполагающий развитие самосознания через психологическую сказку). Занятия проводят 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия. Применяются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Технологии воздействия цветом. Проводятся как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения. Организуются сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку; способствуют формированию у педагогов ДОУ и родителей детей положительной мотивации и ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С.21 — 28.

2. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.

3. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.

4. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2003.

5. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С.29 — 34.

6. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. — Мн.: НИО, 2001.

Автор: Мишукова Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ БГО ЦРР детский сад №11
Месторасположение: Воронежская обл, г Борисоглебск, ул Пролетарская д 9.

Дата изменения: 08.10.2015
Дата публикации: 08.02.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *