Методическое пособие для детей 4-7 лет «Крупинка-затейница»

Методическое пособие «Крупинка-затейница» применение крупп и макаронных Изделий в формировании творческой активности детей.

 

Методическое пособие для детей 4-7 лет «Крупинка-затейница»

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Детское творчество – это одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

По мнению В.В. Давыдова «Творчество – является уделом всех,… оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».

Отечественные педагоги Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.П. Костерин, Н.Б. Халезова (занимающиеся изучением проблемы развития творчества и способностей детей) отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияют на развитие способностей к творчеству.

Кроме того, многие отечественные и зарубежные специалисты утверждают, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребёнка.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы в технике аппликация. Детям очень нравится выполнять работы в этой технике. Если рисование предполагает наличие у ребёнка определённых способностей, то аппликация требует только усидчивости и умения ориентироваться на листе или основе. Поэтому занятие аппликацией очень эффективный метод развития творческих способностей ребёнка.

Слово «аппликация» (лат. application – прикладывание) означает вид деятельности, во время которого изображения и рисунки создаются способом наложения и приклеивания разных материалов на основу.

Аппликация бывает трёх видов:

  • декоративная, объединяющая различные элементы украшения;
  • предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, грибок, домик и т.п.);
  • сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка на лужайке, корзина с цветами).

Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, нитей, природного материала, круп и макаронных изделий.

В этом пособии рассматриваются варианты применения крупы и макаронных изделий в работе с детьми. Крупа – это доступный красивый и безопасный материал для детского творчества. Начинать работать с крупой можно в 1,5-2 года, даже в таком раннем возрасте дети, при помощи взрослых, способны создавать забавные аппликации из круп. Крупу можно легко покрасить и тем самым сделать работу яркой и привлекательной.

Крупы обладают не только разными размерами, формами, фактурами, но и интересными цветами. Фасоль, гречка, имеют коричневую окраску, кукурузная, пшённая, гороховая крупы – жёлтые, рис, манная крупа – белые и поэтому легко окрашиваются. Зёрна ячменя, ячневая крупа – бежевого оттенка, арбузные семечки и семена подсолнечника – чёрные.

Создание аппликации из необычных материалов позволяет развивать фантазию, стимулирует способность к творчеству и одновременно служит для развития тактильных ощущений и мелкой моторики рук ребёнка.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

  • клей ПВА;
  • акриловые краски, гуашевые;
  • зубочистки, чтобы растирать клей и брать зёрна;
  • тарелочки или пакетики для окраски;
  • основа для работы – плотный картон;
  • кисти, стаканчики под воду;
  • шаблоны или трафареты работ;
  • рис круглозёрный, длиннозёрный, дикий (чёрный);
  • гречневая крупа;
  • ячневая крупа;
  • манная крупа;
  • пшено;
  • горох;
  • фасоль;
  • макаронные изделия.

ОКРАСКА ЗЁРЕН

Вылить акриловые краски в стаканчик. Если краска густая её необходимо разбавить спиртом. Маленькими порциями добавьте краску в ёмкость с крупой.

Тщательно перемешайте для равномерной окраски зёрен. Высыпьте окрашенные зёрна на листы бумаги и просушите, периодически помешивая.

 

ОКРАШИВАНИЕ МАННОЙ КРУПЫ

  • взять нужное количество манки (примерно горсть);
  • смешать с краской «Гуашь». Краска должна быть по консистенции похожа на зубную пасту;
  • растирать манку с гуашью до полного окрашивания. Манка должна быть рассыпчатой и равномерно окрашенной;
  • после окрашивания просушить манку на газете при комнатной температуре;
  • не добавляйте при окрашивании манной крупы воду, иначе манка превращается в кашу;
  • цвета при таком окрашивании получаются яркие, манка хранится очень долго.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЁЖИК НА ПОЛЯНКЕ

Цель: создание условий для развития художественно-творческой активности посредством изготовления детьми образа ёжика.

Задачи:

  • создать условия для развития творческих способностей детей в процессе моделирования образа ежа;
  • формировать умения определять и называть цвет предметов, распределять предметы в группы по цвету;
  • побуждать детей к речевой активности;
  • обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Предварительная работа. Рассматривание изображений ежей в детский иллюстрированных изданиях, рассказ педагога о внешнем виде ежей. Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик» в книжке с авторскими иллюстрациями или в «Хрестоматии для маленьких» под ред. Л.Н. Елисеевой. Моделирование ёжиков из пластилина /солёного теста, глины/.

Формы и виды детской деятельности. Игровая, коммуникативная, творческая, продуктивная.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушечный ёжик, муляжи грибов, желтые, зеленые, красные листья из бумаги (для каждого ребенка), Желтая, зеленая, красная тарелочки, листы бумаги с изображением силуэта ёжика, материал для иголок на выбор: семечки подсолнуха, макароны, тонкая лапша, семена арбуза. Материал для изображения ягод на полянке: окрашенный в разные цвета горох. Клей ПВА, кисти, салфетки влажные и клеёнчатые.

Организационный момент

Педагог показывает детям игрушку ежа и читает отрывок из стихотворения Г. Лагздынь Ёжик:

Повстречался ёжик мне,

Нёс грибы он на спине.

— Добрый день, колючий ёж.

Далеко ли ты живёшь…

– Здравствуйте детки. Живу я в норке, умею прятаться от лисы. Свернусь в клубок – ни головы, ни ножек не видно – и лежу себе на лесной тропинке.

Рассказ ёжика обыгрывается – педагог ставит перед ёжиком игрушку лисы и показывает, как ёжик прячется, свернувшись клубком.

Подготовка к восприятию материала

Дидактическая игра «Осенние листочки»

– Ежик собрал в лесу листочки. Красные, желтые, зеленые. Он просит вас помочь разложить их по тарелочкам.

– Дети, какого цвета этот листочек? А этот?

– А какого цвета эта тарелочка? А эта? И т. д.

Дети называют цвета листьев и раскладывают их соответственно по цвету в тарелочки.

Практический этап

основная часть

Педагог приглашает детей сесть за столы и предлагает рассмотреть ёжика, демонстрируя при этом игрушечного ежа. Чтение стихотворения М. Картушиной «Колючий ёж»

Посмотрите дети

– Ёжик. Весь в иголочках зверек
С головы до самых ног:
– Ты куда, колючий еж,
Ты куда идешь-бредешь?
– Шарю, шарю по кустам,
Добываю пищу сам.
Я грибы в траве ищу
И домой к себе тащу.

Стихотворение обыгрывается игрушками.

– У меня колючие иголки и длинный носик. Лапки хоть и маленькие, да бегаю я быстро. Люблю грибы, ягоды и от яблок не откажусь – с удовольствием съем.

Вопросы к детям:

– Где у ёжика спинка? Вот!

–Что у ежика на спине? Иголки, они растут вверх.

– Где живет ежик? Ёжик живёт в норке.

– А что любит ежик? Ёжик любит грибы, ягоды и яблочки.

Дети, давайте покажем ежику, как мы умеем играть с пальчиками.

Пальчиковая игра «Ежонок»:

Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»

Домой яблочки несу – руки вверх, растопыриваем пальчики.

Встретил я в лесу – лису, – руки вверх, пальчики сжимает в кулачки.

Угостил грибом зайчонка – руки вверх, растопыриваем пальчики.

В поле повстречал волчонка – руки вверх, пальчики сжимает в кулачки.

С белкой – песенки попел – руки вверх, растопыриваем пальчики.

На пенёк медвежий сел – руки вверх, пальчики сжимает в кулачки.

– Запас я грибов и ягод на зиму. Да вот живу я в норке один. Нет у меня ежат. Скучно мне одному, где мне взять маленьких ежат? Я их угощу грибами и ягодами.

– Дети, давайте поможем ежику, чтобы он не грустил, сделаем для него маленьких ежат.

Педагог демонстрирует детям силуэты ёжиков на бумаге. Обращает внимание детей на спинку ёжиков, она без колючек, и материалы: семена подсолнечника, арбузные семечки, макароны, лапшу, советует их использовать для создания иголок ёжика. Спрашивает, как можно прикрепить колючки к шубке, предлагает наклеить на спину колючки с помощью клея и кисти. При выполнении этого задания некоторые дети используют разные материалы (и это решение тоже имеет право на воплощение). При желании дети могут оформить травку и иголки ёжиков пластилиновыми яблочками, грибочками, цветными горошинами-ягодами.

Подведение итогов занятия

рефлексия

Педагог хвалит детей за старание и дружную работу.

– Дети, давайте мы возьмем наших ёжиков и пойдем на цветочную поляну к ёжу. Вот он обрадуется приходу таких веселых ежат!

– Добрый день, колючий ёж!
Далеко ли ты живешь?
Ёжик глазками сверкнул
И в кусты скорей свернул.
Зашуршал сухой листвой,
Приглашая в домик свой!

Дети размещают своих ёжиков вокруг ежа на общую выставку.

УГОСТИ ЦЫПЛЁНКА

Цель: развитие творческой активности детей посредством освоения техники посыпная аппликация из круп.

Задачи:

  • создать условия для развития творческих способностей детей в процессе создания образа цыплёнка;
  • мотивировать детей на включение в игровую ситуацию;
  • побуждать детей к речевой активности;
  • обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Предварительная работа. Рассматривание с детьми изображений цыплят в книжных иллюстрациях, альбомах, календарях. Беседа о внешнем виде и образе жизни. Чтение стихотворения «Вот они цыплятки» Нина Френкель, В. В. Берестов «Курица с цыплятами».

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации, с изображением домашних птиц, игрушка – цыплёнок, картон зелёного цвета размером в ½ альбомного листа с силуэтом цыпленка. Крупа манная окрашенная в жёлтый цвет, пшено, кукурузная крупа, клей, кисточки, салфетки, цветные карандаши.

Организационный момент

Педагог показывает детям иллюстрации с изображением курицы и цыплят.

— Дети, посмотрите, какая у меня есть интересная и красочная картинка. Что на ней изображено? (Ответы детей). Какие цыплята забавные и веселые. (Показать курицу) А кто это с цыплятами? (Ответы детей). Педагог читает стихотворение В. Берестова «Курица с цыплятами»:

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка, все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Курица уводит своих деток искать зернышки (убрать иллюстрацию).

Слышится голос цыпленка (пи, пи, пи). Показать одного цыпленка.

— Ой, кто это бежит на тонких ножках? Да это цыплёнок! Куда же он так спешит? Клювик приоткрыл, хвостик распушил…

— Дети, посмотрите, какой красивый цыплёнок, пушистый и мягкий (Дать детям потрогать и погладить цыпленка). Дети, а что произносит цыпленок (пи, пи, пи). Произнесите громко, затем тихо. А какой формы у цыплёнка туловище, голова, какой цыпленок величины? Что есть на голове у цыпленка, что есть на туловище? Покажите, как он ест, пьёт воду, летает? (Ответы детей).

Практический этап

основная часть

— Дети, наш цыплёнок загрустил, давайте его повеселим – выйдем на полянку и поиграем в цыплят. Физкультминутка:

Озорной цыпленок жил,

Головой весь день кружил:

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать:

Поднимать и опускать

Вверх, вниз, вверх, вниз!

Повернулся влево, вправо

— Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошел-

Червячка себе нашел!

Дети выполняют движения вслед за воспитателем по тексту.

— Дети мне кажется, что наш цыплёнок проголодался. И всё ещё грустит.

Не хочу один клевать я

Пусть скорей приходят братья

Где же они?

Под старой липой

Как зовут их

Цыпа, цыпа…

Давайте, сделаем для цыплёнка братьев и сестричек, чтобы ему не было скучно.

Педагог демонстрирует детям силуэты цыплят на зелёном картоне, плотной бумаге. Обращает внимание детей на материалы: манную, кукурузную, пшеничную крупы, горох предлагает наклеить понравившуюся крупу на тело цыплёнка. Показывает приёмы выполнения аппликации путём посыпания:

  • при помощи кисточки смазывает плотным слоем клея силуэт цыпленка;
  • засыпает силуэт крупой на выбор, слегка придавливает ладонью, стряхивает крупу с основы, наклонив картон на себя;
  • формируем глаз цыплёнка из горошины, клюв и ноги из семян подсолнечника, фасоли, риса – на выбор.

При выполнении этого задания некоторые дети используют разные материалы (и это решение тоже имеет право на воплощение). Педагог по ходу практической части организует беседу с детьми о том, кто ещё живёт на птичьем дворе? Напоминает детям, что цыплятки проголодались и предлагает накормить их. Как это сделать дети решают сами – рисуют или приклеивают зёрнышки на травку.

Подведение итогов занятия

рефлексия

Молодцы детки. Какие ваши цыплятки забавные, красивые, весёлые, да озорные. Теперь нашему цыплёнку не скучно, у него много сестричек и братишек.

После занятия беседа с детьми. Дети, какой гость к нам сегодня приходил? В какие игры мы играли? Что вы сделали для цыплёнка? Похвала детей. Оформление выставки «Вот какие у нас цыплятки!»

ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ

Цель: развитие художественно-творческой активности детей посредством изготовления открытки весенние цветы.

  • Задачи:
  • развитие творческих способностей детей в процессе создания образа букета тюльпанов;
  • побуждать детей к речевой активности;
  • обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослым.
  • способствовать формированию желания порадовать мам и поздравить их с праздником открыткой.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов; беседа о весне и цветущих растениях. Подготовка шаблонов для открыток с силуэтами тюльпанов в горшочке; дидактическая игра на цветовой модели «Радуга» для развития чувства цвета и получения гармоничных цветовых сочетаний.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветной картон, крупа манная окрашенная в жёлтый цвет, пшено окрашенное в зелёный цвет, кукурузная крупа, окрашенная в белый, оранжевый цвета, ячмень клей, кисточки, салфетки, клеенка.

Организационный момент

Педагог демонстрирует детям букет тюльпанов, предлагает детям полюбоваться цветами, вдохнуть аромат, закрыть глаза и представить, как выглядит весенний букет. Затем читает стихотворение:

В горшочек посажу росток.

Поставлю на окне.

Скорей росток,

Раскрой цветок –

Он очень нужен мне.

Промчаться ветры за окном

Со снежною зимой,

Но будет выше

С каждым днём

Расти цветочек мой.

Когда же по календарю

Весны настанет срок,

Восьмого марта

Подарю

Я маме свой цветок

Практический этап

основная часть

Педагог предлагает детям создать для мамочек открытку «Весенние цветы» — такую же красивую, как наши мамочки. Приглашает детей сесть за столы. Показывает детям заготовленную основу для открытки и спрашивает, как можно украсить цветы и горшочек. Педагог обращает внимание детей на материалы для работы – крупа манная окрашенная в жёлтый цвет, пшено, окрашенное в зелёный цвет, кукурузная крупа, окрашенная в белый, оранжевый цвета, ячмень. Демонстрирует детям, что в работе используется несколько видов круп разной фактуры и цвета. Показывает на образце способ декорирования бутонов и листьев (использование крупы оранжевого и жёлтого цвета для прорисовки пятнышек и прожилок). Напоминает последовательность нанесения клея и круп на контур шаблона:

  • начинаем работу с окклеивания бутонов цветов, все части промазываются клеем поочерёдно – сначала приклеивается крупа жёлтого или оранжевого цвета на выбранные части силуэта;
  • для более прочного закрепления крупы на основе её следует придавить или слегка похлопать пальчиками;
  • затем необходимо приподнять лист с контуром весенних цветов, для того чтобы стряхнуть крупу;
  • очередной слой клея наносится на следующие элементы бутонов и засыпается крупой красного цвета, он также стряхивается после закрепления;
  • аналогичным способом выполняются листья тюльпанов, затем горшочек;
  • стебли цветов формируются из ячменя или риса.

По ходу работы педагог организует беседу с детьми о весенних цветах, их разнообразии, местах произрастания, красоте и символике.

В середине работы проводится физкульт-минутка

Мы сегодня рисовали

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь. (Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)
Мы старались, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Снова рисовать начнем.
Мы старались, рисовали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем —
Снова рисовать начнем.

Подведение итогов занятия

рефлексия

Дети любуются открытками. Педагог хвалит детей за проделанную работу, отмечает красоту, аккуратность сделанных открыток, читает стихотворение «Красные тюльпаны»:

Гордый вид и строгий стан –

Это солнечный тюльпан.

Он на клумбе поселился

И весною распустился.

На любимый праздник мамин.

Как ковёр пестрит цветами

Клумба прямо под окном.

Принесу букет я в дом.

Ярко-красные тюльпаны

Очень любит моя мама

Мама звонко рассмеётся,

Ярким солнцем улыбнётся.

РАДУГА-ДУГА

 

Цель: создание условий для развития художественно-творческой активности детей посредством изготовления образа сказочной радуги.

Задачи:

  • развивать творческие способности детей в процессе моделирования образа сказочной радуги ;
  • формировать умения определять и называть цвета;
  • создать условия для побуждения детей к речевой активности;
  • способствовать формированию умений самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук – физическое развитие;
  • способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Предварительная работа. Просмотр иллюстраций, открыток, марок, мультфильмов с изображением радуги и других природных явлений для обогощения художественных впечатлений детей. Отгадывание загадки Г. Лагздыень:

Как зовётся, скажи,

Коромысло, что в небе дугой

Семицветной повисло?

(Ра-ду-га)

Формы и виды детской деятельности. Игровая, коммуникативная, творческая, продуктивная.

Материалы, инструменты, оборудование. Белый картон, материал для формирования радуги на выбор: крупа, макароны, окрашенные в 7 цветов радуги. Клей ПВА, кисти, салфетки влажные и клеёнчатые. Наглядная модель или плакат «Радуга».

Организационный момент

Педагог читает стихотворение И.П. Токмаковой «Радость»:

Радость — если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат
Песню ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.

Педагог предлагает детям поразмышлять и поговорить о том, что такое радость. После короткой, свободной и эмоциональной беседы педагог сообщает детям, что в давние-давние времена в далёком Египте люди называли….

Скачать полностью Методическое пособие для детей 4-7 лет «Крупинка-затейница»

Автор: Фертикова Анна Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
Месторасположение: Республика Хакасия, город Черногорск

Дата изменения: 15.02.2018
Дата публикации: 15.02.2018




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *