Конспект занятия «Народная культура и традиции» для дошкольников

Конспект занятия «Народная культура и традиции» для дошкольников. Конспект НОД по познавательному развитию по средством фольклора в подготовительной группе.

Конспект занятия «Народная культура и традиции» для дошкольников
Конспект занятия «Народная культура и традиции» для дошкольников

Цель: Приобщение детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта, русского народа, развитие интереса к прошлому.

Тема: «Ах эта русская изба!»

Задачи:

  1. Способствовать расширению представлений о быте, культуре русского народа.
  2. Вызвать интерес к народным традициям, праздникам.
  3. Развивать связную речь посредством русских фольклорных запевок, поговорок, частушек и т. д.
  4. Обогащать у детей словарный запас с помощью фольклора.
  5. Воспитывать гордость и любовь к русскому народу и их быту.

Ход НОД

Вход воспитателя, на руке кукла в русском сарафане.

На столе макет «Русская изба» накрыт большим платком.

Воспитатель голосом Марьи: Здравствуйте, ребята! Зовут меня Марья, искусница я. Вы любите играть?

Приглашаю я вас поиграть в русскую народную игру «Гори-гори ясно»

Воспитатель голосом Марьи: Ребятки, вам понравилась игра, которая называется «Гори-гори ясно»?

Раньше было очень много весёлых игр и ещё очень много интересного. Хотели бы вы отправиться в путешествие?

Давайте возьмёмся за руки и глаза закроем.

Идут за Марьей и приговаривают слова:

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
Ни то в яму угодите!

Останавливает их вокруг стола на котором стоит макет русская изба.

Русская изба

Воспитатель голосом Марьи: Вот мы и пришли!

Ребята, вы узнали ребятки куда вы попали?

Молодцы! В старину, входя в избу, люди желали здравия и делали низкий поклон. Давайте и мы пожелаем здравия. Присаживайтесь на лавочки.

Давным-давно люди строили себе избы из бревен, ещё их называли срубами. Мы сюда пришли, чтобы узнать много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек.

Печка

Ребята, отгадайте что же являлось главной частью русской избы?

Стоит девица в избе, а коса на дворе?
Дети: Печка!

Воспитатель голосом Марьи: В народе говорили:

Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты эти слова!

Ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.

Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду. Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье. А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов(разного размера), кочерга, совок и т. д.

Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. Для чего служило это место?

Ответы детей.

Воспитатель голосом Марьи: А также изгоняли простудные заболевания, на печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.).

Ребята а чем нужно топить печь?
Дети: Дровами!

Воспитатель голосом Марьи: А их в избе совсем нет! Давайте в лес за дровами сходим?

Физминутка

По лесу с тобой гуляли (шаги на месте)
И пилу с собой мы взяли,
Чтоб вместе распилить бревно (имитация распиливания)
Очень толстое оно,
Много дров мы напилили
Топором их разрубили! (Имитация рубки топором.)

Воспитатель голосом Марьи: Ребята, а каких мы дров набрали?
Дети: Берёзовых, дубовых, липовых, еловых.

Воспитатель голосом Марьи: За дровишками мы прогулялись и теперь проголодались.

Чугунок

Слушайте внимательно и ответьте обязательно, в чём варили еду!

Загадка про чугунок.

Дети: Чугунок

Воспитатель голосом Марьи: Почему он так назывался?
Дети: потому что он чугунный.

Воспитатель голосом Марьи: Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли. Давайте сейчас свари суп из перловых круп!

Игра: «Мы варили суп».

Воспитатель голосом Марьи: Ребята, а какие вы знаете пословицы о еде?

Дети называют пословицы о еде.

Воспитатель голосом Марьи: Чтобы брать горячий и тяжёлый чугунок, нужен был ухват.

Воспитатель голосом Марьи: Мне кажется, что кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?
Дети: Малыш.

Люльки для малышей

Воспитатель голосом Марьи: Видите, ребята в старину, не было детских кроваток, колясочек и малышей убаюкивали вот в таких люличках. Люльки закрепляли к матице, ближе к печке, потому что там, очень тепло.

Как же нам успокаивать малыша?

Дети: Нужно люльку покачать и напеть колыбельные (поют колыбельные).

Колыбельные «Баю – баю – баиньки» и т. д.

Детей в семье раньше было очень много.

Старинные игрушки для детей

Игрушки для своих детей делали родители сами, вот как они выглядели:

  • свистульки из дерева;
  • деревянные матрёшки;
  • лошадки-качалки;
  • глиняные игрушки;
  • тряпичные куклы собранные из разных лоскутов ткани.

Воспитатель голосом Марьи: Как вы думаете ребята, что это?
Дети: Это икона.

Красный уголок в избе

Воспитатель голосом Марьи: В каждой избе был «красный уголок» — значит, красивое и главное место!

В этом углу висели иконы, накрытые вышитым полотенцем — рушником. В красном углу стояли стол, лавки.

Самовар

Блестящий на столе стоял выпускал он жаркий пар древний чайник.
Дети: Самовар.

Воспитатель голосом Марьи: Самовар — был очень нужен для семейного уюта и дружеского общения.

Труд в старину

Воспитатель голосом Марьи: Люди в старину очень много трудились, почти все делали своими руками.

Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?
Дети: (ответы детей).

Воспитатель голосом Марьи: Русский народ считается очень трудолюбивый. В зимнее время женщины и девушки пряли пряжу, шили одежду, вязали.

Мужчины с сыновьями рукодельничали: из дерева вырезали различные детские фигурки, разделочные доски, кадушки и т. д, а ещё лапти плели, а в летнее время в полях трудились, рыбу ловили.

Посмотрите вот на таких прялках пряли пряжу. Подвязывали кудель (шерсть, лен) и с помощью веретёшки спрядали в нити.

Женщины пряли пряжу да приговаривали: «Мы прядём, а ниточка тянется, нам работа наша нравится.»

Воспитатель голосом Марьи: Скажите, а как использовали пряжу?
Ответы детей.

Воспитатель голосом Марьи: Какую одежду носил русский народ?
Дети: Рубахи, косоворотки, платки, сарафаны и т. д.

Воспитатель: Обувью в старину были лапти, которые зимой плёл хозяин.

Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде и лени вы знаете?

Пословицы и поговорки о труде.

Воспитатель голосом Марьи: Ребята, а как вы понимаете пословицу: Делу — время, а потехе — час.

Дети: После выполненных работ, можно и отдохнуть.

Субботинушка

Воспитатель голосом Марьи: Выходным днём была суббота и называлась она «Субботинушка». Люди в этот день плясали, играли в различные игры, пели песни, водили хороводы!

Показывает на сундук.

Ребята, смотрите, здесь красивый сундук стоит! Вам хочется узнать, что в нём? Давайте посмотрим! Открывают.

Посмотрите тут лежат картинки с предметами. Я буду их показывать и называть предметы, а вы будете называть эти предметы так, как называли их раньше.

Игра «Что сейчас стало – что раньше было».

Рефлексия

Воспитатель голосом Марьи: Ребята, вам понравилось в русской избе?
Дети: Да!

Воспитатель голосом Марьи:

  1. Что особенно запомнилось?
  2. Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?

(Ответы детей.)

Ребята, вам в детский сад возвратиться пора, а здесь останусь. Приходите ко мне ещё в гости. Буду очень вас ждать.

До свидания, ребята!
Дети: До свидания.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся за руки закроем глаза и произнесём слова:

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
В детский сад нас приведите!

(Идут к стульчикам)

Воспитатель: Ну вот мы и пришли в нашу группу.

А сейчас ребята я приглашаю вас попить чай из настоящего блестящего самовара и угоститься мягкими бубликами.

Название: конспект занятия «Народная культура и традиции» для дошкольников.
Автор: Гнелицкая Елена Александровна
воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ детский сад «Родничок»
село Лебедевка, Искитимский район, Новосибирская область.

Дата изменения: 30.04.2021
Дата публикации: 19.04.2021




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *