Оригами как всесторонние развитие личности

Квадратный листочек бумаги, ловкие, почти неуловимые движения пальцев — и вот уже в ру­ках появляется забавный зайчонок, непоседливый щенок или кораблик, готовый к отплытию. Искус­ство складывания из бумаги — оригами -ро­дилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас же оригами увлекаются и взрослые, и дети всего мира.

Секрет огромной популярности оригами очень прост — несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир, в котором дружно су­ществуют волки и зайцы, мыши и коты… Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.

Бумага — это самый доступный для ребёнка и универсальный материал. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка дей­ствует: самолёт летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается даже от незначи­тельного порыва ветра. Изготовление таких поде­лок доступно уже детям дошкольного возраста.

Оригами -неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по чётким законам математики. Если сложить листочки бумаги точно по линиям и акку­ратно прогладить каждую складку, то можно по­лучить оригинальную поделку -изящного журав­лика, забавного поросёнка…

Хотя складывание фигурок из бумаги в прак­тику детского сада вошло совсем недавно, это за­нятие стало не только популярным, но и любимым педагогами и детьми.

Исходя из специфики образовательного про­цесса в детском саду и склонности самих педа­гогов, занятия по оригами можно организовывать как самостоятельные, входящие в основную сетку занятий группы, так и в форме кружковой работы или занятий дополнительного образования. С удо­вольствием ребята мастерят различные бумажные поделки и в свободной деятельности.

Основные задачи занятий по изготовлению поделок в стиле оригами

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.

Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога.

Знакомить детей с геометрическими формами и способами преобразования геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.

Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

Немного об организации занятий

Занятия по изготовлению поделок в технике оригами проводятся один раз в неделю. Их дли­тельность не должна превышать 25-30 минут.

Для занятий оригами необходимо заранее под­готовить:

разноцветную бумагу;

ножницы с тупыми концами;

клей или клей-карандаш, кисточки, клееночки, салфетки.

Всё это потребуется для изготовления почти любой фигурки. Традиционно в оригами не ис­пользуется клей, но для того чтобы фигурки имели большее сходство с реальными предметами, мы предлагаем оформлять их аппликативно.

Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их задача — не только привлечь детей к новому виду деятельности — из­готовлению фигурок из бумаги, но и уточнить зна­ние ими геометрических фигур.

Большинство предлагаемых фигурок сделаны из листа бумаги квадратной формы. Чтобы из пря­моугольника получился квадрат, необходимо акку­ратно перегнуть любой угол листа бумаги по диа­гонали и отрезать лишнюю полоску. От точности совпадения углов и сторон квадрата во многом будет зависеть внешний вид готовой поделки.

Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный» квадрат можно складывать несколь­кими способами. Получившиеся заготовки назы­ваются базовыми формами.

Необходимо запомнить;

складывать поделки, нужно не спеша, тщательно проглаживая сгибы. Тогда все

фигурки получатся красивые, аккуратные, да и работать будет легче;

поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, исписанных тетрадей, бумажных обёрток от печенья, из разноцветных фантиков от конфет… Одним словом, пригодится любая тонкая и прочная бумага.

Подборка занятий представленных в нашей работе включают изготовление фигурок разной степени сложности в зависимости от ручной умелости детей вашей группы задания, предложенные в конспектах, мож­но упростить. Например, вместо изготовления двух поделок из одной базовой формы, остановиться на изготовлении одной из них. Другую поделку предложите детям выполнить дома или на следующем занятии .

Задания можно и усложнить, допол­нив, например, изготовлением другого варианта какой-либо фигурки или экспериментированием с бумагой,- Разнообразить занятия можно чтением небольших литературных текстов, загадок, орга­нично сочетающихся с содержанием конспекта, пересказом небольших рассказов познавательно­го содержания например на тему «Откуда бумага пришла».

Не стремитесь изготовить с детьми вашей группы как можно больше поделок, ведь главное -не изго­товление максимально большого числа поделок в технике оригами, а привлечение детей к этой увлекательной и полезной деятельности, обуче­ния их способам работы с бумагой.

Изготовление сложных работ лучше всего осу­ществлять в процессе коллективной деятельно­сти. Дошкольникам, как правило, трудно сложить сразу большое количество заготовок. Участие же в коллективном создании той или иной компози­ции позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учит детей взаимодействовать друг с другом: совместно ставить цель, добиваться её достижения, работать, согласуя свои действия с действиями товарищей.

Уже на одном из первых занятий я начала работу с знакомство детей с пооперационной картой. Как показывает опыт, у большинства дошкольников работа со схемами (а именно на работе со схемами построено большинство пособий с рекомендациями по изготовлению поделок в стиле оригами) вызы­вает значительные затруднения. Пооперационная карта, как и схема, показывает последовательность изготовления бумажной фигурки: какую геоме­трическую форму надо взять, с чего начать рабо­ту, что сделать потом и т. д. Испытывая трудности на каком-то определенном этапе работы, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить её вновь. Это значитель­но облегчает работу, и дети быстрее овладевают техникой складывания бумажных фигурок.

Хотя изготовление пооперационных карт зани­мает у педагога много времени, результат оправ­дывает затраты: детям с ними работать проще и интереснее.

Лишь после того, как дошкольники освоили тех­нику выполнения поделок, используя пооперационные карты, можно начинать работу по схемам. В дальнейшем на занятиях педагог может исполь­зовать и карты, и схемы по своему усмотрению.

В зависимости от организации занятия (сра­зу ли дети садятся за столы, сами ли готовят раз­даточный материал и т. п.) могут проводиться или не проводиться музыкальные, физкультурные или игровые паузы.

Иногда предусматривается возможность уча­стия в занятиях родителей. При этом демонстри­руются не только умения детей, но и способы ис­пользования свободного времени дошкольников дома. Домашние задания, которые могут быть сде­ланы после занятий, не являются обязательными, а представляют собой вариант проведения увле­кательного и полезного досуга взрослых и детей в семье.

Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей

Чтобы дошкольники смогли достичь успехов в изготовлении поделок в технике оригами, необ­ходимо создать условия для их свободной само­стоятельной деятельности.

Идеальными можно считать условия, при кото­рых в доступном для детей, хорошо освещенном месте находилось бы всё необходимое для изго­товления бумажных поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты (они непременно должны быть привлекательны и эстетично оформлены), книги с рекомендациями и схемами по изготовлению бумажных фигурок.

Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Ребя­та с удовольствием мастерят фигурки, создают разнообразные композиции и т. п. Причём дошколь­ники с одинаковым интересом выполняют поделки и из больших квадратов, и из маленьких. Маленькие размеры изделия вынуждают ребёнка к кропотли­вой работе, делают движения более точными, заме­чательно тренируют мелкую мускулатуру рук.

Проводя занятия мною было отмечено, что многие дети несмотря на большое желания без помощи взрослого ребёнок не сможет смастерить свои пер­вые поделки — необходима быть рядом не забывать хвалить за успехи, поддержать в не­удачах. Вскоре вы убедитесь, что изготовление фигурок в технике оригами станет одним из самых любимых увлечений детей вашей группы.

Следует регулярно просматривать вместе с вос­питанниками всё то, что им удалось сделать. Не­обходимо демонстрировать при этом искреннюю заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу каждого ребёнка незави­симо от полученного им результата.

Если интерес к изготовлению бумажных фигу­рок со временем начинает угасать, надо придумать что-нибудь новое — прочитать присланное царем Картоном увлекательное письмо, предложить но­вую пооперационную карту с последовательно­стью изготовления необычной игрушки …

Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить малышам и т. д. Коллективные ра­боты найдут своё место в оформлении интерьера группы, холла образовательного учреждения.

ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ

ЦЕЛИ

Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры;

заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств -сминаемостью;

научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или квадрата;

укреплять мелкие мышцы рук;

воспитывать аккуратность.

МАТЕРИАЛ

Для дидактических игр — наборы геометриче­ских фигур разного цвета и размера: больших — для воспитателя, маленьких -для детей; для под­вижной игры — обручи, четыре геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоуголь­ник) большого размера, такие же геометрические фигуры маленького размера (по одной на каждого ребёнка); по два листа бумаги: для воспитателя (20×20 см) и для каждого ребёнка (10 * 10 см).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дидактическая игра «Покажи такую же гео­метрическую фигуру». Воспитатель показывает по очереди различные геометрические фигуры, дети находят в своих наборах такие же и показы­вают их воспитателю.

Дидактическая игра «Узнай по описанию». Пе­дагог предлагает детям найти геометрическую фигуру по описанию. (Воспитатель описывает размер фигуры, её цвет и форму). В заключение игры даёт описание квадрата: «У этой фигуры четыре угла и все стороны равны». Дети находят фигуру и называют её.

Воспитатель. Правильно, это квадрат. Ква­драт — «волшебная» геометрическая фигура. Сей­час я расскажу о некоторых его превращениях. Если вот так сложить квадрат от одного угла к противо­положному (объяснение сопровождается показом), сгиб прогладить, затем развернуть и сделать то же самое с другого угла, то, развернув квадрат, увидим четыре треугольника. (Дети повторяют действия воспитателя, используя свои квадраты.)

Из «волшебного» квадрата путём складывания можно получить не только треугольники. Если сло­жить квадрат, приложив сторону к противополож­ной стороне, аккуратно совместив углы и прогла­див сгиб, то получатся два прямоугольника (показ). Подумайте, что нужно сделать, чтобы в итоге полу­чилось четыре квадрата? (Дети самостоятельно экспериментируют с бумажными квадратами.)

Теперь разверните свои волшебные квадраты и посмотрите, изменились ли они? А что измени­лось? Если мы попробуем аккуратно разгладить сгибы рукой, бумага будет гладкой? Почему?

Правильно, если бумажный квадрат согнуть и за­гладить сгиб, то след от этого сгиба при разглажи­вании не исчезает, потому что бумага легко сгибает­ся и мнётся. Если же сгиб плохо проглажен (показ), то даже в «волшебном» квадрате получившиеся гео­метрические фигуры будут выглядеть неаккуратно.

Подвижная игра «Найди свой домик». На полу произвольно расположены обручи, внутри каж­дого находится геометрическая фигура большо­го размера. У детей в руках по одной маленькой геометрической фигуре. Дети бегают врассыпную под музыку. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — свой домик найди!» каждый ребенок под­бегает к обручу, в котором лежит геометрическая фигура, соответствующая той, которую он держит в руках. Игра проводится несколько раз.

В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ,

В БУМАЖНОМ ГОСУДАРСТВЕ…

ЦЕЛИ

Заинтересовать детей изготовлением по­делок из бумаги в технике оригами, познакомить

с некоторыми из них;

начать знакомить с историей искусства ори­гами.

МАТЕРИАЛ

Царь Картон (игрушка-самоделка, изготовлен­ная из пустой картонной коробки); различные виды корабликов, лодочек, птиц, зверей и рыб, вы­полненных в технике оригами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Ребята, а вы сказки слушать лю­бите? Сегодня я расскажу вам об одном мальчике и царе Картоне. (Воспитатель иллюстрирует рас­сказ показом поделок в технике оригами.)

Жил-был маленький мальчик, добрый, весёлый. Он очень любил делать игрушки своими руками и радовать подарками своих друзей. Однажды ему приснился сон…

…В некотором царстве, Бумажном государстве правил царь Картон. Всё было в этом царстве-государстве из бумаги: и горы высокие, и леса дремучие, и реки глубокие, и дворцы красивые, и сады цветущие…

Счастливы были жители этой страны, пока не узнали, что в других странах живут различные звери, рыбы, птицы. Опечалился царь Картон, сна­рядил он корабли в заморские страны, чтобы при­везли они зверей, рыб и птиц.

Долго ли, коротко ли плавали корабли по морям и океанам, по дальним странам, но ни с чем домой вернулись. От тоски-печали заболел царь, загру­стили жители Бумажного государства…

Проснулся мальчик и стал думать-гадать, как помочь жителям царства Бумажного. Думал он, думал и придумал: ведь можно сделать зверей, птиц и рыб из цветной бумаги. И закипела работа. Уже вечером волк, лиса, заяц, петух, ёж и другие животные, всевозможные рыбы, птицы заполняли весь стол.

Очень усталый, но довольный он уснул прямо за столом. И снова ему приснился сон.

…Пришел к нему в гости царь Картон, побла­годарил за замечательные поделки, произнес волшебное заклинание — и все бумажные звери, птицы и рыбы очутились в садах цветущих, в лесах дремучих, реках глубоких. Обрадовались жители сказочного царства-государства. Ведь не было больше у них ни горя, ни печали. И зажили они по-прежнему весело и счастливо…

В хорошем настроении проснулся мальчик. Видит -на столе нет ни одной поделки, только листы цветной бумаги и письмо от царя Картона1: «Спасибо тебе, наш юный друг. Ты вернул счастье и покой нашей стране. Не забывай о нас, продолжай делать чудесные поделки из волшебной цвет­ной бумаги, которую я тебе дарю. Царь Картон».

С тех пор любимым занятием мальчика и его друзей стало изготовление поделок из бумаги. Сколько бы они ни делали новых игрушек, волшеб­ный подарок царя Картона не заканчивается.

Понравилась вам сказка? (Ответы детей.) Если вы хотите научиться делать фигурки из бу­маги, давайте откроем свою школу Волшебников и попробуем освоить искусство оригами. Первыми много веков назад делать поделки из бумаги стали японцы. Слово «оригами» в переводе с японско­го языка означает «сложенная бумага» («ори» — складывать, «гами» -бумага).

БАБОЧКА И ЛЯГУШКА

ЦЕЛИ

Упражнять детей в умении узнавать геоме­т —

рические фигуры;

закрепить умение получать из квадрата пря­ —

моугольники, треугольники и квадраты меньшего

размера;

познакомить с изготовлением простейших

поделок в технике оригами путём складывания

квадрата по диагонали (базовая форма — «три­

угольник»);

упражнять в свободном выборе цвета бумаги

при изготовлении бабочки;

обучать приёмам декоративного украшения

поделок аппликацией;

воспитывать усидчивость, аккуратность.

МАТЕРИАЛ

Пооперационные карты 1 и 2 (Приложение 1); фланелеграф (или магнитная доска с магнитами) с набором геометрических фигур; для каждого ребёнка -два бумажных квадрата белого цве­та (8×8 см), два бумажных квадрата зелёного и любого другого цвета (10 * 10 см) для изготов­ления бабочки и лягушки, заготовки усиков, глаз; ножницы, клей-карандаш;- для воспитателя — бумажные квадраты зелёного и красного цвета (20×20 см).,

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дидактическая игра «Чего не стало». Дети закрывают глаза. Педагог убирает одну из гео­метрических фигур, расположенных на фланелеграф. Дети открывают глаза и определяют, какой фигуры не стало.

Воспитатель. Давайте вспомним, как получить из «волшебного» квадрата:

два прямоугольника;

четыре маленьких квадрата;

четыре маленьких треугольника.

(Дети самостоятельно выполняют задание, используя квадраты белой бумаги.)

Оказывается, складывая квадрат, можно полу­чить не только геометрические фигуры — квадра­ты, треугольники, прямоугольники, но и много дру­гих интересных фигурок. Из-за того, что обычный квадрат из бумаги может превращаться в игрушку, его назвали «волшебным».

Сегодня, ребята, мы будем делать нашу первую поделку — лягушку. Возьмите свои «волшебные» квадраты зелёного цвета, внимательно смотрите на мои руки и повторяйте все действия за мной. Сгибаем квадрат пополам по диагонали, заглажи­ваем сгиб. Затем, положив заготовку так, чтобы длинная сторона получившегося треугольника была внизу, отступив от краёв, загибаем острые углы наискосок вниз навстречу друг другу (показ). Потом отгибаем углы полученных треугольни­ков -это лапки лягушки. Приклеиваем глаза.

Замечательные у нас получились лягушки. Да­вайте с ними поиграем.

Подвижная игра «Лягушки на дорожке». Дети прыгают, имитируя движения лягушек в со­ответствии с текстом:

Вот лягушки по дорожке. Скачут, вытянувши ножки: Ква-ква-ква!

Воспитатель. А сейчас будем делать бабо­чек — тоже из бумаги. Для этого возьмите «вол­шебные» квадраты, лежащие у вас на столах. Складывать квадрат по диагонали вы уже умеете, только не забудьте, как следует прогладить сгиб. Теперь складываем заготовку пополам и делаем надрез, вот так. (Объяснение сопровождается по­казом.) Изготовление поделок из бумаги с использованием ножниц называется киригами. Отгибаем уголки — получился хвостик. Расправьте бабочке крылья и приклейте усы. Вот какие красивые раз­ноцветные бабочки у нас получились.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ

ЦЕЛИ

Учить изготавливать новые поделки в технике

оригами, используя знакомый приём складывания

бумажных квадратов по диагонали;

поощрять творческую инициативу детей;

развивать глазомер.

МАТЕРИАЛ

Пооперационные карты 2, 3, 4 (Приложе­ние 1); для каждого ребёнка -бумажные квадраты (10×10 см) разного цвета, готовые детали для оформления игрушек; ножницы, клей-карандаш; коробка с «отгадками» — фигурками бабочки, птицы, зайца, выполненными в технике оригами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Попробуйте отгадать волшебные загадки царя Картона. Если вы справитесь с этим заданием, то из коробочки появятся разноцветные отгадки. (Воспитатель выставляет на стол ярко оформленную коробку.)

Спал цветок. И вдруг проснулся Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Что за зверь лесной. Встал, как столбик, под сосной? И сидит среди травы -Уши больше головы?

(Заяц)

Рук нет, а строить умеет.

(Птица)

(После каждой правильно отгаданной загад­ки воспитатель достаёт из коробки бумажную игрушку-отгадку.)

Бабочку такую мы уже делали!

(Дети вместе с воспитателем вспоминают по­следовательность изготовления фигурки.)

Чтобы сделать птичку, надо вместо усиков вкле­ить головку. (Показ сначала изготовления головы птицы, а затем способа составления фигурки.)

Посмотрите внимательно, чем отличаются эти фигурки? (Воспитатель показывает детям ба­бочку и зайца, выполненных в технике оригами). Правильно, зайчик изготавливается почти так же, как бабочка. Но надрез надо сделать ближе к голо­ве и немного подлиннее (показ), чтобы получились длинные уши зайчика. Затем необходимо отогнуть уголки — получатся лапки и хвостик (показ).

(Дети самостоятельно делают одну из игру­шек по своему желанию. Воспитатель при необхо­димости оказывает индивидуальную помощь.)

ЗНАКОМИМСЯ

СО СВОЙСТВАМИ БУМАГИ

ЦЕЛИ

Познакомить детей с различными свойствами

и качествами бумаги;

научить правильно отбирать бумагу для изго-­

товления фигурок в технике оригами.

МАТЕРИАЛ

Для каждого ребёнка -конверт с набором различных видов бумаги; таз с водой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Попробуйте догадаться, о чём я говорю: она бывает тонкой и толстой, белой и цветной, гладкой и шероховатой, из неё скла­дывают поделки в технике оригами… Правиль­но, это бумага. Откройте конверты и посмотри­те, какая разнообразная бумага там находится. (Свободное экспериментирование детей с бума­гой.)

В жизни мы очень часто сталкиваемся с бума­гой, например, дома и на занятиях в детском саду вы на ней рисуете, на почте в бумагу упаковывают посылки … Где ещё применяют бумагу? (Рассказы детей.)

Давайте определим, какая бывает бумага, ка­кими свойствами и качествами она обладает. Потрогайте бумажные листочки, рассмотрите их как следует, и скажите, вся ли бумага одина­ковая. (Ответы детей.) Правильно, по качеству бумага бывает гладкая и шероховатая, толстая и тонкая, прозрачная…

А какими свойствами обладает бумага, мы сей­час узнаем. Попробуйте смять бумагу. Как вы ду­маете, любую ли бумагу можно смять?.. Правильно, вся бумага мнется: и толстая, и тонкая, и шерохо­ватая, и…

Теперь разгладьте бумагу, которую вы смяли. Стала она такой же красивой и гладкой, как была? Нет. Значит, бумага, если её смять, при разглажи­вании свой прежний вид не принимает. Поэтому, когда будете мастерить поделки-оригами, скла­дывать бумагу нужно не спеша, очень аккуратно, хорошо проглаживая сгибы.

А кто хочет попробовать смять вот эту бумагу? (Воспитатель показывает небольшой кусок тол­стого картона.) Видите, с каким трудом она мнёт­ся. Эта плотная бумага называется картон. Картон бывает тонкий и толстый, белый и цветной. Най­дите у себя на столах кусочки толстого картона. Попробуйте их разорвать.

Теперь давайте попробуем разорвать бумагу. Трудно было её порвать? Нет, следовательно, бу­мага легко рвётся, она непрочная.

Как вы думаете, что будет с бумагой, если её на­мочить? Какая бумага размокнет быстрее: салфет­ка, калька или альбомный лист? (Эксперименты с различными видами бумаги.)

Теперь давайте сделаем одну и ту же поделку, но из разной бумаги. (Воспитатель предлагает де­тям использовать: салфетку, газету, тонкий кар­тон, цветную и писчую бумагу. Затем, рассматри­вая готовые поделки, воспитатель вместе с детьми рассуждает о том, какие из фигурок и почему полу­чились лучше или хуже других. Взрослый подводит дошкольников к выводу о том, что поделки из цвет­ной бумаги самые аккуратные, яркие и красивые.)

ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

ЦЕЛИ

Повышать интерес детей к изготовлению по­-

делок в технике оригами;

научить мастерить воздушного змея по по­-

операционной карте;

закрепить навыки декоративного украшения

готовой фигурки;

упражнять в свободном выборе цвета;

развивать объяснительную речь.

МАТЕРИАЛ

Пооперационная карта 5 (Приложение 1) (одна на двоих детей); на каждого ребёнка — бумажные квадраты (10><10 см) разного цвета, кусочки сер­пантина или полоски разноцветной бумаги, клей-карандаш; письмо от царя Картона.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня к нам пришло заказное письмо от царя Картона. Он пишет:

«Здравствуйте, мои юные друзья! Посылаю вам пооперационную карту. Нашёл я её в волшебной сказочной книге. Посмотрите, на небольшом бу­мажном листе показана вся последовательность изготовления фигурки, выполненной в технике оригами.

По пооперационной карте можно определить не только, какая поделка получится в конце рабо­ты, но из бумаги какой формы она складывается, что надо делать вначале, что потом, чем заканчи­вать работу. Надеюсь, что эта пооперационная карта поможет вам в изготовлении новой игруш­ки — воздушного змея.

До свидания. Ваш царь Картон».

Давайте попробуем разобрать по поопераци­онной карте, как сделать воздушного змея. По­смотрите, какой формы надо взять лист, чтобы получилась эта игрушка? Правильно, для изготов­ления воздушного змея необходимо взять бумагу квадратной формы. Что надо сделать на первом этапе работы? (Воспитатель вместе с детьми проговаривает последовательность изготовле­ния фигурки, постоянно обращаясь к пооперацион ной карте.

Сначала необходимо сложить квадрат по диагонали. Затем развернуть его и прилегаю­щие друг к другу стороны квадрата согнуть к диа­гонали. В заключение надо украсить хвост змея разноцветными бумажными ленточками.

(Дети самостоятельно мастерят игрушку, используя пооперационную карту. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.)

ЗАБАВНЫЕ ЗВЕРУШКИ

ЦЕЛИ

Продолжать учить детей мастерить поделки

в технике оригами, используя пооперационные

карты;

познакомить с одним из способов соединения

деталей — склеиванием;

заинтересовать детей изготовлением пригла­-

сительных билетов на театрализованное пред-­

ставление для родителей;

помогать каждому ребёнку добиваться жела­-

емого результата;

воспитывать самостоятельность, аккурат­-

ность.

МАТЕРИАЛ

Пооперационные карты б, 7,8,9,10,11 (Приложе­ние 1); на каждого ребёнка -бумажные квадраты разного цвета (10×10 см) для изготовления туло­вища животных, (8×8 см) — для головы животных, разноцветный картон для изготовления открыток, бумажная обрезь, ножницы, клей-карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Сегодня мы научимся мастерить сразу несколько поделок. Посмотрите, какие за­бавные зверушки прибыли к нам из Бумажного царства. (Воспитатель обращает внимание детей на готовые фигурки волка, лисы, медведя, зайца, мышки, выполненные в технике оригами.)

Что общего в этих поделках? Правильно, туло­вище у всех животных сделано из базовой формы «воздушный змей», но нижний угол заготовки ото- гнут назад (воспитатель показывает поопераци­онную карту 11

Головы же у зверушек разные. Решайте, кто ка­кую игрушку будет делать, выбирайте бумагу, бе­рите нужную пооперационную карту и приступай­те к работе.

(Дети самостоятельно делают различные игрушки. Воспитатель по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь, объясняет, как соединить готовые детали с помощью клея.)

Скажите, а в какой русской народной сказ­ке живут все эти звери? Конечно, в сказке «Те­ремок». Хотите показать своим родителям эту сказку? Давайте сделаем для них пригласитель­ные билеты, приклеив получившиеся фигурки на цветной картон.

ТЕРЕМОК

ЦЕЛИ

Закрепить умение детей мастерить поделки,

используя пооперационные карты;

вызвать у детей радостное настроение в ожи­-

дании представления и от совместной деятельно-­

сти с родителями;

заинтересовать изготовлением простейших

головных уборов для театрализованной игры;

учить брать на себя ту или иную роль;

привлечь родителей к детской продуктивной

и игровой деятельности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Чтение русской народной сказки «Теремок»

МАТЕРИАЛ

Пооперационные карты б, 7,8, 9,10,12 (Прило­жение 1); на каждого ребёнка — бумажные квадра­ты (20×20 см) разного цвета; бумажные полоски -основа масок, бумажная обрезь, клей-карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в гостях ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Покажем им, чему мы научились на занятиях?

Перед вами разноцветные волшебные квадраты. Давайте превратим их в маски и устроим театрализо­ванное представление. (Дети вместе с родителями по пооперационным картам делают маски к сказке «Теремок». Затем взрослые становятся в круг, изо­бражая теремок. А дети в масках «заселяют» его.)

Примечание

Детей в группе, как правило, бывает больше, чем персонажей в сказке, поэтому в теремке мо­гут жить несколько зайчиков или мышек. По же­ланию участников могут быть введены и новые персонажи2.

ТЕКСТ К ИГРЕ

Ведущий и все взрослые

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок.

Как по полю-полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит. Мышка

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт? Ведущий

Никто мышке не ответил. Зашла она в теремок и стала там жить.

Ведущий и все взрослые

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок.

Как по полю-полю зайка бежит,

У дверей остановился и стучит. Заяц

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт? Мышка

Я Мышка-Норушка. А ты кто? Заяц

А я Зайчик-Побегайчик. Пусти меня к себе жить. Мышка Проходи. Ведущий

Стали они жить вдвоем. Ведущий и все взрослые

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок.

Пооперационные карты с последовательностью изго­товления масок собаки и белки — в Приложении 2.

Как по полю-полю лисонька бежит,

У дверей остановилась и стучит. Лиса

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт? Мышка

Я Мышка-Норушка. Заяц

Я Зайка-Побегайка. А ты кто? Лиса

А я Лисичка-Сестричка. Пустите меня к себе жить. Мышка и заяц Проходи. Ведущий

Стали они жить втроём. Ведущий и все взрослые

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок.

Как по полю-полю волк бежит,

У дверей остановился и стучит. Волк

Кто, кто в теремочке живёт.

Кто, кто в невысоком живёт? Мышка

Я Мышка-Норушка. Заяц

Я Зайка-Побегайка. Лиса

Я Лисичка-Сестричка. А ты кто? Волк

Я Волчок-Серый пиджачок. Пустите меня к себе жить. Все звери Проходи. Ведущий

Стали они жить вчетвером. Ведущий и все взрослые

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок.

Как по полю-полю медведь бежит,

У дверей остановился и стучит. Медведь

Кто, кто в теремочке живёт,

Кто, кто в невысоком живёт? Мышка Я Мышка-Норушка.

Заяц

Я Зайка-Побегайка.

Лиса

Я Лисичка-Сестричка.

Волк

Я Волчок-Серый пиджачок. А ты кто?

Медведь

А я Мишка-всех вас Ловишка.

(Дети, исполняющие роли зверей, убегают от медведя.)

Ведущий

Без веселья тут нельзя В тереме живут друзья.

(Все участники представления пляшут под ве­сёлую мелодию.)

По окончании игры ведущий называет арти­стов поимённо. Все дети кланяются, а родители аплодируют.

Список литературы

1. Афонкин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. — СПб.: Кристалл, 2008. — 201 с

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспиатние — 2007.№ 37 — с.20-37

3. Долженко Г. И. 100 оригами. — М.: Просвещение,2006. — 250 с.

4. Оригами. Искусство складывания из бумаги. — М.: Юрайт — Издательство, 2007. — 197 с.

5. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи. — М.: Аспект — Пресс,2007. — 384 с.

6. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. — М.: Гардарика, 2008. — 368 с.

Автор: Тихонова Виктория Игоревна
Должность: воспитатель
Место работы: МБ ДОУ Детский сад №221
Месторасположение: Кемеровская область город Новокузнецк

Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 03.05.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *