Квадратный листочек бумаги, ловкие, почти неуловимые движения пальцев — и вот уже в руках появляется забавный зайчонок, непоседливый щенок или кораблик, готовый к отплытию. Искусство складывания из бумаги — оригами -родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас же оригами увлекаются и взрослые, и дети всего мира.
Секрет огромной популярности оригами очень прост — несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир, в котором дружно существуют волки и зайцы, мыши и коты… Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.
Бумага — это самый доступный для ребёнка и универсальный материал. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: самолёт летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается даже от незначительного порыва ветра. Изготовление таких поделок доступно уже детям дошкольного возраста.
Оригами -неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по чётким законам математики. Если сложить листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить оригинальную поделку -изящного журавлика, забавного поросёнка…
Хотя складывание фигурок из бумаги в практику детского сада вошло совсем недавно, это занятие стало не только популярным, но и любимым педагогами и детьми.
Исходя из специфики образовательного процесса в детском саду и склонности самих педагогов, занятия по оригами можно организовывать как самостоятельные, входящие в основную сетку занятий группы, так и в форме кружковой работы или занятий дополнительного образования. С удовольствием ребята мастерят различные бумажные поделки и в свободной деятельности.
Основные задачи занятий по изготовлению поделок в стиле оригами
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога.
Знакомить детей с геометрическими формами и способами преобразования геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.
Немного об организации занятий
Занятия по изготовлению поделок в технике оригами проводятся один раз в неделю. Их длительность не должна превышать 25-30 минут.
Для занятий оригами необходимо заранее подготовить:
разноцветную бумагу;
ножницы с тупыми концами;
клей или клей-карандаш, кисточки, клееночки, салфетки.
Всё это потребуется для изготовления почти любой фигурки. Традиционно в оригами не используется клей, но для того чтобы фигурки имели большее сходство с реальными предметами, мы предлагаем оформлять их аппликативно.
Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их задача — не только привлечь детей к новому виду деятельности — изготовлению фигурок из бумаги, но и уточнить знание ими геометрических фигур.
Большинство предлагаемых фигурок сделаны из листа бумаги квадратной формы. Чтобы из прямоугольника получился квадрат, необходимо аккуратно перегнуть любой угол листа бумаги по диагонали и отрезать лишнюю полоску. От точности совпадения углов и сторон квадрата во многом будет зависеть внешний вид готовой поделки.
Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный» квадрат можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами.
Необходимо запомнить;
складывать поделки, нужно не спеша, тщательно проглаживая сгибы. Тогда все
фигурки получатся красивые, аккуратные, да и работать будет легче;
поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, исписанных тетрадей, бумажных обёрток от печенья, из разноцветных фантиков от конфет… Одним словом, пригодится любая тонкая и прочная бумага.
Подборка занятий представленных в нашей работе включают изготовление фигурок разной степени сложности в зависимости от ручной умелости детей вашей группы задания, предложенные в конспектах, можно упростить. Например, вместо изготовления двух поделок из одной базовой формы, остановиться на изготовлении одной из них. Другую поделку предложите детям выполнить дома или на следующем занятии .
Задания можно и усложнить, дополнив, например, изготовлением другого варианта какой-либо фигурки или экспериментированием с бумагой,- Разнообразить занятия можно чтением небольших литературных текстов, загадок, органично сочетающихся с содержанием конспекта, пересказом небольших рассказов познавательного содержания например на тему «Откуда бумага пришла».
Не стремитесь изготовить с детьми вашей группы как можно больше поделок, ведь главное -не изготовление максимально большого числа поделок в технике оригами, а привлечение детей к этой увлекательной и полезной деятельности, обучения их способам работы с бумагой.
Изготовление сложных работ лучше всего осуществлять в процессе коллективной деятельности. Дошкольникам, как правило, трудно сложить сразу большое количество заготовок. Участие же в коллективном создании той или иной композиции позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учит детей взаимодействовать друг с другом: совместно ставить цель, добиваться её достижения, работать, согласуя свои действия с действиями товарищей.
Уже на одном из первых занятий я начала работу с знакомство детей с пооперационной картой. Как показывает опыт, у большинства дошкольников работа со схемами (а именно на работе со схемами построено большинство пособий с рекомендациями по изготовлению поделок в стиле оригами) вызывает значительные затруднения. Пооперационная карта, как и схема, показывает последовательность изготовления бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т. д. Испытывая трудности на каком-то определенном этапе работы, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить её вновь. Это значительно облегчает работу, и дети быстрее овладевают техникой складывания бумажных фигурок.
Хотя изготовление пооперационных карт занимает у педагога много времени, результат оправдывает затраты: детям с ними работать проще и интереснее.
Лишь после того, как дошкольники освоили технику выполнения поделок, используя пооперационные карты, можно начинать работу по схемам. В дальнейшем на занятиях педагог может использовать и карты, и схемы по своему усмотрению.
В зависимости от организации занятия (сразу ли дети садятся за столы, сами ли готовят раздаточный материал и т. п.) могут проводиться или не проводиться музыкальные, физкультурные или игровые паузы.
Иногда предусматривается возможность участия в занятиях родителей. При этом демонстрируются не только умения детей, но и способы использования свободного времени дошкольников дома. Домашние задания, которые могут быть сделаны после занятий, не являются обязательными, а представляют собой вариант проведения увлекательного и полезного досуга взрослых и детей в семье.
Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей
Чтобы дошкольники смогли достичь успехов в изготовлении поделок в технике оригами, необходимо создать условия для их свободной самостоятельной деятельности.
Идеальными можно считать условия, при которых в доступном для детей, хорошо освещенном месте находилось бы всё необходимое для изготовления бумажных поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты (они непременно должны быть привлекательны и эстетично оформлены), книги с рекомендациями и схемами по изготовлению бумажных фигурок.
Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Ребята с удовольствием мастерят фигурки, создают разнообразные композиции и т. п. Причём дошкольники с одинаковым интересом выполняют поделки и из больших квадратов, и из маленьких. Маленькие размеры изделия вынуждают ребёнка к кропотливой работе, делают движения более точными, замечательно тренируют мелкую мускулатуру рук.
Проводя занятия мною было отмечено, что многие дети несмотря на большое желания без помощи взрослого ребёнок не сможет смастерить свои первые поделки — необходима быть рядом не забывать хвалить за успехи, поддержать в неудачах. Вскоре вы убедитесь, что изготовление фигурок в технике оригами станет одним из самых любимых увлечений детей вашей группы.
Следует регулярно просматривать вместе с воспитанниками всё то, что им удалось сделать. Необходимо демонстрировать при этом искреннюю заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу каждого ребёнка независимо от полученного им результата.
Если интерес к изготовлению бумажных фигурок со временем начинает угасать, надо придумать что-нибудь новое — прочитать присланное царем Картоном увлекательное письмо, предложить новую пооперационную карту с последовательностью изготовления необычной игрушки …
Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить малышам и т. д. Коллективные работы найдут своё место в оформлении интерьера группы, холла образовательного учреждения.
ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ
ЦЕЛИ
— Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры;
— заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств -сминаемостью;
— научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или квадрата;
— укреплять мелкие мышцы рук;
— воспитывать аккуратность.
МАТЕРИАЛ
Для дидактических игр — наборы геометрических фигур разного цвета и размера: больших — для воспитателя, маленьких -для детей; для подвижной игры — обручи, четыре геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) большого размера, такие же геометрические фигуры маленького размера (по одной на каждого ребёнка); по два листа бумаги: для воспитателя (20×20 см) и для каждого ребёнка (10 * 10 см).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дидактическая игра «Покажи такую же геометрическую фигуру». Воспитатель показывает по очереди различные геометрические фигуры, дети находят в своих наборах такие же и показывают их воспитателю.
Дидактическая игра «Узнай по описанию». Педагог предлагает детям найти геометрическую фигуру по описанию. (Воспитатель описывает размер фигуры, её цвет и форму). В заключение игры даёт описание квадрата: «У этой фигуры четыре угла и все стороны равны». Дети находят фигуру и называют её.
Воспитатель. Правильно, это квадрат. Квадрат — «волшебная» геометрическая фигура. Сейчас я расскажу о некоторых его превращениях. Если вот так сложить квадрат от одного угла к противоположному (объяснение сопровождается показом), сгиб прогладить, затем развернуть и сделать то же самое с другого угла, то, развернув квадрат, увидим четыре треугольника. (Дети повторяют действия воспитателя, используя свои квадраты.)
Из «волшебного» квадрата путём складывания можно получить не только треугольники. Если сложить квадрат, приложив сторону к противоположной стороне, аккуратно совместив углы и прогладив сгиб, то получатся два прямоугольника (показ). Подумайте, что нужно сделать, чтобы в итоге получилось четыре квадрата? (Дети самостоятельно экспериментируют с бумажными квадратами.)
Теперь разверните свои волшебные квадраты и посмотрите, изменились ли они? А что изменилось? Если мы попробуем аккуратно разгладить сгибы рукой, бумага будет гладкой? Почему?
Правильно, если бумажный квадрат согнуть и загладить сгиб, то след от этого сгиба при разглаживании не исчезает, потому что бумага легко сгибается и мнётся. Если же сгиб плохо проглажен (показ), то даже в «волшебном» квадрате получившиеся геометрические фигуры будут выглядеть неаккуратно.
Подвижная игра «Найди свой домик». На полу произвольно расположены обручи, внутри каждого находится геометрическая фигура большого размера. У детей в руках по одной маленькой геометрической фигуре. Дети бегают врассыпную под музыку. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — свой домик найди!» каждый ребенок подбегает к обручу, в котором лежит геометрическая фигура, соответствующая той, которую он держит в руках. Игра проводится несколько раз.
В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ,
В БУМАЖНОМ ГОСУДАРСТВЕ…
ЦЕЛИ
Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить
с некоторыми из них;
начать знакомить с историей искусства оригами.
МАТЕРИАЛ
Царь Картон (игрушка-самоделка, изготовленная из пустой картонной коробки); различные виды корабликов, лодочек, птиц, зверей и рыб, выполненных в технике оригами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята, а вы сказки слушать любите? Сегодня я расскажу вам об одном мальчике и царе Картоне. (Воспитатель иллюстрирует рассказ показом поделок в технике оригами.)
Жил-был маленький мальчик, добрый, весёлый. Он очень любил делать игрушки своими руками и радовать подарками своих друзей. Однажды ему приснился сон…
…В некотором царстве, Бумажном государстве правил царь Картон. Всё было в этом царстве-государстве из бумаги: и горы высокие, и леса дремучие, и реки глубокие, и дворцы красивые, и сады цветущие…
Счастливы были жители этой страны, пока не узнали, что в других странах живут различные звери, рыбы, птицы. Опечалился царь Картон, снарядил он корабли в заморские страны, чтобы привезли они зверей, рыб и птиц.
Долго ли, коротко ли плавали корабли по морям и океанам, по дальним странам, но ни с чем домой вернулись. От тоски-печали заболел царь, загрустили жители Бумажного государства…
Проснулся мальчик и стал думать-гадать, как помочь жителям царства Бумажного. Думал он, думал и придумал: ведь можно сделать зверей, птиц и рыб из цветной бумаги. И закипела работа. Уже вечером волк, лиса, заяц, петух, ёж и другие животные, всевозможные рыбы, птицы заполняли весь стол.
Очень усталый, но довольный он уснул прямо за столом. И снова ему приснился сон.
…Пришел к нему в гости царь Картон, поблагодарил за замечательные поделки, произнес волшебное заклинание — и все бумажные звери, птицы и рыбы очутились в садах цветущих, в лесах дремучих, реках глубоких. Обрадовались жители сказочного царства-государства. Ведь не было больше у них ни горя, ни печали. И зажили они по-прежнему весело и счастливо…
В хорошем настроении проснулся мальчик. Видит -на столе нет ни одной поделки, только листы цветной бумаги и письмо от царя Картона1: «Спасибо тебе, наш юный друг. Ты вернул счастье и покой нашей стране. Не забывай о нас, продолжай делать чудесные поделки из волшебной цветной бумаги, которую я тебе дарю. Царь Картон».
С тех пор любимым занятием мальчика и его друзей стало изготовление поделок из бумаги. Сколько бы они ни делали новых игрушек, волшебный подарок царя Картона не заканчивается.
Понравилась вам сказка? (Ответы детей.) Если вы хотите научиться делать фигурки из бумаги, давайте откроем свою школу Волшебников и попробуем освоить искусство оригами. Первыми много веков назад делать поделки из бумаги стали японцы. Слово «оригами» в переводе с японского языка означает «сложенная бумага» («ори» — складывать, «гами» -бумага).
БАБОЧКА И ЛЯГУШКА
ЦЕЛИ
Упражнять детей в умении узнавать геомет —
рические фигуры;
закрепить умение получать из квадрата пря —
моугольники, треугольники и квадраты меньшего
размера;
познакомить с изготовлением простейших
поделок в технике оригами путём складывания
квадрата по диагонали (базовая форма — «три
угольник»);
упражнять в свободном выборе цвета бумаги
при изготовлении бабочки;
обучать приёмам декоративного украшения
поделок аппликацией;
воспитывать усидчивость, аккуратность.
МАТЕРИАЛ
Пооперационные карты 1 и 2 (Приложение 1); фланелеграф (или магнитная доска с магнитами) с набором геометрических фигур; для каждого ребёнка -два бумажных квадрата белого цвета (8×8 см), два бумажных квадрата зелёного и любого другого цвета (10 * 10 см) для изготовления бабочки и лягушки, заготовки усиков, глаз; ножницы, клей-карандаш;- для воспитателя — бумажные квадраты зелёного и красного цвета (20×20 см).,
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дидактическая игра «Чего не стало». Дети закрывают глаза. Педагог убирает одну из геометрических фигур, расположенных на фланелеграф. Дети открывают глаза и определяют, какой фигуры не стало.
Воспитатель. Давайте вспомним, как получить из «волшебного» квадрата:
два прямоугольника;
четыре маленьких квадрата;
четыре маленьких треугольника.
(Дети самостоятельно выполняют задание, используя квадраты белой бумаги.)
Оказывается, складывая квадрат, можно получить не только геометрические фигуры — квадраты, треугольники, прямоугольники, но и много других интересных фигурок. Из-за того, что обычный квадрат из бумаги может превращаться в игрушку, его назвали «волшебным».
Сегодня, ребята, мы будем делать нашу первую поделку — лягушку. Возьмите свои «волшебные» квадраты зелёного цвета, внимательно смотрите на мои руки и повторяйте все действия за мной. Сгибаем квадрат пополам по диагонали, заглаживаем сгиб. Затем, положив заготовку так, чтобы длинная сторона получившегося треугольника была внизу, отступив от краёв, загибаем острые углы наискосок вниз навстречу друг другу (показ). Потом отгибаем углы полученных треугольников -это лапки лягушки. Приклеиваем глаза.
Замечательные у нас получились лягушки. Давайте с ними поиграем.
Подвижная игра «Лягушки на дорожке». Дети прыгают, имитируя движения лягушек в соответствии с текстом:
Вот лягушки по дорожке. Скачут, вытянувши ножки: Ква-ква-ква!
Воспитатель. А сейчас будем делать бабочек — тоже из бумаги. Для этого возьмите «волшебные» квадраты, лежащие у вас на столах. Складывать квадрат по диагонали вы уже умеете, только не забудьте, как следует прогладить сгиб. Теперь складываем заготовку пополам и делаем надрез, вот так. (Объяснение сопровождается показом.) Изготовление поделок из бумаги с использованием ножниц называется киригами. Отгибаем уголки — получился хвостик. Расправьте бабочке крылья и приклейте усы. Вот какие красивые разноцветные бабочки у нас получились.
ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
ЦЕЛИ
Учить изготавливать новые поделки в технике
оригами, используя знакомый приём складывания
бумажных квадратов по диагонали;
поощрять творческую инициативу детей;
развивать глазомер.
МАТЕРИАЛ
Пооперационные карты 2, 3, 4 (Приложение 1); для каждого ребёнка -бумажные квадраты (10×10 см) разного цвета, готовые детали для оформления игрушек; ножницы, клей-карандаш; коробка с «отгадками» — фигурками бабочки, птицы, зайца, выполненными в технике оригами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Попробуйте отгадать волшебные загадки царя Картона. Если вы справитесь с этим заданием, то из коробочки появятся разноцветные отгадки. (Воспитатель выставляет на стол ярко оформленную коробку.)
Спал цветок. И вдруг проснулся Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Что за зверь лесной. Встал, как столбик, под сосной? И сидит среди травы -Уши больше головы?
(Заяц)
Рук нет, а строить умеет.
(Птица)
(После каждой правильно отгаданной загадки воспитатель достаёт из коробки бумажную игрушку-отгадку.)
Бабочку такую мы уже делали!
(Дети вместе с воспитателем вспоминают последовательность изготовления фигурки.)
Чтобы сделать птичку, надо вместо усиков вклеить головку. (Показ сначала изготовления головы птицы, а затем способа составления фигурки.)
Посмотрите внимательно, чем отличаются эти фигурки? (Воспитатель показывает детям бабочку и зайца, выполненных в технике оригами). Правильно, зайчик изготавливается почти так же, как бабочка. Но надрез надо сделать ближе к голове и немного подлиннее (показ), чтобы получились длинные уши зайчика. Затем необходимо отогнуть уголки — получатся лапки и хвостик (показ).
(Дети самостоятельно делают одну из игрушек по своему желанию. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.)
ЗНАКОМИМСЯ
СО СВОЙСТВАМИ БУМАГИ
ЦЕЛИ
Познакомить детей с различными свойствами
и качествами бумаги;
научить правильно отбирать бумагу для изго-
товления фигурок в технике оригами.
МАТЕРИАЛ
Для каждого ребёнка -конверт с набором различных видов бумаги; таз с водой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Попробуйте догадаться, о чём я говорю: она бывает тонкой и толстой, белой и цветной, гладкой и шероховатой, из неё складывают поделки в технике оригами… Правильно, это бумага. Откройте конверты и посмотрите, какая разнообразная бумага там находится. (Свободное экспериментирование детей с бумагой.)
В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой, например, дома и на занятиях в детском саду вы на ней рисуете, на почте в бумагу упаковывают посылки … Где ещё применяют бумагу? (Рассказы детей.)
Давайте определим, какая бывает бумага, какими свойствами и качествами она обладает. Потрогайте бумажные листочки, рассмотрите их как следует, и скажите, вся ли бумага одинаковая. (Ответы детей.) Правильно, по качеству бумага бывает гладкая и шероховатая, толстая и тонкая, прозрачная…
А какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем. Попробуйте смять бумагу. Как вы думаете, любую ли бумагу можно смять?.. Правильно, вся бумага мнется: и толстая, и тонкая, и шероховатая, и…
Теперь разгладьте бумагу, которую вы смяли. Стала она такой же красивой и гладкой, как была? Нет. Значит, бумага, если её смять, при разглаживании свой прежний вид не принимает. Поэтому, когда будете мастерить поделки-оригами, складывать бумагу нужно не спеша, очень аккуратно, хорошо проглаживая сгибы.
А кто хочет попробовать смять вот эту бумагу? (Воспитатель показывает небольшой кусок толстого картона.) Видите, с каким трудом она мнётся. Эта плотная бумага называется картон. Картон бывает тонкий и толстый, белый и цветной. Найдите у себя на столах кусочки толстого картона. Попробуйте их разорвать.
Теперь давайте попробуем разорвать бумагу. Трудно было её порвать? Нет, следовательно, бумага легко рвётся, она непрочная.
Как вы думаете, что будет с бумагой, если её намочить? Какая бумага размокнет быстрее: салфетка, калька или альбомный лист? (Эксперименты с различными видами бумаги.)
Теперь давайте сделаем одну и ту же поделку, но из разной бумаги. (Воспитатель предлагает детям использовать: салфетку, газету, тонкий картон, цветную и писчую бумагу. Затем, рассматривая готовые поделки, воспитатель вместе с детьми рассуждает о том, какие из фигурок и почему получились лучше или хуже других. Взрослый подводит дошкольников к выводу о том, что поделки из цветной бумаги самые аккуратные, яркие и красивые.)
ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ
ЦЕЛИ
Повышать интерес детей к изготовлению по-
делок в технике оригами;
научить мастерить воздушного змея по по-
операционной карте;
закрепить навыки декоративного украшения
готовой фигурки;
упражнять в свободном выборе цвета;
развивать объяснительную речь.
МАТЕРИАЛ
Пооперационная карта 5 (Приложение 1) (одна на двоих детей); на каждого ребёнка — бумажные квадраты (10><10 см) разного цвета, кусочки серпантина или полоски разноцветной бумаги, клей-карандаш; письмо от царя Картона.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня к нам пришло заказное письмо от царя Картона. Он пишет:
«Здравствуйте, мои юные друзья! Посылаю вам пооперационную карту. Нашёл я её в волшебной сказочной книге. Посмотрите, на небольшом бумажном листе показана вся последовательность изготовления фигурки, выполненной в технике оригами.
По пооперационной карте можно определить не только, какая поделка получится в конце работы, но из бумаги какой формы она складывается, что надо делать вначале, что потом, чем заканчивать работу. Надеюсь, что эта пооперационная карта поможет вам в изготовлении новой игрушки — воздушного змея.
До свидания. Ваш царь Картон».
Давайте попробуем разобрать по пооперационной карте, как сделать воздушного змея. Посмотрите, какой формы надо взять лист, чтобы получилась эта игрушка? Правильно, для изготовления воздушного змея необходимо взять бумагу квадратной формы. Что надо сделать на первом этапе работы? (Воспитатель вместе с детьми проговаривает последовательность изготовления фигурки, постоянно обращаясь к пооперацион ной карте.
Сначала необходимо сложить квадрат по диагонали. Затем развернуть его и прилегающие друг к другу стороны квадрата согнуть к диагонали. В заключение надо украсить хвост змея разноцветными бумажными ленточками.
(Дети самостоятельно мастерят игрушку, используя пооперационную карту. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.)
ЗАБАВНЫЕ ЗВЕРУШКИ
ЦЕЛИ
Продолжать учить детей мастерить поделки
в технике оригами, используя пооперационные
карты;
познакомить с одним из способов соединения
деталей — склеиванием;
заинтересовать детей изготовлением пригла-
сительных билетов на театрализованное пред-
ставление для родителей;
помогать каждому ребёнку добиваться жела-
емого результата;
воспитывать самостоятельность, аккурат-
ность.
МАТЕРИАЛ
Пооперационные карты б, 7,8,9,10,11 (Приложение 1); на каждого ребёнка -бумажные квадраты разного цвета (10×10 см) для изготовления туловища животных, (8×8 см) — для головы животных, разноцветный картон для изготовления открыток, бумажная обрезь, ножницы, клей-карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Сегодня мы научимся мастерить сразу несколько поделок. Посмотрите, какие забавные зверушки прибыли к нам из Бумажного царства. (Воспитатель обращает внимание детей на готовые фигурки волка, лисы, медведя, зайца, мышки, выполненные в технике оригами.)
Что общего в этих поделках? Правильно, туловище у всех животных сделано из базовой формы «воздушный змей», но нижний угол заготовки ото- гнут назад (воспитатель показывает пооперационную карту 11
Головы же у зверушек разные. Решайте, кто какую игрушку будет делать, выбирайте бумагу, берите нужную пооперационную карту и приступайте к работе.
(Дети самостоятельно делают различные игрушки. Воспитатель по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь, объясняет, как соединить готовые детали с помощью клея.)
Скажите, а в какой русской народной сказке живут все эти звери? Конечно, в сказке «Теремок». Хотите показать своим родителям эту сказку? Давайте сделаем для них пригласительные билеты, приклеив получившиеся фигурки на цветной картон.
ТЕРЕМОК
ЦЕЛИ
Закрепить умение детей мастерить поделки,
используя пооперационные карты;
вызвать у детей радостное настроение в ожи-
дании представления и от совместной деятельно-
сти с родителями;
заинтересовать изготовлением простейших
головных уборов для театрализованной игры;
учить брать на себя ту или иную роль;
привлечь родителей к детской продуктивной
и игровой деятельности.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Чтение русской народной сказки «Теремок»
МАТЕРИАЛ
Пооперационные карты б, 7,8, 9,10,12 (Приложение 1); на каждого ребёнка — бумажные квадраты (20×20 см) разного цвета; бумажные полоски -основа масок, бумажная обрезь, клей-карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в гостях ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Покажем им, чему мы научились на занятиях?
Перед вами разноцветные волшебные квадраты. Давайте превратим их в маски и устроим театрализованное представление. (Дети вместе с родителями по пооперационным картам делают маски к сказке «Теремок». Затем взрослые становятся в круг, изображая теремок. А дети в масках «заселяют» его.)
Примечание
Детей в группе, как правило, бывает больше, чем персонажей в сказке, поэтому в теремке могут жить несколько зайчиков или мышек. По желанию участников могут быть введены и новые персонажи2.
ТЕКСТ К ИГРЕ
Ведущий и все взрослые
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит. Мышка
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт? Ведущий
Никто мышке не ответил. Зашла она в теремок и стала там жить.
Ведущий и все взрослые
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю зайка бежит,
У дверей остановился и стучит. Заяц
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт? Мышка
Я Мышка-Норушка. А ты кто? Заяц
А я Зайчик-Побегайчик. Пусти меня к себе жить. Мышка Проходи. Ведущий
Стали они жить вдвоем. Ведущий и все взрослые
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Пооперационные карты с последовательностью изготовления масок собаки и белки — в Приложении 2.
Как по полю-полю лисонька бежит,
У дверей остановилась и стучит. Лиса
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт? Мышка
Я Мышка-Норушка. Заяц
Я Зайка-Побегайка. А ты кто? Лиса
А я Лисичка-Сестричка. Пустите меня к себе жить. Мышка и заяц Проходи. Ведущий
Стали они жить втроём. Ведущий и все взрослые
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю волк бежит,
У дверей остановился и стучит. Волк
Кто, кто в теремочке живёт.
Кто, кто в невысоком живёт? Мышка
Я Мышка-Норушка. Заяц
Я Зайка-Побегайка. Лиса
Я Лисичка-Сестричка. А ты кто? Волк
Я Волчок-Серый пиджачок. Пустите меня к себе жить. Все звери Проходи. Ведущий
Стали они жить вчетвером. Ведущий и все взрослые
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю медведь бежит,
У дверей остановился и стучит. Медведь
Кто, кто в теремочке живёт,
Кто, кто в невысоком живёт? Мышка Я Мышка-Норушка.
Заяц
Я Зайка-Побегайка.
Лиса
Я Лисичка-Сестричка.
Волк
Я Волчок-Серый пиджачок. А ты кто?
Медведь
А я Мишка-всех вас Ловишка.
(Дети, исполняющие роли зверей, убегают от медведя.)
Ведущий
Без веселья тут нельзя В тереме живут друзья.
(Все участники представления пляшут под весёлую мелодию.)
По окончании игры ведущий называет артистов поимённо. Все дети кланяются, а родители аплодируют.
Список литературы
1. Афонкин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. — СПб.: Кристалл, 2008. — 201 с
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспиатние — 2007.№ 37 — с.20-37
3. Долженко Г. И. 100 оригами. — М.: Просвещение,2006. — 250 с.
4. Оригами. Искусство складывания из бумаги. — М.: Юрайт — Издательство, 2007. — 197 с.
5. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи. — М.: Аспект — Пресс,2007. — 384 с.
6. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. — М.: Гардарика, 2008. — 368 с.
Автор: Тихонова Виктория Игоревна
Должность: воспитатель
Место работы: МБ ДОУ Детский сад №221
Месторасположение: Кемеровская область город Новокузнецк
Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 03.05.2015