Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребёнку расширить образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Задача педагога в работе с детьми дошкольного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Известно, что ознакомление с природой даёт наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Поэтому уже в дошкольном детстве, с самого момента поступления ребёнка в детский сад, мы решили знакомить детей с окружающим миром. Но не в пассивной форме, а активной, когда ребёнок сам является её активным участником.
Мы считаем, что такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет:
— дать детям полную информацию об изучаемых явлениях или объектах
— повысить наглядность или доступность материала;
— сделать процесс обучения наиболее эффективным;
— наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников;
— положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей.р.)
Цель нашей работы: привлечь детей к познанию окружающего мира.
При организации исследовательской деятельности с детьми мы ставили следующие задачи:
- Формирование у детей представлений об окружающей природе (живой и неживой).
- Развитие собственного познавательного опыта при использовании разных форм исследовательской деятельности.
- Передача ребёнку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира.
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.
Организация работы велась по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено нескольким темами:
- Живая природа (характерные особенности сезонов);
- Неживая природа (воздух, вода, почва, снег, песок и др.).
В нашу исследовательскую деятельность включили следующие формы работы с детьми:
- Познавательные занятия;
- Совместная деятельность в уголке экспериментирования;
- Занятия по труду в уголке природы и на участке;
- Игры-эксперименты и дидактические игры;
- Художественно – продуктивная деятельность;
- Наблюдения и опыты на прогулке.
- Кружок «Гостиная природы»;
- Проект «Дружи с водой»;
- Чтение художественной литературы.
На наш взгляд, предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
Для реализации исследовательской деятельности в группе создан центр экспериментирования. Дети исследуют свойства камней, песка, воды, глины, играют с ними, развивают мелкую моторику рук. Здесь дети проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, трубочки; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в лёд, лёд в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри. Видят и понимают, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет; что такое камень, какой он; для чего растениям свет, вода и т. д.
Опыты и эксперименты, проводимые в группе, повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.
Кроме проведения опытов и экспериментов, проводим интегрированные занятия с элементами экспериментирования. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. На занятиях используем различные методы и приёмы подачи материала по принципу «от простого к сложному». Детям предлагаем не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, потрясти, понюхать. Используем отдельные поисковые действия. Большую роль отводим играм – экспериментам, наблюдениям. Это вызывает у детей интерес к исследованию мира. Руководя исследовательской деятельностью, создаём специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребёнка. Для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы, создаём базу для организации исследовательской деятельности в группе детского сада.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Провели родительское собрание по теме «Кто над кем экспериментирует?», консультации на темы: «Строительство из песка», «Изучаем свойства воды», «Песочная терапия», открытые занятии с элементами экспериментирования «Весеннее превращение», «Поможем черепашке Агаше», «В гостях у Почемучки», «Дружи с водой»
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
Литература:
- Зарипова П. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1994. -№ 7. – С.43.
- Первые шаги. Материалы Московского городского конкурса «Первые шаги». – М.: Линка – Пресс, 20002. – С.148.
- Порткина С.А. Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников. // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 3. – С.2
Автор: Крылова Инга Михайловна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 34 «Улыбка»
Месторасположение: Республика Марий Эл, г. Йошкар — Ола
Дата изменения: 11.02.2018
Дата публикации: 11.02.2018