СЛАЙД 1. «Двигательная активность детей на прогулке»
Движение — это жизнь.
Ничто так не истощает и не
ослабляет, как продолжительное
физическое бездействие.
Аристотель
СЛАЙД 2
Говоря сегодня о дошкольном образовании, нельзя не сказать о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который регламентирует деятельность детского сада. Одной из задач, на решение которой ориентирован ФГОС ДО, является «охрана и укрепление физического здоровья детей» (п.1.6.1). Двигательная активность является эффективным средством укрепления физического здоровья. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что организации двигательной активности детей в ДОУ нужно уделить особое внимание.
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-6 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.
СЛАЙД 3
Наиболее рационально планировать двигательную активность у детей по этапам в течение всего режимного дня. Одним из этапов является прогулка. Прогулка — один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером.
Особенностями проведения прогулок является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.
СЛАЙД 4
На прогулке двигательная активность может быть представлена такими формами, как:
- индивидуальная работа с ребенком (дыхательные упражнения, упражнения на подвижность и т. д.);
- фронтальные/групповые подвижные/малоподвижные игры;
- спортивные игры и упражнения;
- самостоятельная двигательная активность детей;
- эстафеты;
- спортивные праздники;
- квест-игры физической направленности;
- трудовые поручения (чистка дорожек от снега, сбор сухих листьев и пр.);
- построение и ходьба колонной (в момент передвижения по уличной территории ДОУ).
Перед прогулкой важно поинтересоваться у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для их реализации, тем самым поддержать детскую инициативу. Необходимо вынести на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование (мячи, скакалки, келги, обручи и т. д.).
СЛАЙД 5
На прогулке желательно планировать 1 фронтальную подвижную игру и 2-3 игры с подгруппами детей. Важно планировать не только различные подвижные. Но и спортивные игры: зимой — хоккей, весной, летом, осенью — футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки, и спортивные упражнения: зимой — катания на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на коньках; весной, летом, осенью — катание на велосипеде, самокатах, роликовых коньках.
Вечером, перед уходом детей, лучше организовать спокойную двигательную деятельность — малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность и т. д.
СЛАЙД 6
Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей старшей группы должно предусматривать:
- использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, а так же упражнений, требующих высокой координации движений;
- соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
- использование вариативных форм двигательной активности детей;
- рациональное использование оборудования и инвентаря;
- создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
- активизация детской самостоятельности и стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
СЛАЙД 7
Каждую неделю я предлагаю детям для разучивания одну новую подвижную игру, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания (СЛАЙД 7. ФОТО ИГРЫ ЛЮБОЙ).
СЛАЙД 8
Значительное место уделяю играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам (СЛАЙД 8. ФОТО ЭСТАФЕТ). В них необходимо использовать хорошо знакомые детям движения, а для поддержания интереса усложнять содержание, правила, двигательные задания.
СЛАЙД 9
(ФОТО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ПРЫЖКИ). В качестве индивидуальной работы с детьми активно использую прыжки, например, на двух ногах на месте (с постепенным увеличениям их количества от 25 до 40 раз) с изменением положений ног (одна нога вперёд — другая назад; попеременно на левой и правой ноге, с поворотом и т. д.). Наряду с упражнениями в прыжках и беге широко использую упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол и бадминтон).
В содержание прогулки включаю различные движения с мячом:
- прокатывание по земле;
- прокатывание по узкой дорожке;
- подбрасывание и ловля мяча;
- ведении мяча;
- удары о стену;
- метание в цель;
- метание на дальнее расстояние.
Как говорилось ранее, при подборе игр и упражнений важно учитывать время года, погодные условия и место их проведения. В тёплый период обязательны игры с более длительным бегом, и бегом наперегонки, с элементами соревнований, игр эстафет.
СЛАЙД 10. Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке летом
- Подвижная игра с бегом «Весёлые соревнования».
- Езда на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой (с разной скоростью).
- Метание мешочков с песком вдаль.
СЛАЙД 11. Игры и упражнения для проведения прогулки в весеннее-осенний период
- Подвижная игра с бегом «Догони свою пару».
- Прокатывание обруча по ровной дорожке.
- Прыжки через скакалку разными способами.
СЛАЙД 12. Игры и упражнения для проведения на прогулке зимой
Зимой планируется ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, игры — эстафеты на санках, на лыжах, с элементами хоккея, ходьба и бег по снежному лабиринту, по снежным валам, метание снежков, спуск с горки и т. д.
- Подвижная игра с бегом «Быстро возьми, быстро положи».
- Катание на санках. Игра — эстафета «Гонки санок».
- Прыжки со снежных валов.
Дошкольник познаёт мир, осваивает речь, пространственно — временные связи предметов и явлений при помощи движений. Поэтому большое значение нужно уделять самостоятельной двигательной деятельности, в которой дети проявляют свои способности, возможности, творчество, активность, склонность к тем или иным движениям.
СЛАЙД 13
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Автор: Кочеткова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОО ЦРР д/с №17 «Василек»
Месторасположение: г.о. Лобня Московская область
Дата изменения: 27.10.2019
Дата публикации: 27.10.2019