Проект «Психологическое здоровье в ДОУ»

Автор: Стаценко Марина Леонидовна
Должность: педагог- психолог
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица»
Месторасположение: г.Норильск, Красноярский край, Россия.

Одной из основных задач, которые стоят перед педагогическим коллективом дошкольного учреждения является обеспечение сохранности здоровья и полноценное психофизическое развитие каждого ребёнка.

В рамках научно-практической деятельности педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» был реализован проект «Психологическое здоровье в ДОУ», направленный на организацию охраны и сохранение психологического здоровья всех участников педагогического процесса в ДОУ.

Вид проекта — практико-ориентированный, долгосрочный, открытый

Участники проекта: воспитанники ДОУ, педагоги, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художествено-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка и всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Актуальность проблемы:

Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Психологическое здоровье — одна из важнейших характеристик личности человека. Оно отражает особенности генезиса и психического развития. Основой психологического здоровья является полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Психологическое здоровье можно определить как дина­мическую совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гар­монию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирова­ния человека в процессе жизнедеятельности.

Для обеспечения всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка необходимо, чтобы родители и педагоги владели элементарным психологическим инструментарием, базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах

Перед началом работы в данном направлении был проведен анализ образовательной ситуации: анкетирование педагогов, родителей, диагностика воспитанников.

Анализ результатов показал, что среди воспитанников есть дети, нуждающиеся в помощи специалистов.

23% родителей хотели бы получить помощь в вопросах сохранения психологического здоровья своих детей от сотрудников ДОУ;24% не видят особой необходимости в акцентировании этой проблемы.,70% родителей считают важным направлением в работе ДОУ охрану и укрепление психо — физического здоровья детей,85% хотели бы получить теоретическую и практическую помощь в вопросах воспитания и обучения детей.

Таким образом, можно было сделать вывод, что большая часть родителей считают важным направлением в работе ДОУ охрану и укрепление психофизического здоровья детей и хотели бы получить теоретическую и практическую помощь в вопросах воспитания и обучения детей. Ответы педагогов показали, что они готовы совершенствовать свои теоретические и практические навыки в этом направлении.

Данные результаты подтверждают необходимость построения целостной системы работы по формированию навыков здорового образа жизни и сохранению психологического здоровья с педагогами, детьми и родителями в нашем дошкольном учреждении.

Для организации процесса сохранения психологического здоровья в детском саду, прежде всего, необходима хорошая подготовка педагогического коллектива. Для воспитателей и специалистов был проведен мотивационный семинар «Взаимосвязь психологического и физического здоровья», серия лекций: «Психологическое здоровье как цель и критерий развития личности», «Психологическое здоровье и его основные характеристики» и др.

Цель: заинтересовать педагогов дан­ной проблемой, добиться того, чтобы они поняли, как важна эта работа, и захотели ею заниматься.

Последующие семинары-практикумы были посвящены ключевым проблемам вос­питания детей дошкольного возраста. Например, «Эмоциональное состояние взрослого, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей», «Психологическая защита детей дошкольного возраста», «Факторы риска и типология нарушений психологического здоровья детей».

Далее на встречах с педагогами подробно обсуждались оптимальные условия сохранения психологического здоровья детей, т. е. конкрет­ные действия самих педагогов.

В ДОУ организована работа психологического клуба, «Познай себя!» в рамках которого, проводятся занятия по поддержанию и улучшению эмоционального и физического состояния педагогов и сотрудников ДОУ, укреплению их психического здоровья. Занятия проводятся 2 раза в месяц.

В работе с родителями очень важно разъяснить различия в понима­нии психологического и психического здоровья, которое у многих ассоциируется с психиатрией и поэтому вызывает страх. На встречах с родителями объясняла, что они не всегда ответственны за появление тех или иных нарушений у своего ребенка. Зачастую они действуют во вред ребенку не от отсутствия любви, а, наоборот, от ее избытка, а также от недостатка времени или возникновения ка­ких-либо других объективных причин. Это нужно знать для того, чтобы не возникало чувство вины, которое может обусловить со­противление усвоению психологических знаний.

Для повышения психологической компетентности родителей были проведены консультации, тренинги, родительские собрания по темам, предложенным родителями.

На «Уроках психологического здоровья для взрослых», родители узнали о психологических особенностях развития детей дошкольного возраста, стилях эффективного взаимоотношения с детьми, рассматривали психологические проблемы детей, возникающие вследствие педагогических ошибок взрослых. Я считаю важным донести до сознания родителей, что укрепить свое здоровье можно только, повышая качество своего сознания постоянным трудом и вечным движением вперед, совершенствуя себя и развивая высокие качества духа. А когда человек идет путем любви, радости, он чувствует себя более крепким, выносливым, способным противостоять различного рода воздействиям.

После обучения педагогического коллектива и встреч с родите­лями был проведен круглый стол «Взаимосвязь психологического и физического здоровья».

С целью формирования навыков здорового образа жизни, развития коммуникативной культуры, приобщения детей к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью, как условию духовно-нравственного развития человека, мною проводятся занятия цикла «Уроки психологического здоровья» с детьми старшего дошкольного возраста. Разработан перспективный план проведения занятий данного цикла.

В результате проделанной работы педагоги пополнили свой педагогический арсенал теоретическими знаниями, новыми приемами конструктивного общения с детьми, получили возможность более продуктивно организовывать учебно-воспитательный процесс, научились распознавать психологические трудности ребенка. Родители получили представления о психологических особенностях развития детей, о возможностях объединения их собственных усилий с работой педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения, факторах риска нарушения психологического здоровья у детей. Укрепляется доверие ребенка к педагогу, наблюдается стремление к контакту, открытость, снижение эмоционального напряжения.

Занятия с детьми способствуют профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, коррекции эмоционального самочувствия, развития творческого потенциала личности.

В заключение, хочется отметить, что для успешной реализации задач психологии здоровья в ДОУ необходим комплексный подход, включающий разнообразные психолого-педагогические методы и средства. Педагог — психолог, являясь не только исполнителем, но и координатором профилактической работы, должен охватывать своим вниманием всех субъектов образовательного процесса.

Реализации данного проекта, являющегося составляющим компонентом результата экспериментальной деятельности МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» по теме «Проектирование системы ЗОЖ у дошкольников с ОВЗ в условиях Крайнего Севера» способствовала созданию системы работы по формированию навыков здорового образа жизни и сохранению психологического здоровья с педагогами, детьми и родителями в нашем дошкольном учреждении.

Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучший сценарий, развлечение, постановка в ДОУ»

Дата изменения: 08.10.2015
Дата публикации: 19.06.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *