Князева Татьяна Александровна
воспитатель
МБДОУ д/с №10
г. Павлово, Нижегородская область
Вид проекта:
Творческий, групповой
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Продолжительность — 4 недели.
Авторы — разработчики: Князева Т.А.
Проблема — Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Цель — развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
— Образовательные:
— Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы;
— Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения;
— Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;
— Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок;
— Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.
— Развивающие:
— Развивать интонационный строй речи детей;
— Развивать речь детей как средство общения;
— Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами;
— Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
— Воспитательные:
— Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;
— Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Актуальность:
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально- волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.
Гипотеза — процесс развития связной речи детей старшей группы будет протекать наиболее успешно. Если в определенной системе использовать различные виды театрализованной деятельности.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Выбор темы.
Задачи:
— Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
— Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;
— Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.
Проектные мероприятия | Временной отрезок | ||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей | |
1. Подготовка и проведение тестирования детей и анкетирования родителей по теме проекта. 2. Формулирование проблемы, постановка цели проекта. | 1. Осознание проблемы, принятие задач проекта. | 1. Анализ родителями своих возможностей и предполагаемых затруднений по теме проекта. | 3-4 дня |
2 этап. Подготовка к проекту.
Задачи:
— Составить план деятельности для достижения цели;
— Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.
Проектные мероприятия | Временной отрезок | ||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей | |
1. Планирование деятельности. 2. Подбор информационных источников для реализации проекта; 3. Проведение предварительных мероприятий с детьми и родителями по теме проекта; 4. Подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений, костюмов, музыкального оформления; 5. Создание презентации » Знакомство с театром» . | 1. Чтение художественной литературы (» Кукушка» — немецкая сказка;» Кот, петух и лиса», » Красная шапочка» Ш. Перро; » Три поросенка«- сказка в переводе С.Я. Маршака и др). 2. Просмотр мультипликационных фильмов, спектаклей, беседа по ним. 3. Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики. 4. Знакомство детей с искусством театра, его историей и видами. | 1. Изготовление атрибутов, костюмов . 2. Изготовление различных видов театра. 3. Консультация «Развитие речи детей в театрализованной деятельности». | 10 — 14 дне |
3 этап. Реализация проекта.
Задачи:
— Развитие монологической речи посредством различных видов театра
( кукольный, игры- драматизации, игры-имитации);
— Обучить детей приемам владения различными видами кукольных театров;
— Способствовать развитию артикуляционного аппарата, отрабатывать дикцию с использованием скороговорок, потешек;
— Формирование интонационной выразительности речи;
— Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека, героя и уметь выразить свое настроение;
— Развивать память и фантазию детей.
Проектные мероприятия | Временной отрезок | ||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей | |
1. Организация работы, помощь; 2. Индивидуальная работа с главными героями театрализованной постановки: беседа об образе, музыкального характера героев, работа над сольными номерами. | 1. Разыгрывание разнообразных песен, стихов и сценок ( » Медведь»- по стихотворению Г. Виеру » На праздник«; этюды: «В лесу», » Кот Васька», » Медвежата« 2. Игры- имитации и импровизации ( неуклюжий медведь идет к домику, гуси-лебеди летят, маленькая мышка прячется, веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево; 3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами». 3. Элементы сказотерапии: Придумывание начала, середины или окончания произведения ( сказка, рисование) 4. Создание альбома » Мы артисты»; 5. разработка и рисование афиши к театрализованной постановке » Теремок»; 6. Разыгрывание разнообразных сказок при помощи различных видов кукольного театра: » Гуси-лебеди», » Колобок», » Репка», » Заюшкина избушка». | 1. Конкурс рисунков » Каким бы я хотел видеть Театр в Павлово»; 2. Создание галереи » Театры России». | 10-12 дней |
Продукт проектной деятельности:
— Альбом » Мы артисты«;
— Галерея «Театры России»;
— Выставка творческих работ » Каким бы я хотел видеть театр в городе Павлово«;
— Презентация «Знакомство с театром»;
— Театрализованная постановка «Теремок»;
— Викторина » Мы любим театр»;
— Афиша к театрализованной постановке » Теремок«;
— Видео презентация проекта.
4 этап. Подведение итогов.
— Совершенствовать умение детей логично и выразительно драматизировать сказку;
— Закреплять умение последовательно излагать мысли. Используя в речи сложноподчиненные предложения;
— Закрепление представлений детей о театре;
— Развивать эмоциональность, раскованность, творческие способности при участии детей в театрализованных постановках.
Проектные мероприятия | Временной отрезок | ||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей | |
1. Организация театрализованного представления «Теремок»; 2. Проведение викторины » Мы любим театр«. 3. презентация полученных результатов по итогам конкурса; 4. Проведение рефлексии. | 1. Участие в театрализованном представлении «Теремок»; 2. Участие в викторине » Мы любим театр«. | 1. Анализ полученной информации; 2. Оценка проведенной работы. | 7 дней |
Ожидаемые результаты:
— Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
— Повысится темп развития речи в целом, общительности, самооценки, за счет включения детей старшего дошкольного возраста в творческую деятельность;
— Раскроется творческий потенциал детей;
— У родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка.
Ресурсная база проекта:
Кадровые ресурсы: воспитатели, дети, родители.
Список используемой литературы:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой;
2. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. Сада Артемова Л. В.;
3. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дет. Садов Маханева М. Д.;
4. Журнал «Воспитатель ДОУ» -Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. Е А Антипина, 2009г.;
5. Сценарии с нотным приложением Е. А. Антипина, Москва, » Сфера«, 2010г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 10 г. Павлово
Приложение к проекту
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
» Мы артисты«.
Вид проекта:
Творческий, групповой
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Продолжительность — 4 недели.
Авторы — разработчики: Князева Т.А.
2014г
Анкета для родителей.
Цель: определение значения развития коммуникативных способностей старших дошкольников средствами театрально-игровой деятельности.
Является ли Ваш ребенок общительным ? Почему Вы так думаете? _________________________________________________________________
Какие черты Вас радуют в Вашем ребенке ? __________________________________________________________________
Какие черты Вас огорчают в Вашем ребенке ? __________________________________________________________________
Какими умениями должен обладать Ваш ребенок, чтобы его назвали общительным? __________________________________________________________________
Как Вы воспитываете у ребенка умение общаться ? __________________________________________________________________
Как вы считаете, для чего необходимо развивать коммуникативные способности Вашего ребенка еще в детском саду?________________________________________________________
Есть ли дома уголок для развития коммуникативных способностей Вашего ребенка средствами театрально-игровой деятельности?____________________________________________________________________
Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к театрализованной игре, домашним постановкам спектаклей? ______________________________________________________________________________
Как часто Вы уделяете время и внимание совместной театрализованной деятельности с ребенком? ________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Диагностика детей старшего дошкольного возраста.
1. Интонационная выразительность речи.
2. Эмоциональность.
3. Устанавливает дружеские отношения.
4. Творческие проявления.
5. Подчиняет свои интересы интересам других.
6. Конфликтует.
7. Действия с кукольными персонажами.
8. Координация и ловкость движений.
9. Использование выразительных средств (мимика, жесты).
Характеристика уровней
развития творческих и коммуникативных способностей детей.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых. Ярко выраженная эмоциональность (во всех видах театрализованной деятельности). Тон речи спокойный. Дружелюбно напоминают о правилах поведения сверстникам. В конфликтные ситуации не вступают.
(3 балла)
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:
Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор. Тон речи преобладает спокойный. Взаимоотношения со сверстниками избирательные. Конфликтные ситуации разрешаются с помощью взрослого.
(2 балла)
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:
Малоэмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно, без интереса относится к любому виду деятельности. Не способен к самостоятельности. Не умеет адекватно выражать свои мусли и просьбы. Первые вступают в конфликты.
(1 балл)
Результаты анкетирования родителей.
В анкетировании участвовало 20 родителей ( 91%).
Анализ результатов анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста данной группы позволил сделать вывод о том, что большинство родителей уделяют внимание театрализованной деятельности в своей семье. У 83 % опрошенных дома имеется уголок для развития коммуникативных способностей ребенка средствами театрально-игровой деятельности, но лишь 57% родителей устраивают вместе с ребенком домашние театрализованные представления.
Среди черт ребенка, которые огорчают родителей, отмечается отсутствие произвольности (несдержанность, несобранность, неусидчивость), некоторые отклонения в поведении упрямство, капризы, плаксивость, самовлюбленность, «задает много вопросов, на которые иногда не приходит сразу ответ», «балуется» и т. д.), необщительность (8%).
Из анкет родителей видно, что общительность свойственна детям старшего дошкольного возраста, она замечается родителями и поощряется как жизненно необходимое качество.
Традиционно представление родителей о коммуникативных умениях детей. Они характеризуют своего ребенка «общительным», если он умеет «найти общий язык», «с любым может поговорить», «спрашивает», «рассказывает», «любит выступать перед аудиторией». Родители фиксируют внимание на внешней стороне действий ребенка, они считают, что ребенка можно назвать общительным, если он говорит «здравствуйте», «до свидания», «хорошо разговаривает», «с развитой речью», «проявляет смелость, раскованность», «может быть заводилой».
Таким образом, можно констатировать, что родители, в основном, ориентируются на инициативу ребенка в общении и владение вербальными средствами.
Результаты диагностики детей старшей группы.
В диагностике участвовало 22 ребенка( 100%).
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что в старшей группе МБДОУ д/с № 10 большая часть детей 39% имеет средний уровень сформированности коммуникативных и творческих умений, 14% имеют высокий уровень и 53% имеют низкий уровень сформированности коммуникативных и творческих умений. 42% детей эмоционально отзывчивы. Большинство детей продемонстрировали знание норм и правил поведения. В конфликты вступают редко. 38% детей в конфликтных ситуациях умеют уступать, не кричат.
Только 8 детей (36%) могут принимать на себя роли, владеют способом ролевого поведения, соблюдают ролевого соподчинения, участвуют в ведении ролевых диалогов, проявляют инициативу по обогащению сюжета. Не все дети могут адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ героя, обустроить место для самостоятельной театрализованной игры. Большинство детей не используют в роли интонацию, мимику, атрибуты и реквизиты, не имеют простейших представлений о театральных профессиях.
Проанализировав результаты диагностики, я сделала вывод: для того чтобы совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей старшей группы, ее грамматический строй, активизировать словарь ребенка, способность понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека, умение вжиться в образ, необходимо вовлекать детей в театрализованную деятельность.
Автор: Князева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ д/с №10
Месторасположение: г. Павлово, Нижегородская область
Дата изменения: 18.10.2014
Дата публикации: 18.10.2014