Вид проекта: краткосрочный, групповой
Актуальность: Дыхательная система-это ничто иное, как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос, поэтому информация об органах дыхания и их гигиене является актуальной для детей с нарушением речи.
Цель:
— Поиск и создание условий для развития интереса к изучению своего организма в процессе опытно — экспериментальной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
— Способствовать развитию самостоятельной исследовательской деятельности за счет партнерства со взрослыми.
Обучающие:
— Формировать представление об органах дыхания их строении, функциях.
— Расширять словарный запас детей (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие).
Воспитательные:
— Воспитывать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызвать негативное отношение к вредным привычкам.
На первом этапе проекта изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования, выявить имеющиеся у детей знания. Подбор иллюстративного, мультимедийного материала, пособий для дидактических игр, для экспериментирования.
На втором этапе осуществляется реализация проекта через различные формы работы с детьми:
1) Дидактические игры:
«Определи и покажи»
Цель: Закрепить знания правил, которые нужно соблюдать для здоровья органов дыхания
Материал: Карточки со здоровыми(розовыми), больными (серыми) легкими
Педагог читает короткий рассказ, а дети определяют здоровые легкие или больные и показывают нужную карточку.
«Один мальчик в дождливый осенний день долго бродил по лужам. Мама звала его домой, но он не послушался. А вечером у него поднялась температура – он простудился».
«Лена любила гулять с папой. Но когда они ходили по улицам, папа часто курил».
«На выходные дни вся Светина семья выезжала на природу и звала с собой Свету, но Света никогда не соглашалась и гуляла по городским улицам со своими подругами».
«У Пети большая семья. Когда они собираются у телевизора, в комнате становится душно, нечем дышать».
«Когда Паша с Максимом идут гулять, мама проветривает их комнату».
«У Алеши в семье все занимаются спортом. Мама –теннисистка, папа – футболист, старшая сестра – гимнастка, брат –баскетболист. И никто в семье не курит».
«Наполни легкие воздухом»
Цель: Закрепить знания детей о форме легких, их строении
Материал: Силуэт легких, воздушные пузырьки из бумаги.
Ход: Предложить детям заполнить легкие пузырьками, напомнить, что легкие состоят из множества маленьких мешочков, заполненных воздухом.
2) Опыты и эксперименты:
«Чудо-нос»
Цель: Дать детям знания о защитной функции носа
Материал: салфетки
Ход: Предложить детям промокнуть салфеткой внутри носа:
Возьмите салфетку на палец и промокните нос внутри. Что видите? (Ответы детей).
— Эта влага называется слизь. Она нам очень нужна. В слизи есть вещества, которые убивают микробы. Поэтому воздух, который попадает в лёгкие, уже не содержит микробов. Туда идёт только чистый воздух.
— А еще нос первым сообщит мозгу о загрязнённом для дыхания воздухе (газ, химические запахи). А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос!
«Сколько во мне воздуха?»
Цель: Наглядно детям представить объем легких
Материал: воздушные шарики на каждого ребенка
Ход: Предложить набрать в рот побольше воздуха и выдуть его в шарик. Какой величины шарик, примерно такой величины у нас легкие.
«Что будет с легкими?»
Цель: Дать знания о том, что происходит с легкими, если мы вдыхаем дым.
Материал: Поролоновые губки, вырезанные в виде легких, черная краска.
Ход: Предложить детям посмотреть, что будет с легкими, если находится в месте где курят другие. Налить черную краску на губку. Губка всю краску впитывает и становится черной. Дети делают выводы.
3) Упражнения на дыхание:
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. Исходное положение — стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы да же подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Исходное положение — сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание). 2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз. Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании. Исходное положение — лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. 1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, -живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. 2.Медленный, плавный выдох — живот медленно втягивается к спине. Повторить 4—10раз.
Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)
Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких. Исходное положение — лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки. 1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим. 2.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6-10 раз. Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание) Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких. Исходное положение — лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.
Ветер (очистительное, полное дыхание)
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. Исходное положение — лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. 1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. 2. Задержать дыхание на 3-4 секунды. 3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколько ми отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза. Примечание. Упражнение не только великолепно очищает, вентилирует легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Радуга, обними меня
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. Исходное положение — стоя или в движении. 1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. 2. Задержать дыхание на 3-4 секунд. 3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обни мая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза. Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».
4) Игры на дыхание
«Кто загонит мяч в ворота»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Оборудование: шарик из пластмассы, ворота.
Ход игры: — Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение «Лопаточка») и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.
«Самый быстрый карандаш»
Цель: развитие длинного и плавного выдоха.
Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.
«Горячий чай»
Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Ход игры:
— Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам — дуть я предлагаю!
«Много, много пузырей»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Оборудование: Стакан с мыльной водой, трубочка.
Ход: Надуть больше мыльных пузырей в стакане.
5) Беседы с рассматриванием иллюстраций.
6) Художественное слово:
Загадки
«Два воздушных лепестка
Розовых слегка,
Важную работу выполняют,
Дышать нам помогают». (легкие)
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
Он бывает самым разным:
Маленьким, большим и важным,
Длинным, тонким и горбатым,
Толстым или конопатым (нос)
Стихи
Н. Кнушевицкая «Нос»
Нос «картошкой» или длинный,
Даже как у Буратино,
Нос любой нам помогает,
Воздух он подогревает.
И коварные микробы,
Внутрь не проникли чтобы,
Он в момент обезоружит.
Нос всю жизнь нам верно служит.
С ним и аромат цветка
Слышим мы издалека,
И, что пирожки готовы,
Нос нам сообщает снова!
. Ожидаемые результаты:
— Повысить познаваемый уровень. Поддержать интерес к изучению своего организма.
— Активизировать речь детей. Обогатить словарный запас новыми словами и понятиями. Развивать связную речь.
— Расширять у детей знания о себе, о внутренних органах.
— Воспитать привычку к ведению здорового образа жизни.
Литература:
Авдеева Н.Н. Учебно-методическое пособие «Безопасность», «Детство-ПРЕСС», 2002.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. -СПб.1997.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой -Мозайка-синтез,2009
Ричард Уокер Анатомия человека — иллюстрированный атлас для детей, Москва, «ОНИКС 21 век», 2001.
Щетинин М. Н., Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, Издательство: Айрис-Пресс, 2007.
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) от 17 октября 2013 года.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников:/авт.- сост.Т.Г.Карепова. — Волгоград: Учитель,2010.
Название: Познавательно – исследовательский проект с детьми старшей группы «Наши органы дыхания»
Номинация: Методические разработки / Проектная деятельность
Автор: Евсеева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 210» г.о. Самара
Месторасположение: г. Самара, пос. Прибрежный
Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 17.11.2015