Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития « Ребенок — подросток — взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные и интеллектуальные возможности.
Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи (ребенка-логопата) при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния.
Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений. В предлагаемой программе реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- Развитие сенсорных моторных функций;
- Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- Развитие мимической мускулатуры
- Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятии, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
- Развитие эмоционально — волевой сферы и игровой деятельности;
- Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности
( дружбы, любви, уважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки др.).
Цель: всестороннее развитие личности ребенка, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи обучения:
- Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения
- Развивать наглядно-образное мышление и формировать словесно-логическое мышление и умение делать выводы, обосновывать свои суждения
- Формировать приемы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование.
- Развивать внимание, память, творческие способности, воображение, вариативность мышления
- Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия
- Развивать умение общения со взрослым, со сверстниками
- Развивать умения говорения, слушания, чтения
- Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих
- Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развивать грамматический строй речи, связную речь
- Развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением
- Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка
Программа рассчитана на детей 5-6 лет на один год обучения.
Дети должны уметь к концу обучения:
- Делить на слоги слова любой слоговой структуры во внутреннем плане, составлять из слогов слова.
- Производит анализ слов из 7-8 звуков.
- Находить место определенного звука в слове, называть « соседей» этого звука.
- Четко дифференцировать гласные от согласных звуков, согласные звуки по твердости — мягкости, звонкости – глухости.
- Уметь самостоятельно давать характеристику звука по звучанию и артикуляционному укладу.
- Владеть схематическим звуковым разбором слова.
- Определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлоги, союзы и местоимения как самостоятельные слова.
- Составлять предложения, изменять количество слов в предложении в сторону увеличения и уменьшения.
- Владеть достаточным лексическим запасом.
- Иметь достаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового восприятия и внимания.
- Овладеть развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения, памяти, мотивации к обучению.
Содержание программы:
Лексическая работа:
- наблюдение над лексическим значением слов — названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;
- обогащение словарного запаса детей словами тематических групп;
- развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу;
- создание условий для употребления новых слов в собственной речи;
Развитие грамматического строя речи:
- наблюдение над образование слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, образование слов по образцу;
- наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
- формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- практическое знакомство со словосочетанием и предложением;
- знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.
Развитие связной устной речи:
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
- бучение подробному пересказу тексту;
- обучению составлению устной загадки — описания, рассказа – описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам;
- обучение умелой, искусной речи, т.е. эффективной речи.
Развитие звуко — слогового анализа:
Звуки:
— понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
— акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
— выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
— выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
— звуковой анализ состава слогов и слов;
Слоги:
— понятие «слог», слоговой анализ слов;
— подбор слов на заданное количество слогов;
— выделение в словах первого и последнего слогов;
— подбор слов на заданный слог;
— составление прямых и обратных слогов.
Слова:
— выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
— составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
— изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
— выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
— восстановление нарушений последовательности звуков или слогов в структуре слова;
— последовательнее преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
Буквы:
— знакомство с буквами;
— дифференциация понятий «звук» и «буква»;
— согласные и гласные буквы;
— соотнесение букв и звуков.
На занятиях ведется целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:
— выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
— выделение одинаковых предметов из группы предметов;
— выделение лишнего предмета;
— объединение различных предметов в группы;
— выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Все занятия ориентированы на психическую защищенности ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае — это игра, в другом – занятие – спектакль, где дети – участники спектакля, и зрители. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении занятия.
Разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит лучшей результативности в усвоении знаний.
Тематическое планирование
Обследование речи детей.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия..
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков.
Звуки вокруг нас. Зачем они нужны.
Слово. Слово как часть предложения.
Предложение. Ознакомление со словарным составом предложения. Знакомство с графическим изображением предложения. Составление предложений с заданными словами.
Гласные звуки. Их изображение на письме. Гласные звуки и буквы, выделение заданных звуков в потоке.
Гласные и согласные звуки. Выделение заданных звуков в начале слов. Анализ звуковых сочетаний.
Слог. Господин слогораздел.
Ударение.
Для чего нужна речь.
Общение и его формы.
В стране зеркал. Буква и её отражение. Профилактика дисграфии и дислексии.
Развитие связной речи.
Устное общение.
Родственные слова.
В мире слов. Слова похожие и разные.
Несклоняемые существительные.
Категории до, после.
Имена собственные.
Местоимения.
Неповторимая окраска голоса.
Речевой этикет.
СЕНТЯБРЬ
1-2 неделя
Обследование звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи и определение готовности детей к школе.
3 неделя
Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Цель: развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.
4 неделя
Тема: Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков.
Цель: познакомить детей с понятием «звук», «речевые», «неречевые» звуки, учить определять направление звука, развивать фонематический слух.
Тема: Звуки вокруг нас.
Цель: погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) сторона речи; учить передавать звуки природы фонетическими средствами языка. Познакомить с приемами звукоподражания в художественной речи.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Тема: Для чего нужна речь.
Цель: познакомить детей с тем, какую роль играет язык (речь) в нашей жизни.
Тема: Большой секрет для маленькой компании.
Цель: помочь детям понять, что речь — важное средство общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.
2 неделя
Тема: Слово утешает, слово огорчает.
Цель: познакомить детей с тем, что речь влияет на чувства и поведение людей.
Тема: Повелось так с давних лет.
Цель: научить детей уместно употреблять различные слова приветствия.
3 неделя
Тема: Слово.
Цель: помочь осознать, что слово звучит, т.е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным; в слове есть начало и конец; в слове звуки стоят в определенном порядке; познакомить со звуковой схемой слов (звуковыми бусами); учить определять количество звуков в звукоподражательных и односложных словах.
Тема: Слово, как часть предложения.
Цель: усвоить понятие слово, как части предложения, его лексическое значение.
4 неделя
Тема: Предложение.
Цель: дать понятие о предложении, деление речи на предложения.
Тема: Предложение.
Цель: продолжать знакомить с предложением; выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; развивать фонематическое восприятие.
НОЯБРЬ
1 неделя
Тема: Знакомство с графическим изображением предложения.
Цель: учить придумывать рассказы по картинке, изображать предложения графически.
Тема: Ознакомление со словарным составом предложения.
Цель: закрепить знания о том, что мысль выражается предложением, которое состоит слов.
2 неделя
Тема: Составление предложений с заданными словами.
Цель: обучить составлению разнообразных предложений по заданию
Тема: Правила приличия.
Цель: познакомить детей с некоторыми правилами поведения во время разговора
3 неделя
Тема: У меня зазвонил телефон.
Цель: познакомить детей с тем, как нужно вежливо разговаривать по телефону.
Тема: Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные)
Цель: познакомить детей с понятием «устная» речь», «письменная» речь, «жестовая» речь; познакомить с особенностями несловесных средств общения.
4 неделя
Тема: Звуки. Зачем они нужны?
Цель: дать понятие «звук», упражнять в выделении заданного звука из потока звуков.
Тема: Гласные звуки
Цель: закрепить понятие «звук», дать понятие «гласный звук».
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Тема: Гласные звуки. Изображение их на письме.
Цель: закрепить понятие «гласный звук», дать понятие «буква», учить дифференцировать эти понятия.
Тема: Гласные звуки и буквы. Выделение заданных звуков из потока звуков.
Цель: закрепить понятие о гласных звуках, выделять заданный звук из потока звуков.
2 неделя
Тема: Снеговик.
Цель: развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, зрительную память, общую и мелкую моторику рук, воображение. Расширять лексический запас.
Тема: Звуки гласные и согласные, выделение заданного звука в начале слова.
Цель: познакомить с понятием «согласный звук», учить сравнивать с гласным, познакомить со схематичным обозначением гласных и согласных звуков.
3 неделя
Тема: Город красивой речи.
Цель: формировать временную (возрастную) и пространственную ориентацию и координацию движений, развивать диалогическую речь,
составлять предложения с предлогами на, над;
4 неделя
Тема: Новая сказка.
Цель: учить детей сочинять сказки по опорным словам, развивать творческое воображение.
ЯНВАРЬ
1 -2 неделя
Каникулы
3 неделя
Тема: Звуки гласные и согласные, анализ звуковых сочетаний типа СГС.
Цель: закрепить понятие о гласных и согласных звуках, учить давать их характеристику, составлять схему звуковых сочетаний.
Тема: Слог.
Цель: познакомить детей со слогообразующей ролью гласных; дать представление о слоге; упражнять в выделении ударного слога и ударной гласной на схемах слов.
4 неделя
Тема: Господин Слогораздел.
Цель: закрепить понятие о слове и слоге, как его части, делить слова на слоги, составлять схемы слов.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Тема: Ударение.
Цель: знакомить детей с ударением, учить разбивать слова на слоги, выделять ударный слог, обозначать знак ударения на схеме; проводить слого-звуковой анализ простейших слов.
2 неделя
Тема: Виды работ по профилактике дисграфии и дислексии у детей.
Цель: заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутье, прививать интерес к нормам литературного произношения.
Тема: Виды работ по предупреждению ошибок чтения и письма у дошкольников.
Цель: развивать пространственные ориентировки, используя зеркальные буквы, развивать зрительные внимание и память, тактильные ощущения.
3 неделя
Тема: Пересказ произведения В. Осеевой « Просто старушка».
Цель: продолжать учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту, передавая диалог действующих лиц, отвечать на вопросы распространенными предложениями, развивать слуховую память. Воспитывать сочувствие и уважение к людям.
Тема: Звуки глухие и звонкие.
Цель: познакомить с понятием « глухой — звонкий звук», схематическим изображением этих звуков, учить давать характеристику звуков.
4 неделя
Тема: Говорящий мир вещей. «Общение» с предметами окружающего мира. Мир игр и игрушек.
Цель: учить детей описывать предметы, опираясь на картинный план, составлять рассказ о своей любимой игрушке.
Тема: Составление рассказа о весне по опорным картинкам.
Цель: дать представление о характерных признаках весны, продолжить работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.
МАРТ
1 неделя
Тема: В стране зеркал. Буква и ее отражение.
Цель: развивать внимание, учить находить правильно написанные буквы и сравнивать с « отражением».
Тема: Составление рассказа с помощью опорных сигналов.
Цель: учить последовательно передавать содержание, использую в качестве плана — опорные сигналы.
2 неделя
Тема: Составление творческих рассказов по пословицам.
Цель: упражнять в составлении творческих рассказов по пословицам с использованием графических схем.
3 неделя
Тема: Сочиняем сказку.
Цель: стимулировать детское воображение при сочинении сказок.
4 неделя
Тема: Родственные слова.
Цель: познакомить с понятием «родственные слова», учить составлять цепочку родственных слов, находить родственные слова в тексте.
Тема: В стране родственных слов.
Цель: учить образовывать родственные слова. Упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных.
АПРЕЛЬ
1 неделя
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине и запись в тетрадь с помощью опорных сигналов.
Цель: продолжать учить передавать содержание рассказа, используя в качестве наглядного плана – опорные сигналы и записывать рассказ с помощью схем.
2 неделя
Тема: Звуко — буквенный анализ слов.
Цель: учить проводить звуко-буквенный анализ слов и составлять схемы слов.
3 неделя
Тема: В мире слов. Слова похожие и разные.
Цель: познакомить детей со словами близкими по звучанию, но разными по значению (омонимы), со словами синонимами, антонимами.
4 неделя
Тема: Несклоняемые существительные.
Цель: упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, учить составлять предложения с этими существительными и разными предлогами.
МАЙ
1 неделя
Тема: Категории «до, после, потом, сейчас».
Цель: учить преобразовывать фразы, слова, предложения, используя данные категории.
Тема: Повторение пройденных звуков и букв.
Цель: повторить пройденные звуки и их обозначение на письме, учить детей печатать под диктовку заданные буквы.
2 неделя
Тема: Закрепление полученных навыков. Печатание диктантов.
Цель: продолжать учить детей печатать под диктовку.
Тема: Придумывание сказки «День рождения лягушонка»
Цель: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, диалог; при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности; упражнять в назывании последнего звука в слове, развивать логическое мышление, творческое воображение.
3 неделя
Тема: Имена собственные.
Цель: познакомить с именами собственными, учить выделять имена собственные; развивать фонематический слух, воспитывать интерес к изучению языка.
Тема: Пересказ произведения Э. Шима « Жук на ниточке».
Цель: совершенствовать умение детей эмоционально, с различной интонацией пересказывать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, пересказывать самостоятельно без помощи вопросов педагога, развивать связную и интонационную речь детей, воспитывать доброту, любовь к окружающей природе.
4 неделя
Тема: Местоимение.
Цель: учить детей правильно употреблять в речи местоимения и предлоги, упражнять в согласовании местоимения с глаголами, придумывать предложения с определенным количеством слов и типом высказывания.
Тема: Контрольно — закрепляющее занятие. Речевой этикет — что это?
Цель: закрепить полученные знания у детей по пройденным темам, познакомить с понятием «речевой этикет» и его значением в речи людей.
Литература:
1. Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала».- Санкт-Петербург, 1997.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте. – М.: «Баласс», 1999.
3. БондареваЛ, Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.- Ярославль: Академия развития, 2008.
4. Марцинкевич Г, Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста( планы занятий). –Волгоград: «Учитель»;2002.
5. ПожиленкоЕ,А. Волшебный мир звуков и слов( пособие для логопедов).- М.:ВЛАДОС,1999.
6. ГризикТ. И. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: методическое пособие для педагогов.- М.: Просвещение, 2006.
7. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Книга для учителя/Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Н.В. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1995.
Скачать — Программа кружка «Моя красивая речь» в старшей логопедической группе
Автор: Тарасова Оксана Олеговна
Должность: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ № 243 детский сад «Дубравушка»
Месторасположение: г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Дата изменения: 14.11.2018
Дата публикации: 14.11.2018