Автор: Токмакова Оксана Анатольевна
Должность: учитель русского языка
Место работы: МОБУ Усть-Ярульская СОШ
Месторасположение: Красноярский край, Ирбейский район
Цель: — повторить постоянные морфологические признаки глагола;
— закрепить умение отличать глаголы от других частей речи;
— повторить правописание личных окончаний глаголов;
— развивать коммуникативные способности учащихся.
Описание работы: представляю Вашему вниманию конспект урока русского языка в 5 классе «Повторение материала по теме „Глагол“». Данный урок проходит заключительным уроком перед диктантом, поэтому охватывает все подтемы, которые были изучены в рамках темы «Глагол». Тем самым мы помогаем детям устранить некие пробелы в знаниях, что способствует лучшему результату при написании контрольного диктанта.
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по городу «Глаголинск». Благодаря нашему путешествию, мы сможем повторить все то, что изучали на протяжении нескольких уроков. Для того, чтобы не заблудится в городе нам понадобится карта, а роль гида я беру на себя.
2. Повторение пройденного материала.
Итак, наше путешествие начинается, но прежде чем войти в город «Глаголинск» необходимо знать пароль. В качестве пароля используется правильное определение глагола. Ребята, давайте вспомним определение глагола. (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?)
Молодцы! Посмотрите внимательно на карту, мы попадаем на шоссе орфограмм, по которому и будем путешествовать. Давайте вспомним, какие орфограммы мы изучили в рамках темы «Глагол.«(буквы е-и в корнях с чередованием, Ь после шипящих в глаголах во 2-млице единственного числа, не с глагола, правописание ться и тся в глаголах).
Когда пишется НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно? (не пишется с глаголами раздельно, исключение составляют те глаголы, которые без не не употребляются)
Выполним задание.
Я диктую словосочетания, вы запишете только те, где НЕ с глаголами пишется слитно.
Не был в школе, ненавидел ложь, не расспрашиваем брата, негодуют бури, не обидят ребенка, малышу нездоровится, человеку не спится, шторм неистовствует, не узнаешь местность, утром не подморозило.
Путешествие продолжается, и мы подходим к музею Неопределенной формы глагола.
— Какая форма глагола называется неопределенной? (глаголы, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Задание.
Образовать от имен существительных глаголы в неопределенной форме.
Письмо — писать
Рисунок — рисовать
Работа — работать
Починка — починить
Крик — кричать
Езда — ездить
Завтрак — завтракать
Кошка-
Смотр — смотреть
Сделка — сделать
Ход — ходить
Малыш-
(Проверка задания по цепочке.)
И перед нами парк под названием «Вид глагола».
— Ребята, какие виды глагола мы знаем? (совершенный и несовершенный)
— а как отличить совершенный вид от несовершенного? (по вопросу)
Задание.
Составьте глаголы, взяв из разных слов указанные морфемы, и определите их вид. (задание раздается на карточках)
1. Завлечь — приставка
Скрипит — корень
Посмотреть — суффикс прошедшего времени
Побагровел — глагольный суффикс
Сторона — окончание
(заскрипела сов.в.)
2. Присмотреть — приставка
Вовлекать — корень
Утешать — суффикс
Воскликнуть — окончание
(привлекать несов.в.)
3. Написать приставка
Наслаждение — корень
Делать — суффикс
Заводить — окончание
Купаться — суффикс возвратности.
(наслаждаться сов.в.)
4. Преогромный — приставка
Сокращать — корень
Завлекать — суффикс
Танцует — окончание
(прекращает несов.в)
5. Подъезд — приставка
Сказка — корень
Считать — суффикс
Смотреть — окончание
(подсказать сов.в.)
6. Убежать — приставка
Диво — корень
Полить — глагольный суффикс
Кататься — окончание
(удивить сов.в.)
Проверка задания по цепочке.
Перед нами расстилается площадь спряжений. И здесь случилась беда, глаголы потерялись и не могут найти свои домики. Давайте поможем им, но для начала вспомним, что такое спряжение глаголов?
— как определить спряжение?
Задание.
Распределить глаголы по столбикам.
1 спр. 2 спр.
Идешь, говорить, пасутся, борется, зависит, удирают, слышал, строил, ездишь, обидел, косим, ненавидеть, подниматься, наливаются, доверяют.
Сейчас мы прогуляемся по аллеи времени глагола. И не просто прогуляемся, а вспомним, сколько в каком времени употребляется глагол?
Задание.
Найти в пословицах и поговорках глаголы и записать их в табличку.
Время глагола | ||
Прошедшее | Настоящее | Будущее |
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.
Не успела кошка умыться, а гости наехали.
Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит.
Петух сторожит, а волк стережет.
Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да уму-разуму научил.
Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Итак, наше путешествие подходит к концу, и к выходу мы направимся по шоссе орфограмм. Невыполненным осталось последнее задание.
Из стихотворения выписать все глаголы, определить спряжение, вид и время.
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля. (С.А. Есенин)
7. Рефлексия.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Какой вывод мы можем сделать?
8. Выставление оценок
9. Домашнее задание: подготовка к контрольному диктанту
Дата изменения: 21.08.2014
Дата публикации: 18.07.2014