Название: Развитие речи обучающихся при изучении орфографии (из опыта работы)
Номинация: Школа, Материалы к аттестации, Русский язык (класс 5-11)
Автор: Рассказова Жанна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» г.Лебедянь Липецкой области
Месторасположение: Липецкая область, город Лебедянь, ул. Ленина, д.4
Из опыта работы
Развитие речи обучающихся при изучении орфографии
Между развитием речи и формированием орфографических навыков обучающихся существует прочная связь. Всем известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи, значит, орфографический навык – это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи.
Развивать речь – это значит работать над произношением, значением морфем, слов, фразеологизмов, над морфологической формой слова, словосочетаниями и предложениями.
Действующая программа по русскому языку предусматривает работу по развитию речи в трех направлениях:
- овладение нормами русского литературного языка (нормами литературного произношения, словообразования и образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической принадлежностью);
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах речи.
Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач развития речи является актуальным для методики преподавания русского языка. Решение этого вопроса достигается, в частности , с помощью упражнений коммуникативной направленности – творческого диктанта, ибо он дает возможность сделать процесс формирования орфографических умений и навыков коммуникативно значимым.
Обычно в теории и практике обучения русскому языку творческий диктант рассматривается как средство развития речи обучающихся. Однако это упражнение позволяет использовать текст с изучаемыми и изученными орфограммами. Обычно в работе с творческим диктантом выделяют следующие этапы:
— выразительное чтение текста;
— выделение обязательных для использования слов;
— свободная запись текста обучающимися с сохранением обязательных слов.
Работа по орфографии в первую очередь направлена на усвоение вставляемых слов. Таким образом, творческий диктант можно рассмотреть как разновидность диктанта, при написании которого обучающийся записывает диктуемый текст, подвергая его изменениям. Этот вид работы включает элементы поисково-исследовательской деятельности, где наряду с воспроизведением знаний , накопленных ранее, большую роль играет интуиция, сообразительность, самостоятельность, что заставляет обучающихся взглянуть на орфографический материал с новой точки зрения и использовать его в новых языковых ситуациях.
Учить применять орфографические правила в условиях творческого письма следует постепенно, не ставя учеников перед необходимостью в условиях усложнения иметь дело с многочисленными орфографическими правилами.
Существует несколько видов творческих диктантов:
— творческий диктант со вставкой слов;
— творческий диктант по картине;
— творческий диктант с заменой;
— творческий диктант с комбинированной подготовкой;
— творческий диктант по времени проведения: предупредительный, объяснительный, комментированный;
— творческий диктант по цели проведения: контрольный, обучающий .
В методической литературе работа с творческим диктантом расписана достаточно подробно, поэтому заострять на этом внимание не стоит.
Орфографический аспект присутствует во всех видах диктантов , так как при их написании обучающимся приходится применять орфографические правила. Творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений. Он как бы заполняет пробел между репродуктивными и продуктивными видами работы. Данный вид работы вооружает обучающихся как речевыми, так и орфографическими умениями. Школьники проходят через этап совмещения двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы. В своей работе я часто использую разные виды творческих диктантов, хотя отдаю предпочтение творческому диктанту со вставкой слов.
Так при изучении орфограммы «Не с прилагательными» использую данный вид творческого диктанта.
Перед началом творческой работы повторяю с классом теоретический материал. Задаю детям следующие вопросы:
— Что вы знаете о правописании не с прилагательными?
— Есть ли исключения из этого правила?
— Какова роль прилагательных в нашей речи?
Далее читаю текст творческого диктанта полностью, со словами, данными в скобках. После прочтения предлагаю обучающимся определить тип речи, стиль текста, прошу придумать заглавие, чтобы в нем отразилась тема отрывка.
Я возвращался домой и забрел в какую-то (незнакомую ) усадьбу. (Неяркое) солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись (неровные) вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стоят, как две сплошные (непроходимые) стены. Я легко перелез через (небольшую) изгородь и пошел по этой (необычной ) аллее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.
( По А. П. Чехову)
Текст читается второй раз по предложениям с пропуском слов в скобках, а школьники записывают его, вставляя имена прилагательные с не, стараясь не нарушать стиля текста.
После записи предложений школьники производят анализ прилагательных, вставленных в текст диктанта, объясняют трудные случаи написания.
Обучающиеся действуют по следующему плану:
- прочитайте предложение и укажите, какое прилагательное вставили;
- укажите, к какому слову относится данное прилагательное;
- выясните, какой признак обозначает прилагательное;
- проведите орфографический разбор прилагательного с заявленной орфограммой.
Примерный ответ обучающихся:
Неяркий (свет) – имя прилагательное относится к существительному свет и характеризует его по степени интенсивности; имя прилагательное можно писать с не слитно и раздельно, но в данном примере к прилагательному неяркий можно подобрать синоним тусклый. Школьник делает вывод, что в данном случае следует писать не с прилагательным слитно.
Кроме творческих диктантов я провожу на своих уроках словарно-орфографическую работу, использую лексико-орфографические упражнения.
Во время организации и проведения словарно-орфографической работы высока активность обучающихся:
— с помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют ее тему;
— в процессе беседы-рассуждения формулируют лексическое значение слова;
— пользуясь словарем , рассказывают о правильном написании слова;
— осваивают написания нового словарного слова;
— вводят слово в активный словарный запас .
На этапе закрепления (повторения, обобщения) использую лексико-орфографические упражнения. Они составляются и проверяются таким образом, чтобы языковое развитие школьников сочеталось с орфографической работой.
Рассмотрим пример задания, выполняемого при изучении темы «Буквы о, а в корне –кас- — -кос-.
Прочитайте написанные ряды словосочетаний. Исключите из каждого ряда одно словосочетание по двум признакам одновременно:
А) слегка к..снулся, дикая пор..сль, могучее р..стение;
Б) нал..жить запрет, предл..гали должность, к..сательная линия;
В) к..снулся дна, к..сается раны, нежное прик..сновение;
Г) осторожно к..снулись, к..снется в разговоре, к..сается в беседе.
( Признаки исключения: строение словосочетания, орфограмма в указанном слове).
Многолетний опыт моей работы показывает, что при правильном и систематическом использовании таких видов работы у детей возрастает интерес к урокам русского языка, интенсивнее развивается речь, повышается уровень орфографической грамотности.
Дата изменения: 16.12.2016
Дата публикации: 16.12.2016
Все вроде бы правильно. Только у меня ребенок легко и содержательно может справиться с любым творческим заданием (изложение, сочинение и т.п.), но грамотность страдает. В результате по предмету «Развитие речи» выставляются очень низкие оценки. Насколько это справедливо? Не приведет ли это к потере интереса ребенка к литературному творчеству?