Речевая гостиная с родителями средней группы «Играем пальчиками»

Автор: Медведева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории

Речевая гостиная с родителями средней группы «Играем пальчиками»

 

 

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений,

способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

1. Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

2. Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук, общем, и речевом развитии ребёнка.

3. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

4. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Оборудование:

1. Картотека «Пальчиковые игры»

2. «Сухой бассейн» с разными наполнителями: крупа, фасоль, горох,

3. Памятки для родителей.

Содержание

Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня мы хотим предложить вам принять участие в нашей речевой гостиной «Играем пальчиками».

Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве… Предлагаем вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…

Беседа с родителями

Вопросы:

1. Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?

2. Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?

3. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

«Немного теории…»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. Сухомлинский

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются

«пальчиковые игры».

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки

помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики)…

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее

учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Например:

• мизинец – сердце,

• безымянный – печень,

• средний – кишечник,

• указательный – желудок,

• большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на

соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

• способствует овладению навыками мелкой моторики;

• помогает развивать речь;

• повышает работоспособность головного мозга;

• развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

• развивает тактильную чувствительность;

• снимает тревожность.

Игротренинг

Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем…

Моя семья.

(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот,)сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.)

Мальчик-пальчик.

(Пальцы сжаты в кулачок)

– Мальчик-пальчик, Где ты был? (разгибается большой палец)

– С этим братцем в лес ходил, (разгибается указательный)

С этим братцем щи варил, (разгибается средний)

С этим братцем кашу ел, (разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел.(разгибается мизинец)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки).

«Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка — «Теремок».

Эта сказка — «Колобок».

Эта сказка — «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» —

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

Речевая игра «Прогулка в лес».

(чтение чистоговорок). Вы можете и сами придумывать шутливые фразы, типа:

«Да-да-да — в огороде лебеда»,

«Ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,

«Ша-ша-ша — принесли домой ерша»

«Ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»

«Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»

«Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»

«Жу-жу-жу — я на солнышке лежу». И т. д.

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать ушки)
Ворона
У вороны голова, (руки на голове)
ва-ва-ва-ва (4 хлопка)
Клюв и крылья, (руки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги, (руки за спиной, топать)
оги-оги-оги-оги (4 хлопка)

Для чего нужна пальчиковая гимнастика и игры?

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и

последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное весёлое упражнение для развития памяти малыша.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В работе с детьми мы применяем пальчиковые игры с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игры с пробками и горохом; нанизывание бус.

Игротренинг с родителями

Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами.

1.Игровая ситуация «Бусы для кукол»: (используем пробки, киндер – сюрприз …)

2.Игры с пуговицами: (из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, змею, машину …)

3.Игры с палочками: (дом, машину, елочку…)

4.Игры с сыпучими материалами: (насыпаем в емкость горох или фасоль, ребенок запускает туда руки изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

5.Рисование по крупе: (на яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу, проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

6. «Сухой бассейн»: (помещаем горох и бобы, ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы. (дать на ответ родителям)

7. Игры с пробками от бутылок:

Игра «На лыжах» (на указательный и средний пальцы надевают пробки от пластиковых бутылок и«шагают» ими по столу наперегонки)

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли,

Время к обеду — весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

8. Игры – шнуровки( выкладываем на кавролине разные узоры)

Вопрос родителям:

1. Какие мелкие предметы могут быть доступны детям?

2. Как с ними играть? (родители приводят примеры)

Но есть одно правило: ВСЕ ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ ДОЛЖНЫ ПРОИГРЫВАТЬСЯ ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛОГО.

9. Игры с прищепками: (бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха)

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

10. Массаж с колючим шариком.

Мячик мой не отдыхает.

На ладошке он гуляет.

Взад — вперёд его качу.

Вправо — влево — как хочу.

Сверху — левой, снизу — правой

Я его катаю, браво.

11.Массаж зубной щёткой: (на каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца зубной щёткой )

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики — удальчики.

12.Массаж «Фантик»: (мнем фантик, раскатываем на ладошки, пальцами разглаживаем фантик)

13. «Веселые карандаши»: (раскатываем между ладошками)

14. Музыкальные пальчиковые игры.

Все перечисленные развивающие игры широко применяются в играх с детьми

Это –разнообразные шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, дидактические кубы, разнообразные вкладыши, матрёшки, пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики ит.п.

Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?

Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т.к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу шнурования, пристёгивания и т.п. если ребёнок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже– через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны.

Обобщение:

Благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Как проводить занятия дома?

1. Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.

2. Для разминки пусть малыш сжимает и разжимает кулачок, то правой, то левой рукой.

3. После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите малышу как «рассказать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.

4. Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь 1 – 2 в день, Лучше повторите каждую игру 2 – 3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием.

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.

Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Большое спасибо за активное участие!

 

 

Скачать — Речевая гостиная с родителями средней группы «Играем пальчиками»

Автор: Медведева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Детский сад №10»
Месторасположение: Пермский край, г. Губаха, пр. Свердлова, 8в

 

Дата изменения: 23.10.2017
Дата публикации: 23.10.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *