Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе восприятия окружающего мира. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе. Формируется социальный негативизм, когда живое общение с ребенком заменяется стремлением иметь финансовую стабильность.
Период от рождения до 3 лет, который ребенок проводит в семье, по словам профессора Н. М. Щелованова является «золотой порой» сенсорного воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль.
Работая воспитателем в детском саду «Родничок» села Лебедевка, я столкнулась с тем, что дети, поступающие в дошкольное учреждение, не соответствуют уровню возрастного развития по восприятию предметного мира на момент поступления в детский сад, поэтому определилась с темой самообразования: «Сенсорное развитие, как средство ознакомления детей с окружающим миром».
Над темой я работала с ребятами второй младшей и средней группы. Как верно отметил Л. А. Венгер, одной из основных задач возраста является «сенсорное воспитание».
Большое внимание в последнее время уделяет воспитанию в семье и государство. На одном из последних заседаний президиума Госсовета, посвященное политике в области семьи, материнства и детства от 17 февраля 2014 года, президент В. В. Путин сказал: «Государство должно создавать условия для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи и ее общественного престижа, подумать о том, чтобы поднять престиж этой семьи при том понимании, что ответственность за судьбу своих детей, конечно кроме государства, должна нести и сама семья и, наверное, прежде всего сама семья».
Родители упускают из виду, что именно в раннем возрасте закладываются основы интеллектуального развития, воображения, внимание, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять. У ребенка формируется умение выражать мысли словами.
Ребенку все интересно — это тот возраст, когда ребенок задает вопрос, «а почему?». Но дома в большинстве случаев ребенок слышит короткий ответ, который не дает ребенку всестороннего представления о предмете или явлении окружающего его мира. Он не может описать, найти взаимосвязь между отдельными явлениями. Он испытывает «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
В утвержденном федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано: «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий становление сознания; развитие воображение и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Деятельность педагогов и родителей по развитию сенсорного восприятия ребенка должна быть согласованной. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (память, воображение, мышление),что в дальнейшем влияет на успешность обучения в школе.
Педагогические исследования свидетельствуют, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия как процесса отражения предмета или явления через воздействие на органы чувств.
Работая с детьми по общеобразовательной программе МКДОУ «Родничок», в основе которой лежит программа Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», я столкнулась с тем, что необходимо компенсировать существующий пробел сенсорного воспитания, возникающий в раннем возрасте в семье. Проработав массу методической литературы, я определилась с дополнительными парциальными программами (которые в совокупности с общеобразовательной программой «Родничок» помогли мне, в конечном итоге, преодолеть остроту проблемы).
Поставила перед собой цель: Сенсорное развитие, как средство ознакомления детей с окружающим миром.
Учитывая психолого — педагогические возрастные особенности, я определилась с задачами ее достижения:
1. Формировать у детей представление об объектах окружающего
мира, свойствах, отношениях, умение сравнивать, анализировать.
2. Социализировать ребенка в окружающем мире (бережное,
созидательное отношение к окружающему миру через сенсорное воспитание).
3. Совершенствовать физическое развитие (развитие связной речи,
тактильные, обонятельные, вкусовые, звуковые восприятия).
4. Повышать активность родителей в воспитательно —
образовательном процессе по проблеме сенсорного развития.
Определилась с формами организации образовательной деятельности (Приложение 1), разработала перспективное планирование на второй младший, средний возраст (Приложение 2), составила картотеку дидактических игр для развития сенсорных эталонов (Приложение 3)
Знакомя детей с сенсорными эталонами, я постепенно стремилась к тому, чтобы ребенок имел возможность всесторонне исследовать предмет или явление окружающего мира. Ребенок, обследуя предмет самостоятельно мог наблюдать, выделять отдельные признаки предметов, растений, животных, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форму, величину, дать характеристику тактильным ощущениям, запаху, вкусу, звуку), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам, опираясь на сенсорные эталоны:
Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки;
Эталоны формы- геометрические фигуры;
Эталоны величины — метрическая система мер;
Тактильные эталоны восприятия — осязательные ощущения;
Обонятельные эталоны восприятия — запах, обонятельные ощущения;
Вкусовые эталоны восприятия — характеристика вкусовых ощущений;
Эталоны звуков — фонема русского языка, звуко — высотные отношения.
Эти эталоны использовались мной при составлении цикла перспективного планирования. (Приложение 2)
В своей работе я использовала 2 основные формы организации образовательной деятельности с детьми: совместная деятельность, самостоятельная деятельность.(Приложение 1).
Ежедневно, в ходе непосредственно образовательной деятельности я стремилась использовать сенсорные эталоны, знакомя детей с окружающим миром.
Хорошо помню, как например, на рисовании прежде чем нарисовать полянку цветущих одуванчиков, мы сначала любовались разнообразием цветов, ярких красок. Получали общее положительное впечатление от наблюдения, затем я обращала внимание детей на цветущий одуванчик и предлагала показать цветок такого же цвета. Рассматривали форму цветка, величину цветка производя сравнительный анализ, пытались описать запах который ощущали дети приятный — не приятный, мягкий — терпкий. Дети дотрагивались до цветка и описывали свои тактильные ощущения. После совместно проделанной работы, дети легко переносили, увиденное, на свои рисунки. И когда родители Полины и Степы с большой нежностью рассматривали рисунки, дети с удовольствием рассказывали не только о своем рисунке, но и об одуванчиках, которые они видели на прогулке.
Постепенно я стала замечать изменения в рисунках детей, добавилось количество цветов. Если цветы- то яркие, если солнце- то желтое, если трава — то зеленая. Тем самым, дети самостоятельно проводили анализ предметов или явлений окружающей среды и использовали это в своей продуктивной деятельности.
Считаю важным отметить тот факт, что наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой.
Можно отметить интересную закономерность в моей группе: как правило, предлагая поработать с конструктором, первыми откликаются более спокойные дети, но постепенно в процессе работы подтягиваются и самые активные ребятишки. Детям нравится наблюдать за тем, что у них получилось. Конструируя, дети учатся различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у них развиваются познавательные и практические действия.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром я старалась использовать все сенсорные эталоны. Например, знакомя детей со свойствами дерева, мы говорили о том что оно твердое, цвет у деревянных брусочков разный: от белого до темно — коричневого. Это зависит от породы дерева. Дерево может быть гладким, хорошо обработанным. Может быть шершавым, необструганным. На ощупь дерево теплое, приятное. Оно прочное, его трудно сломать. Старые деревянные вещи не пахнут. А новые имеют запах дерева, из которого изготовлены. Дерево не съедобное, мы не будем его пробовать. Таким образом, стараемся исследовать все предметы окружающего мира. Помощником в моей работе стала методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы «Шаг в неизвестность» Т. В. Владимировой, целью которой систематизировать представления детей об окружающем мире.
В ходе непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей, я использовала задания с кругами Эйлера, с помощью которых ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал и представления об окружающем его мире. Одним из таких заданий было: выделение лишнего логического круга. В этом типе задач необходимо исключить круг, описание которого не подходит объекту окружающего мира. Здесь мы использовали накопленный сенсорный опыт. (Приложение 4)
Выполняя задание в котором ребенку необходимо найти объект, подходящий под описание тех кругов, которые имеют общее пересечение (Приложение 4), дети учились вычленять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира с опорой на уже имеющиеся знания сенсорных эталонов.
Природа даёт нам огромные возможности для развития сенсорики, чувств, речи, движений, поэтому работа активно велась на прогулке, на экскурсиях в лесу, на поле, на лугу.
Основной метод обучения на прогулке это наблюдение. Но у маленьких детей наблюдательность, как качество личности, развита очень слабо, поэтому моей задачей было — учить и поддерживать стремление детей замечать изменения в природе и привлекать их внимание к чему-то упущенному, не оставляя это на потом.
На прогулке ребёнок сталкивается с массой отвлекающих моментов: пролетела бабочка, проехала машина и т. д., поэтому, чтобы удержать внимание ребёнка, наблюдения я старалась проводить короткие (5-7 минут), яркие, интересные и содержательные. Этому способствует, во-первых, правильный выбор объекта наблюдения, всплеск положительных эмоций малыша при виде их, во-вторых, образная речь взрослого.
Я всегда использую стихотворные тексты, загадки, пословицы, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивает эстетические чувства.
Большое значение при работе с детьми имеют подвижные игры. Я в своей группе использовала: «Раз, два, три……беги». Например, при изучении понятий «высокий», «низкий», мы определяли с детьми при наблюдениях (дерево высокое и низкое) я объясняла им правила игры, затем говорила: «Раз, два, три — к высокой берёзе беги!», или «Раз, два, три — к низкой берёзе беги!» — такая игра очень нравится детям, она развивает их мышление, сенсорные способности, даёт возможность поупражнять их в беге и создаёт положительный эмоциональный настрой. Для того, чтобы заинтересовать малышей, я иногда брала на прогулку игрушки: куклу, мишку и т. д. Тогда использовала такие игровые упражнения: «Покажи мишке красный, (желтый, зелёный) листочек», «Принеси мишутке один большой и один маленький листочек», «Покажем кукле Кате где растут широкие (узкие) листочки», «Выбери для Кати красный (жёлтый) цветок».
Для того, чтобы дать детям понятие толстый, тонкий я предлагала им поочерёдно обхватить ствол толстого дерева, вдвоём, втроём затем показывала, что тонкий ствол можно обхватить даже одной рукой.
Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с разнообразными деревьями, я обращала их внимание на то, что стволы некоторых — гладкие (липа), а у других (ель) — всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол. Вначале некоторые дети Дима, Ульяна даже боялись подойти близко к дереву. Постепенно боязнь прошла и теперь все дети с удовольствием трогают, рассматривают, обнимают, нюхают исследуемые объекты. (Приложение 6)
На огороде детского сада весной были посажены разнообразные овощи. Мы с детьми сажали крупные семена: бобы, горох, а так же мелкие семена томатов, редиса. Впоследствии ухаживая за посадками, дети учатся определять, нужно ли полить овощи. Я обращала внимание детей на цвет земли, предлагала потрогать её рукой — если она сухая, значит нужно полить овощи. При этом не только закрепляются навыки обследования, но и воспитывается заботливое отношение к растениям.
Неизгладимое впечатление на детей производило участие в сборе урожая. Собранные овощи мы приносили в группу. Здесь мы рассматривали их, уточняли их цвет, форму, пробовали на вкус, выясняли, что морковка —продолговатая, оранжевая, твёрдая, сладкая. Помидор- круглый , бывает красного, зелёного, жёлтого цвета, мягче, чем морковь. Дети учились таким приёмам обследования, как — потрогать, надавить, понюхать и т. д., обогащается их сенсорный опыт, а также речь. После знакомства с овощами с детьми проводилась игра » Чудесный мешочек«. Овощи складывались в непрозрачный мешочек, дети должны были достать с закрытыми глазами морковь, лук или помидор. После того, как ребёнок доставал овощ, уточняли с детьми, что это именно: лук или морковь. Эта игра очень нравится детям. Она расширяет представления об овощах, а также развивает речь.
Я учила детей различать не только цвет, форму и размер предметов, но и знакомила их с запахами. Для этого я приносила в группу несколько овощей и фруктов, предлагала рассмотреть их, правильно назвать, затем их разрезала и давала детям понюхать. Они вспоминали, а некоторые узнавали как пахнет тот или иной фрукт или овощ. После этого проводилась игра «Отгадай, что на тарелке». Ребёнок с закрытыми глазами определял по запаху что перед ним. Почти все дети справились с этим заданием безошибочно.
Эти сенсорные качества пригодятся им в течение всей жизни.
В процессе работы, понимая что ведущей деятельностью является — игра, мной была разработана картотека дидактических игр направленных на развитие сенсорных эталонов (Приложение 3).
В своей работе я использовала все дидактические игры, но особенно хочется отметить дидактические игры, целью которых стало развитие эталонов звука. Я открыла для детей особый мир звуков окружающего их мира, сделала их привлекательными и значимым, говорящими о чем — то важном. В этих играх дети учились различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей. Игра «Кто, что услышит?»: ставила перед детьми ширму и звенела в колокольчик, стучала в барабан, бубен, играла на дудочке.
На прогулке мы слушали щебет птиц, чирикание воробья, карканье вороны, мяуканье кошки. Дети с удовольствием запоминали, а потом и узнавали эти звуки. Игра «Отгадай, что звучит» проводилась и по-другому (с использованием природных материалов). Дети узнавали звук переливающейся воды, шорох листьев, стук шишек друг о друга, стук камешков, всплеск воды при падении предмета. Звуковое восприятие, как и все сенсорное развитие является важной составляющей при ознакомлении детей с окружающим миром.
Подводя промежуточный итог в своей работе я организовала и провела музыкальный конкурс между семьями воспитанников, который прошел с большим успехом, дети, используя приобретенные знания об объектах окружающего мира умело их использовали, описывая музыкальные предметы, не называя их. Зрители угадывали тот инструмент, который описывал ребенок. В этом конкурсе одним из заданий было угадать мелодию, и дети легко справлялись с заданием, так как в течение всего времени мы вели работу над звуковым восприятием.
Очень интересной и увлекательной получилась викторина «Кулинарный поединок», в которой дети должны были собрать и приготовить салаты: фруктовый и овощной. Дети, на ощупь, из волшебного мешочка доставали: одна команда — овощи, а вторая —фрукты, каждый участник давал описательную характеристику с опорой на сенсорные эталоны.
Наблюдая за играми детей в самостоятельной деятельности, я ненавязчиво побуждала их к выполнению действий с игрушками и предметами, способствующими развитию ощущений и восприятий: разбору и сбору пирамидок, матрешек, чашечек — вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т. д. по мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребенка становится шире. Чтобы сказать, тяжелый или легкий данный предмет, надо знать, какова примерная тяжесть других предметов такой же величины (деревянных, металлических, пластмассовых). Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: «Давай польем песок: он будет сырой, и мы из него будем строить куличики», «Не поднимай это ведро: в нем песок, он очень тяжелый». Таким образом, я последовательно развивала ощущения и восприятия детей, используя окружающую обстановку.
Заостряла внимание воспитанников на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое. Практическим путем познакомила и со свойствами снега (воды).
Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость, мягкость, хрупкость, пластичность.
Заворачивая куклу в мягкую ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Я не требовала обязательно от детей словесных объяснений, комментариев по поводу тех или иных сенсорных качеств. Важным является предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации их практической деятельности при ознакомлении с окружающим миром.
Чтобы дети в самостоятельной деятельности могли столкнуться с каждым из сенсорных эталонов, мной была организована предметно-развивающая среда «Уголок природы» В нем были собраны, совместно с родителями, разнообразные природные материалы: вода, песок и яркие красочные наборы для игры и экспериментирования с песком и водой, различные шишки, желуди, ракушки. Также там представлено оборудование для проведения простейших опытов: губки, воронки, ёмкости для переливания воды и песка, фартучки для детей.
В уголке природы имеется коллекция камней. Они разнообразны по форме, цвету, размеру, поверхности. Здесь дети выполняют следующие задания: «Выбери самый большой (маленький) камушек», «Найди самый гладкий, шероховатый». Выбирая природные материалы, в первую очередь я заботилась о безопасности детей.
Я часто участвую в конкурсах, организованных в рамках нашего детского сада «Родничок». Участвуя в конкурсе по оформлению предметно — развивающей среды по годовой задаче здоровосбережения, я оформила«Сенсорный уголок«,в котором было собрано много материала на развитие тактильных ощущений, развитие крупной и мелкой моторики. Я использовала различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.
Я обратилась к родителям с просьбой сделать своими руками сенсорные коврики для ног, на что родители с удовольствием откликнулись. После дневного сна дети ходили по «Сенсорной тропе», тем самым мы развивали не только тактильные ощущения, но и координацию движений и профилактику плоскостопия. Оформив уголок совместно с родителями я не только получила первое место в конкурсе, но и создала комфортные условия для сенсорного развития детей.
В ходе работы появилась возможность поделиться опытом с коллегами на районной педагогической конференции «Педагогический поиск — 2013» по проблеме «Социально — личностное развитие дошкольников». Тема моего доклада: «Роль тактильных ощущений в социально — личностном развитии ребенка». Тема доклада оказалась актуальной, поэтому я смогла опубликовать материал на сайте «Межшкольного методического центра в рубрике «Адреса педагогического опыта».
Сама очень люблю шить и в детском саду пригодилось мое увлечение. В «Уголок ряженья» я сшила девочкам юбки разного цвета и косынки, а мальчикам разноцветные пилотки. Решая задачу активизации речевого общения для театрализации я сшила костюмы для героев сказок. Дети очень любят наряжаться, тем самым мы решаем несколько задач, в том числе и задачу сенсорного развития. Идет работа с цветом, размером, тактильными ощущениями, так как структура ткани различна (шерсть, мех, шелк, кожа, бархат).Это является важной ступенью при ознакомлении детей с окружающим миром.
В процессе работы стала очевидной необходимость подключения родителей к совместной активной деятельности. С целью выявления уровня осведомленности родителей в вопросах сенсорного развития детей возникла необходимость проведения анкетирования «Сенсорное развитие». По итогам анализа анкет было проведено родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику». Была оформлена выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. На стенде для родителей размещала информацию по сенсорному воспитанию, например, «Играем дома». В свободное от работы время родители помогали мне в изготовлении развивающих и дидактических игр для детей.
Педагогический коллектив, со сложившейся в МКДОУ традицией взаимоучастия по самообразованию, помогал в сборе методической литературы, электронного материала. Я в свою очередь провела консультацию «Сенсорное воспитание дошкольников». Пригласила на целевую прогулку «Особенности хвойных растений в зимний период» (наблюдение). Составленную картотеку дидактических игр для развития сенсорных эталонов, (Приложение 3) предложила для работы коллегам.
Педагогическое наблюдение детей по сенсорному развитию
В конце учебного года в средней группе, по аналогии со второй младшей мною были проведены педагогические наблюдения детей по установлению уровня сенсорного развития по следующим позициям: (Приложение 5)
1. Узнавание цвета, группировка предметов по признаку цвета.
2. Подбор по образцу основных геометрических фигур.
3. Сравнение по величине двух предметов.
4. Способен самостоятельно узнавать предмет на ощупь.
5. Проявляет умение различать запахи.
6. Способен дать описание вкусовых ощущений.
7. С участием относится к восприятию звуков.
Педагогическое наблюдение разработано на основе методик Скоролуповой О.А.,Соломенниковой О.А.,Вераксы Н.Е. По обработанным результатам прослеживается положительная динамика по всем позициям.
Я думаю, что моя работа по данной теме была успешной.
Выше изложенная работа дала следующие результаты: у детей хорошо развиты сенсорные способности, в соответствии с возрастными особенностями. Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия, делятся осязательными ощущениями, могут дать характеристику вкусовым ощущениям, хорошо ориентируются в звуковом восприятии, тем самым стали лучше ориентироваться в окружающем их мире.
Хочется отметить, что значительно обогатился словарный запас детей. Наблюдения показали, что более 70% детей в группе стали более общительными.
Использование комплекса подвижных игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук способствовало физическому развитию детей. Прослеживается улучшение координации движений, умение правильно держать ложку, карандаш. Мелкая моторика сказалась на эффективной работе в лепке и в другой продуктивной деятельности.
Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в старших группах детского сада. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего и среднего дошкольного возраста является основой социализации детей в окружающем мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
3. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность. Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.
4. .Захарова О. Волшебная сенсорная комната.// Дошкольное воспитание, 2010, № 12
5. Згурская Л. Знакомство с явлениями и объектами неживой природы. // Дошкольное воспитание, 2004, № 7
6. Морозова О., Тихеева Е. И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание. //Дошкольное воспитание,1993,№ 5
7. Петрова И.В. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста.
8. Поддьякова Н.Н., Аванесовой В. Н., «Сенсорное воспитание в детском саду»
9. Подборка журналов — Дошкольное воспитание.
10. Информация сайта Дошколёнок.ru.
11. Информация из социальной сети работников образования nsportal.ru.
Автор: Лебедева Анна Владимировна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МКДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: Новосибирская область, Искитимский район, с. Лебедевка
Дата изменения: 29.01.2015
Дата публикации: 29.01.2015