Тема: Числовые и буквенные выражения.
Цели урока:
1. Учебная — обучение приемам составления числовых и буквенных выражений, решение с их помощью примеров и задач.
2. Воспитательная — развитие познавательного интереса.
3. Развивающая — развитие логического мышления, расширение кругозора.
Оборудование: Учебник авторов Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др., дидактические материалы по математике авт. А. С. Чесноков, К. И. Нешков, линейка.
План урока:
I. Организационный момент. Сообщается тема урока. Формулируются цели и задачи урока.
II. Повторение прошедшей темы.
1. Проверка теоретического материала.
2.Проверка домашних упражнений.
3. Анализ домашних упражнений, краткий разбор, выводы.
III. Изложение нового материала:
1. Значение буквы. Смысл выражения. Примеры.
2. Составление числовых и буквенных выражений, вычисление их значений:
а) совместное решение задач № 307(а) из учебника;
б) самостоятельное решение задачи № 306 из учебника.
3. Буквенные выражения на цену товаров:
а) совместное решение задачи № 310(а, б) из учебника;
б) самостоятельное решение задачи № 310(в).
4. Буквенные выражения на треугольники и прямоугольники:
а) совместное решение задачи из дополнительного материала № 45 ;
б) самостоятельное решение задачи № 312 из учебника.
5. Устный счет6: № 315 из учебника.
6. Решение различных задач на составление буквенных выражений:
а) совместное решение задачи из дидактического материала;
б) самостоятельное решение задач из дидактического материала.
7. Вопросы на закрепление темы.
IV.Подведение итогов:
1. Рефлексия учебной деятельности.
2. Выводы об усвоении материала, основные ошибки.
3. Оценивание знаний учащихся.
4. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщается тема урока. Формулируются цели и задачи урока.
II. Повторение прошедшей темы.
1.Вопросы: а) Какие выражения называются числовыми, а какие — буквенными?
б) Написать на доске числовое выражение.
в) Написать на доске буквенное выражение.
2.Проверка домашних упражнений, анализ.
Четверо учащихся показывают на доске домашние задания: 1-й: № 330(а,б), 2-й: № 330(в,г), 3-й: № 331(а,б), 4-й: :№ 331(в,г). Остальные учащиеся на местах проверяют правильность выполнения заданий. К каждому вышедшему к доске учащемуся задаются вопросы по заданию:
а) Почему выражение называется числовым или буквенным?
б) Как называется тот или иной член выражения?
Совместно поверяется задача № 332. Делается краткий анализ домашним заданиям.
III.Изложение нового материала:
1. Пример: 1 кг яблока стоит а рублей, 1 кг груши стоит b рублей. Какой смысл имеет выражение а- b? Учитель поясняет. 4а+5 b? Учитель спрашивает у класса. Услышав любой ответ, учитель поясняет. Какое значение имеет выражение при значениях букв: а=50, b=60? Учащиеся вычисляют и говорят ответы.
2. а) Одному мальчику а лет, другой на b лет старше. Написать выражение: сколько лет другому мальчику?. Решить при а=14, b=3.
б)Решить самостоятельно: Одному мальчику х лет, другой на 5 лет старше. Написать выражение: сколько лет другому мальчику? Решить при х=12.
3. Футболка стоит а рублей, трусы стоят b рублей. Какой смысл имеют выражения: а+ b? а- b? Самостоятельно: 2000-( а+ b)?
4. а)Периметр треугольника 40 см, одна сторона х см, другая —
у см. Написать выражение: найти третью сторону и решить при
х=12, у=15;
б)Самостоятельно: В треугольнике АВС АВ=13, ВС=с, АС=d. Составить выражение :найти периметр и решить при с=10, d=8.
5. Устный счет а)72:8+51:15*9+14 б) 56:7*5-13:9+17
в) 63:9+33:8*13-25 г) 54:6*7+17:10-8
6. а) В прямоугольнике ширина а см, длина на 5 см длиннее. Составить выражение: найти периметр и решить при а=8 см;
б) Периметр прямоугольника 60 см, ширина а см. Составить выражение: найти длину прямоугольника и решить при а=12 см.
7. Закрепление. а) Чем отличаются числовые и буквенные выражения?
б)При всех ли значениях букв выполняются буквенные выражения?
в) Что такое значение выражения?
Учитель ходе всего урока контролирует ход выполнения заданий: даёт советы, создает проблемные ситуации, отмечает ошибки, добивается правильного выполнения заданий. Отмечает правильно выполненные задания.
IV. Подведение итогов.
Рефлекция учебной деятельности:
Ребята, что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось и что не понравилось на уроке? Какие задания вам показались особенно трудными? Как вы себя оцениваете на уроке?
Краткие итоги:
Коротко закрепляется теоретический материал урока. Сообщается, что было целью этого урока, что было достигнуто, как учащиеся справились с заданиями, как усвоили материал, какие были трудности, ошибки и что необходимо учесть в будущем. Отмечаются фамилии особо отличившихся учащихся, выставляются оценки учащимся.
Задаётся домашнее задание: № 333, № 334, 335(в,г) из учебника.
Автор: Валиев Гафур Вафирович
Должность: учитель математики и физики
Место работы: МБОУ СОШ села Макарово Ишимбайского района Республики Башкортостан
Месторасположение: село Макарово, Ишимбайский район, Республика Башкортостан
Дата изменения: 09.01.2015
Дата публикации: 09.01.2015