Воспитание правильного произношения играми в ДОУ

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков, ребенок к шести годам овладевает всеми звуками языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове.

В подготовительной к школе группе продолжается работа по звукопроизношению, развитию фонематического слуха и звукового анализа речи. У детей вырабатывается четкое произношение всех звуков в различных сочетаниях, уделяют большое внимание интонационной выразительности речи.

Само название группы — подготовительная, говорит о том, что главная задача на данном этапе — помочь детям подготовить к обучению грамоте. Для этого воспитатель должен иметь представления о том, как оно проводится в школе. Обучение в школе ведется аналитико- синтетическим методом, который включает два процесса: звуковой анализ (разложение слов наслоги и звуки) и синтез звуковых элементов (соединение их в слоги и слова).

Основными задачами подготовительного периода являются практическое ознакомление детей с предложениями, развитие умения выделять в простых предложениях (без предлогов и союзов) слова, делить слова на слоги, слоги на звуки и соединять звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения.

Эта работа развивает у детей чувство языка, воспитывает интересное к языковым явлениям. Дети сами начинают играть в «звуки» и «слова».

Материал дан в форме игр:

1. Игры на выделение слов из предложений и составление предложений из отдельных слов (анализ и синтез предложений). Они дают детям практическое представление о том, что речь состоит из отдельных слов и предложений, а также помогают усвоить эти грамматические понятия- «предложение» и «слово».

2. Игры на развитие умения делитьслова на части и составлять из частей слова (слоговой анализ и синтез слов). Эти игры учат делить слова на слоги.

3. Игры на развитие звукового (фонематического) анализа слов. Под фонематическим анализом слов подразумевается умение ребенка осознавать, из каких звуков состоит слово и в какой последовательности они расположены в слове. Эти игры помогают научить детей выделять любой нужный звук из слова и определять его место в слове (начало, середина, конец).

Развитие умения делить предложение на слова и составлять предложение. Анализ и синтез предложений

Цель: дать детям практическое представление о том, что предложение состоит из слов.

Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Краткое описание: воспитатель говорит детям, что он будет читать стихотворение, в котором пропущены накоторые слова. Эти слова надо назвать детям. Воспитатель просит слушать внимательно, не ошибаться.

Очень, очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе позвал…

Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый …

Пирог, ножи и вилки тут

Но что- то гости не….

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек не…

Последнее слово дети договаривают хором. Когда они усвоят задание, можно взять новые стихи (хорошо рифмующиеся), играющие по очереди должны дополнить строчку рифмующимися словами.

Игра «Кто лучше»

Воспитатель показывает детям две картинки, на которых изображен лес и ягоды и говорит: «Послушайте, какое предложение я придумаю по этим картинкам: «В лесу растут ягоды ». затем добавляет еще одну, на которой нарисованы дети. И продолжает: «Дети в лесу собирают ягоды». Показывает еще 2-3 картинки и предлагает детям самим придумать по ним предложение, сравнивая, чье лучше.

Повторяя игру, можно каждому ребенку дать 2-3 предметные картинки и попросить составить по ним предложение. Тем самым, увеличивая и количество слов в предложении.

Развитие умения делить слова на части и составлять из частей слова (слоговой анализ и синтез слов)

Цель: дать детям практическое представление о том, что слово состоит из частей.

Игра «Телеграф»

Воспитатель говорит, что сейчас мы будем телеграфистами. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по «телеграфу в другой город», т.е. отстукивать. Воспитатель называет слово, сопровождая его хлопками (количество хлопков соответствует количеству слогов); дети повторяют то же самое.

Первые слова воспитатель произносит по слогам, показывая. Как сопровождает их хлопками.

Игра «Закончи слово»

Дети становятся в полукруг. Воспитатель с мячом стоит в центре полукруга и говорит: «дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец»

(Кош- ка, каран- даш, кос-мос и т. д.).

Игра «Угадай слово»

Дети сидят за столами воспитатель говорит: «Сечас мы с вами будем отгадывать слова. Я передам вам их по телеграфу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Он отстукивает два раза, а вызванный ребенок называет любое двухсложное слово, какое мог бы передать воспитатель. Если же он затрудняется ответить, воспитатель отстукивает еще раз, и произносит начало слова.

Игра «Составь слово»

Прочитав стихотворение «Петя и слова», воспитатель говорит детям: «Мы узнали, что слова состоят из частей.скажите, какое составил слово и из каких частей».

Вот с какими он словами

Прибежал однажды к маме:

— Если руки мыли вы,

Если руки моем мы,

Если руки моешь ты,

Значит руки вы- мы —ты!

Развитие уиения выделять звук из слова (фонематический анализ слова)

Цель: научить детей выделять любой звук из слова и определять его место в слове (начало, середина, конец)

Игра «Кто внимательный»

Воспитатель подбирает картинки, половина и которых начинается со звука [c]. Дети называют слова, затем подбирают слова, начинающиеся со звука [c].

Называя слова, воспитатель четко выделяет звук.

Так же воспитатель подбирает картинки, чтобы звук был в середине, в конце.

Игра «Эхо»

Воспитатель читает детям стихотворение «Эхо». После чтения, он говорит: «Я вам прочитаю это стихотворение еще раз, а вы подумайте и скажите, какие слова называло эхо»

— Ты скажи

Ответь нам, эхо,

Но серьезно,

Но без смеха:

Что рыбак в реке ловил?

— Ил!

— Ил!

— Ил!!!

Оставь эту шутку!

— Утку!

— Утку!

— Утку!!!

— Эхо!

Путаешь ты что-то!

— То-то!

— То-то!

— То-то!!!

Ты ответь нам точно. Складно

— Ладно!

— Ладно!

— Ладно!!!

Что поймал в реке рыбак?

— Бак!

— Бак!

— Бак!!!

— ах ты , эхо, эхо, эхл

Говорить с тобой потеха!!!

После повторного чтения, дети называют эти слова. Воспитатель спрашивает, как они получились, и вместе с детьми разбирает пары слов :ловилд-ил, шутку- утку,что-то —то-то, складно- ладно, рыбак- бак. Выясняя, в каких словах звуки пропущены.

Автор: Горячкина Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ «ЦРР- детский сад «Солнышко»
Месторасположение: п. Агинское, Забайкальский край

Дата изменения: 24.10.2014
Дата публикации: 24.10.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *