Цель: формирование представлений детей о посадке и росте растений.
Задачи:
1. обучающие:
- способствовать формированию умения практического посева семян,
- познакомить с необходимыми условиями для их роста ( влага, свет, тепло, почва),
- формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
2. развивающие:
- способствовать развитию познавательной активности детей,
- содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности,
- способствовать развитию понимания текста загадок,
- способствовать развитию мелкой моторики рук.
3. воспитывающие:
- продемонстрировать бережное отношение к объектам живой природы,
- поощрять проявления взаимопомощи при проведении совместной деятельности,
- организовать обсуждение детей при проведении исследовательской деятельности,
- продемонстрировать культуру поведения при обсуждении : не перебивать говорящего, слушать товарища.
Предварительная работа:
- посадка овощей в группе ( горох, огурцы, укроп, лук, помидоры, фасоль),
- оформление мини- огорода на подоконнике,
- создание коллекции семян овощей, рассматривание,
- создание выставки совместных с родителями рисунков «Мой огород»,
- чтение стихов и загадок об овощах,
- проведение сюжетно- ролевой игры «Овощной магазин»,
- внесение в игровую зону дидактических игр по теме « Овощи»,
- разучивание ритмо- речевой игры «Огород».
Методы и приемы:
- сюрпризный момент ( появление куклы Маши),
- наглядный ( рассматривание растений в огороде на подоконнике, карточек последовательности посадки семян, стадий роста растений с ИКТ),
- практическая деятельность ( сортировка семян, посадка в землю)
- игровой ( ритмо-речевая игра «Огород»),
- словесный ( вопросы к детям, поощрения, объяснения).
Материалы и оборудование:
— ноутбук, магнитный мольберт, столы, лейки, пластиковые стаканчики с землей по два на каждого ребенка, один контейнер со смесью семян на каждого ребенка, два пустых контейнера на каждого ребенка, салфетка для каждого ребенка, ободки с изображением овощей для каждого ребенка, кепка «шофера».
— кукла Маша ( из мультфильма «Маша и Медведь»), карточки последовательности роста огурца, миска со смесью семян огурца и гороха для рассматривания, оформленный огород на подоконнике.
Огород на подоконнике
Ход занятия
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребятки, кажется, кто то стучит к нам в дверь! Если вы не против, я посмотрю.
Воспитатель выходит за дверь и возвращается с куклой Машей ( из м/ф «Маша и Медведь»).
Воспитатель: Ребятки, посмотрите кто к нам пришёл! ( ответы детей) Правильно, это Маша. А вам интересно узнать зачем она к нам пришла? ( ответы детей).
Маша( за неё говорит вос-ль): Здравствуйте девочки и мальчики! Я пришла к вам в садик потому, что узнала, что у вас в группе есть чудесный огород на окне. М ы с мишкой то же хотим у себя в лесу посадить весной огород, но как это делать не знаем. Может вы меня научите? ( ответы детей). Спасибо, а я научу Мишку.
Воспитатель: Ребятки, а может мы сначала покажем Маше наш огород на подоконнике? А кто хочет рассказать Маше о растениях в нашем огороде? ( ответы детей). Молодцы, ребятки! А тебе Маша понравились наши лук, горох, огурцы, помидоры и укроп?
Маша: очень понравились! А хотите, я загадаю вам загадки про овощи?
Летом — в огороде,
Свежие зелёные,
А зимою — в бочке,
Жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?…
Огурцы
Молодцы! Воспитатель с Машей прикрепляет на мольберт картинку с изображением огурца.
Заглянула в огород
Поглядеть, как Он растёт.
А Он спрятался в стручок,
Вытянутый сундучок!
Я Его люблю покушать,
Про него рассказ послушать.
В супе тоже Он неплох,
А зовут Его … (Горох)
Воспитатель с Машей прикрепляет картинку с изображением гороха.
Воспитатель: Ребятки, а у меня для вас есть сюрприз. Я приготовила фильм о том, как растут огурец и горох? А как вы думаете, Маше интересно будет посмотреть его с нами? ( ответы детей) . Тогда приглашайте её!
Воспитатель берёт стул и садится у стола с ноутбуком. Дети располагаются рядом по своему усмотрению (на полу или берут стульчики).
Рассматривание стадий роста гороха и огурца с использованием ИКТ.
Воспитатель: Семечко, попав в землю, начинает набухать и прорастать. Появляется корешок. Затем на поверхности почвы появляется маленький росток. Чтоб он рос и развивался, ему необходимы некоторые условия. Ребятки, как вы думаете, что де необходимо растению для роста? (ответы детей). Молодцы, конечно же земля, вода, свет и тепло. А как мы можем помочь растению вырасти сильным? (ответы детей). Да, мы можем рыхлить почву, поливать его, защищать от холода. После этого растение будет быстро расти, у него появятся цветы, а из цветов плоды.
Когда воспитатель договаривает, Маша «случайно» роняет карточки, лежащие у ноутбука.
Воспитатель: Ой, Маша, что же ты наделала?
Маша: Извините, я случайно. А что я уронила?
Воспитатель: Маша, у нас тут лежали карточки со стадиями роста и созревания огурца. А теперь они все перепутались. Что же делать?
Маша: я помогу разложить правильно!
«Маша» выставляет на мольберте карточки в хаотичном порядке.
Воспитатель: Ребятки, а вам не кажется ,что Маша что то напутала? Может кто то хочет помочь Маше и разложить карточки по порядку? ( дети расставляют карточки по стадиям развития огурца).
Маша: Вот вы какие молодцы! Теперь я запомнила, что сначала семечко, потом росток …( проговаривает с детьми все стадии по карточкам).Мне не терпится научиться садить семена в землю. Я даже принесла их с собой.( показывает мешочек с семенами). Но в моем мешочке перепутались семена огурца и гороха. Как же быть? ( выслушивает ответы и предложения детей). Вы правы, конечно же необходимо отделить семена друг от друга.
Воспитатель: А как вы, ребятки , считаете, Маша одна справится с такой задачей? (ответы детей) Я очень рада, что вы хотите её помочь! Я вижу на наших столах контейнеры с перемешанными семенами, как раз их мы и можем отделить. Если хотите, можете выбрать семена гороха, а можете и семена огурца.
Во время работы воспитатель предлагает детям сравнить семена огурца и гороха, назвать их различия. Кукла Маша в это время сидит на столе рядом с детьми. Делают выводы.
Воспитатель: Ребята, а у Маши еще что то есть. Смотрите, это карточки- инструкции посадки семян.
Рассматривание схемы последовательности семян( карточки).
Воспитатель: Как вы думаете, что здесь изображено) Правильно, это стаканчик с землей, куда мы будем сажать горох и огурец. Для того, чтоб посадить, нам надо сделать углубление в земле. Это углубление называется лунка. А кто догадается, как мы его можем сделать? ( ответы детей) Молодцы! Мы его сделаем пальцем. Затем опустим горошинку или смечко огурца и присыплем землей. А что же еще необходимо сделать? Конечно полить водой.
А теперь представьте, что вы те самые горошинки, которые мы будем садить…
Психогимнастика
Посадили горошинку в землю (присели).
Солнышко стало пригревать и горошинкам стало любопытно: кто их ласкает?
Осторожно, тихонько потянули свои росточки и проклюнулись из- под земли( встали).
Понравилось им солнышко, а тут и дождик полил. Стали росточки расти и силу набирать. ( Руки вверх).
Воспитатель: А теперь давайте научим Машу, как садить семена. У нас на столах есть стаканчики с землей, мы отделили семена огурца от гороха, и теперь можем смело приступать к посадке.
Дети разбирают стаканчики с землей и располагаются вокруг столов. Воспитатель с детьми проговаривает правила безопасности при посадке. Затем дети с воспитателем приступают к посадке. Кукла Маша находится радом на столе.
Воспитатель: Ребятки, справились мы с работой? Все у нас получилось?( ответы детей).
А я что то устала, пока работала. Мне очень хочется поиграть в «Огородный хоровод» . А вам?
Проводится ритмо- речевая игра «Огородный хоровод».
Воспитатель: Машенька, тебе понравилось у нас? Научили мы тебя садить семена? ( воспитатель отвечает за Машу).
Вот какие мы с вами молодцы, ребятки! Выручили Машу с Мишкой! Маше все понравилось. А что вам сегодня понравилось( ответы детей). Чем мы сегодня занимались? Что сажали? А что необходимо для роста растений? А настроение у вас какое? Замечательно! Если вы не против , я провожу Машу до дверей. Попрощайтесь с ней, ей пора возвращаться к Мишке.
Скачать — Занятие по экологии во 2 младшей группе «Огород на подоконнике»
Автор: Мельникова Ульяна Романовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ детский сад «Радуга»
Месторасположение: ст. Просница , Кирово-Чепецкий район, Кировская область
Дата изменения: 06.02.2019
Дата публикации: 06.02.2019