Занятия психолога. Программа 8 вида. План-конспект коррекционно-развивающего занятия «Геометрические фигуры».

План-конспект
коррекционно-развивающего занятия с презентацией
для учащихся, обучающихся по программе 8 вида

Тема: «Геометрические фигуры»
Цели:
1. Развитие и коррекция познавательной сферы учащихся с ОВЗ на геометрическом материале.
2. Познакомить педагогов с возможностями использования психологических методов для решения педагогических задач.

Задачи:
1. Развивать высшие психические функции учащихся (восприятие, внимание, память, мышление).
2. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
3. Развивать произвольность деятельности.
4. Формировать адекватную самооценку.
5. Развивать речь.
6. Закрепить с учащимися способы управления своим состоянием в процессе обучения (гармонизация работы мозга, настрой на работу, активизация внимания, снятие напряжения с глаз, активизация зрительного восприятия, активизация слухового восприятия и др.)

Оборудование:
— Индивидуальные бланки с заданиями.
— Мяч.
— Карандаши, фломастеры (зелёный, красный).
— Изображение ленивой восьмёрки
— Набор геометрических фигур
— Изображение двух пересекающихся окружностей
— Ноутбук
— Компьютерная программа Effecton Studio
— Мелодия песни «От улыбки»
— Мешок с геометрическими фигурами
— Презентация к занятию
— Полоски из цветной бумаги

Ход занятия
Звучит мелодия песни «От улыбки»

1. Приветствие 2 мин.
— Ребята, что за мелодия звучала? Как называется песня на эту музыку? О чём эта песня? (об улыбке: «от улыбки станет всем теплей», «поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся») Согласны с этими словами? Тогда давайте поздороваемся друг с другом не только с помощью мячика, но и с улыбкой.

2. Настрой на работу 4 мин.
— Сегодня мы будем выполнять задания, которые потребуют от нас быть активными, сообразительными, внимательными, поэтому чтобы настроиться на работу, давайте выполним следующие упражнения:
— «Думательный колпак» («Обезьянка») — стимуляция состояния слухового канала, профилактика гриппа.
Выполняется стоя или сидя.

Берем оба уха руками таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные спереди.
Мягко массируем край уха сверху вниз, чуть выворачивая назад (в сторону затылка). Затем разминаем мочку уха.
Повторить 4 раза.

— упражнение «Ленивая восьмёрка» — развитие межполушарного взаимодействия, улучшение взаимодействия «рука — глаз».
Выполняется сидя, стоя.

1. Рука вытягивается вперед и чуть сгибается в локте. Пальцы сжимаются в кулак, большой выпрямляется. Прямо перед собой этой рукой в воздухе рисуется знак «бесконечность». Он похож на цифру восемь, лежащую на боку. Глазами мы следим за вытянутым большим пальцем (на него можно приклеить полоску цветной бумаги). То есть глаза так же вслед за рукой «рисуют» восьмерку, лежащую на боку. Делаем 4 восьмерки одной рукой.
2. То же самое другой рукой.
3. Дальше обе руки вытягиваются вперед, пальцы обеих рук перекрещиваются между собой, большие пальцы подняты. Снова 4 раза рисуем ленивую восьмерку и следим глазами за пальцами.
— «Кулак — ребро — ладонь» — тренировка координации, подстройка.

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Теперь мы готовы и справимся со всеми заданиями. Я прошу вас быть очень внимательными, т. к. в конце занятия будут заданы вопросы, ответить на которые сможет самый внимательный из вас.

3. Упражнение «Найди фигуру» 3 мин.
— Давайте поиграем. Я буду показывать вам геометрическую фигуру, а вы постараетесь, не глядя, найти такую же фигуру в мешке. Как вы будете искать нужную фигуру? На что надо обращать внимание? (на форму, на размер) А какие признаки мы не сможем определить? Учащиеся выполняют задание по очереди.

4. Упражнение «Найди похожую фигуру» 3 мин.
— Мы видим, что каждая фигура имеет следующие признаки: форма, размер, цвет. Одна фигура может отличаться от другой по одному, по двум, по трём признакам.
— Посмотрите на эту фигуру и выберите фигуру, которая отличалась бы по какому- либо одному признаку, по двум признакам, по трём признакам. Назовите эти признаки.
— Посмотрите на эту фигуру и выберите фигуру, которая была бы похожа на неё по какому- либо одному признаку, по двум признакам, по трём признакам. Назовите эти признаки.

5. Упражнение «Классификация геометрических фигур» 8 мин.
— Перед вами геометрические фигуры и две пересекающиеся окружности, т.е. у этих окружностей есть общая часть. В красную окружность нужно положить красные фигуры, в синюю окружность положите треугольники. Для начала давайте определимся, какие фигуры на понадобятся… Мы оставили красные фигуры и треугольники. (Психолог оставшиеся фигуры показывает по одной, а дети раскладывают их в соответствии с инструкцией (сначала разбираются 3 простых варианта)…Психолог показывает красный квадрат. Куда мы должны положить его? (напомнить инструкцию) Следующее задание: в красную окружность положить маленькие фигуры, в синюю окружность положить круги. (Выполняет один из детей с комментариями)… Следующее задание: в красную окружность положить красные квадраты, в синюю — жёлтые круги. Что получилось? (общая часть пустая, т. е. общих признаков нет)

Раздать бланки с индивидуальными заданиями.

6. Упражнение «Калейдоскоп» (на компьютере) 2 мин. — обратить внимание на название!
— сосчитать количество фигур: (учащиеся считают заданные фигуры и записывают результат) — все считают фигуры по одному и тому же признаку:
— Круги (20)
— Квадраты (20) — обратить внимание на количество!
— Треугольники (10)
— Многоугольники (10)
— Оранжевые фигуры (15)
— Зелёные фигуры (13)
— Синие фигуры (18)
— Жёлтые фигуры (14)
— Без ошибок (ближе всех к правильному ответу) задание выполнили…
Сразу — Комфорт: 5. Расслабление мышц

7. Физкультминутка 4 мин.
— Упражнения для глаз: расслабление мышц (на компьютере или на плакате — стоя)
— Перекрёстные шаги — включение обоих полушарий, активизация, включение в работу.
Упражнение выполняется стоя или сидя.
Локтем левой руки нужно тянуться к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, потом локтем правой руки тянуться к поднимающемуся навстречу колену левой ноги.

7. Индивидуальная работа (на бланках, по вариантам) 5 мин.
Подписать листы!
— самостоятельная работа (зелёным цветом)
— самопроверка (дети, опираясь на образец на экране, сами проверяют свои работы, исправляют красным цветом)

8. Упражнение «Рисование на спине» 4 мин.
Дети встают друг за другом (или сидя). 1. Последнему ребёнку психолог показывает геометрическую фигуру, которую надо нарисовать на спине у впереди стоящего и т. д.
На спине у последнего ребёнка психолог рисует симметричное изображение (цветок, снежинка)

9. Упражнение «Рисование двумя руками» 2 мин.
— межполушарное взаимодействие.
Тот, кто стоит впереди, должен нарисовать на доске двумя маркерами то изображение, которое он почувствовал.

10. Упражнение «Ладушки» 3 мин.
— развитие связей между полушариями. Массаж сенсомоторной зоны головного мозга, улучшение нервно-мышечной координации, улучшение невербального межличностного взаимодействия.
Дети выполняют упражнение по парам, постепенно увеличивая темп.

11. Рефлексия 2 мин.
— Наше занятие заканчивается и пришло время проверить, кто сегодня был самым внимательным. Итак, вопросы на внимание:
— Как называется упражнение, в котором мы считали геометрические фигуры?
— Сколько квадратов было в упражнении «Калейдоскоп»?
Итак, самым внимательным сегодня был…

— Что мы делали сегодня? (дети отвечают) Мы хорошо поработали и я хочу сказать:
«Мы молодцы!» Если вы тоже так думаете, то давайте хором скажем друг другу: «Мы молодцы!»

— Я попрошу вас сдать бланки с индивидуальными заданиями. Но при этом оцените свою работу сегодня — напишите на обратной стороне листа оценку себе за работу на занятии: «5», «4», «3», «2».

12. Завершение занятия (ритуал прощания с мячом) 1 мин.
Я рада, что с улыбок началось наше занятие и закончилось оно тоже улыбками.
Звучит мелодия песни «От улыбки»

Название: Занятия психолога. Программа 8 вида. План-конспект коррекционно-развивающего занятия.
Автор: Савельева Светлана Анатольевна
Должность: педагог-психолог высшей квалификационной категории
Место работы: ОГБОУ «Рязанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Месторасположение: город Рязань, Рязанская область

Дата изменения: 09.09.2015
Дата публикации: 09.09.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *