Авторская методическая разработка учителя-логопеда в ДОУ с детьми 5-7 лет логопедической группы детского сада «Фонематическая коробочка»

Авторская методическая разработка:
«Фонематическая коробочка»

Кому адресовано: дети логопедической группы детского сада

Заключение ПМПК: фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Возраст: 5-7 лет.

На фронтальных и подгрупповых занятиях по подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы детского сада очень удобно использовать индивидуальные фонематические коробочки. Эстетично оформленная, яркая компактная коробочка не только стимулирует познавательный интерес у ребенка, его положительный эмоциональный настрой на занятие, но также позволяет ему иметь под рукой и в полном порядке используемый в ходе занятия разнообразный дидактический материал. На момент начала занятия ребенок открывает коробочку, ставит ее на перевернутую крышку на край рабочего стола, освобождая, таким образом, все остальное пространство для работы; в ходе занятия ребенок берет необходимые ему пособия, затем возвращая их в коробочку. Использование содержимого фонематической коробочки на занятии по подготовке к обучению грамоте также способствует решению таких задач как:

  • развитие слухового внимания и его концентрации;
  • развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез);
  • упражнение в определении слоговой структуры слова;
  • формирование умения определять позицию звука в слове (звуковой анализ);
  • формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Содержимое индивидуальной фонематической коробочки:

  1. Индивидуальное зеркальце (круглое, без ручки, D – не более 10 см)
  2. Небольшой блокнот (для наклеивания в него поощрительных наклеек)
  3. Счетные палочки (для выкладывания изучаемой буквы)
  4. Цветные карандаши (синий, зеленый, красный)
  5. Шариковые ручки для печатания изучаемых букв (синяя, зеленая, красная)
  6. Набор борд-маркеров для рисования звуко-буквенных схем слогов, слов, предложений (синий, зеленый, красный)
  7. «Волшебный мешочек», внутри которого хранятся буквы, пройденные на предыдущих занятиях.
  8. Пособие «Ромашка-солнышко» (линейка для работы по определению количества звуков в слове)
  9. Пособие «Фонематическая линейка» (для звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов)
  10. Пособие «Слоговые часики» (для работы по определению слоговой структуры слова)
  11. Пособие «Светофорики» (для работы по дифференциации гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков)
  12. Пособие «Фонематические окошечки» для работы по определению позиции звука в слове»
  13. Пособие «Колокольчик – наушники» для дифференциации согласных звуков по звонкости-глухости.

Данные пособия складываются в индивидуальную фонематическую коробочку, которая эстетично оформляется, на крышку коробочки наклеивается фото ребенка, печатными буквами прописывается его имя. Можно использовать коробку из-под детской обуви. Примерные размеры фонематической коробки – 20*15*15 см. Ребенок приносит коробочку на фронтальные и подгрупповые занятия по подготовке к обучению грамоте.

Рекомендации по изготовлению пособий (пункт 8,9,10,11,12,13):

  • Чтобы пособия прослужили долго, не стоит использовать канцелярский клей, все детали необходимо скрепить с помощью скрепок степлера.
  • Необходимо соблюдать все указания по размерам и оформлению пособий; пособия должны быть выполнены из одинакового по цвету и плотности картона; цифры должны быть прописаны маркером черного цвета.
  • Все пособия необходимо подписать с обратной стороны (например – Саша П.)
  1. Пособие «Ромашка-солнышко» (линейка для работы по определению количества звуков в слове)

Материал: плотный белый и фиолетовый картон, желтый гофрированный картон, скрепки. Размеры линейки 19см*5см. Количество кружков – 6; расстояние от верхнего и нижнего края линейки до кружков – 1,5 см; расстояние от правого и левого края линейки до крайних кружков – 1 см; расстояние между кружками 1 см; R кружков – 1см.

  1. Фонематическая линейка для звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов + цветные фишки (размер фишек 3*3 см) для составления звуковых схем (на каждого ребенка – 1 линейка + 4 красные+4 зеленые+4 синие фишки).

Материал: белый плотный картон, полоска более светлой белой бумаги, скрепки. Размеры линейки 18 * 7,5 см, количество ячеек – 8; размеры ячеек – 3*5см.

  1. Пособие «Слоговые часики» (для работы по определению слоговой структуры слова).

Материал: белый плотный картон, небольшая винт и гайка, деревянные счетные палочки или спички, предварительно покрашенные в красный цвет. D пособия – не более 10 см, длина палочек _ см.

  1. Пособие «Светофорики» (для работы по дифференциации гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков)

Материал: плотный зеленый, синий, красный картон, плотный белый картон для ножки светофорика, скрепки; D кружков=10 см.

  1. Пособие «Фонематические окошечки» для работы по определению места звука в слове» (начало, середина, конец cлова)

Материал: плотный белый, красный картон, скрепки. Размеры линейки – 17*5 см, количество кружков – 3, D=3 см. Расстояние от крайних кружков до края =2,5 см; расстояние между кружками=1,5 см.

  1. Пособие «Колокольчик – наушники» для работы по дифференциации согласных звуков по звонкости-глухости.

Материал: темно-желтый, желтый картон. Размеры пособия 10*7 см; D наушников =4 см.

Авторская методическая разработка учителя-логопеда в ДОУ с детьми 5-7 лет логопедической группы детского сада «Фонематическая коробочка»
Авторская методическая разработка учителя-логопеда в ДОУ с детьми 5-7 лет логопедической группы детского сада «Фонематическая коробочка»

Скачать — Авторская методическая разработка учителя-логопеда в ДОУ с детьми 5-7 лет логопедической группы детского сада «Фонематическая коробочка»

Автор: Комосова Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБОУ-СШ №18
Месторасположение: станция Мочище, Новосибирский район, Новосибирская область

Дата изменения: 30.01.2018
Дата публикации: 30.01.2018




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *