Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. В ФГОС ДО прописано , что нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление.
При реализации проекта происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.
Моё увлечение русским фольклором нашло отражение в музыкально-художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Так появилась идея реализации проекта «Осеннее вдохновение». Любое изменение в природе живо отображается в народных песнях, обрядах, обычаях. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живымилетописями». Вот и осень в народе «связывают» с окончанием полевых и огородных работ, с богатым урожаем, достатком, праздниками и ярмарками. Исследователи детского фольклора Г.С. Виноградова, О.И. Капица, Г.М. Науменко разделили весь детский фольклор на календарный, потешный и игровой. В понятие «фольклор» входит все народное художественное творчество: песни, загадки, сказки, легенды, былины, инструментальные и танцевальные жанры, а также произведения изобразительного и декоративно‐прикладного искусства.
К календарному фольклору относятся произведения, связанные с природой, календарными датами. Напевы календарных песен очень легки и удобны в освоении. Их можно петь напевно, проговаривать и даже кричать. По тексту, как правило, эти песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, имеют простой ритмический рисунок, мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания, доступны каждому малышу. Используемые в работе с детьми, игровые напевы, потешки, частушки, построенные на многократном повторении секундовых, терцовых и квартовых оборотах, подготавливают детей к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий, это развивает у дошкольников музыкально-слуховые представления и ладовое чувство, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, так как большинство дразнилок, закличек поётся полным голосом.
Потешный фольклор включает в себя прибаутки, небылицы, дразнилки, основное назначение которых развеселить, потешить, рассмешить себя и своих сверстников. По форме это 4–8 строфные песенки с забавным содержанием. Эти виды фольклора отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, побуждает интерес к новым формам словообразования.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Особенно ценными для музыкального развития детей являются фольклорные праздники, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные в непосредственно образовательной деятельности.
Праздники – это не только своеобразный итог, проведённый с детьми работы по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, возможность для детей проявить свои музыкальные и творческие способности в любом виде деятельности.
Цель проекта:
Объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у детей представлений о музыкальном цикле П. И. Чайковского «Времена года»; об осенних праздниках, ярмарках; народных промыслах, детском музыкальном фольклоре.
Задачи проекта:
1. Приобщение детей к образам осенней поры, познание окружающего мира, проявленной средствами музыкальной выразительности;
2. Расширение кругозора детей об истории и народных традициях, через музыкально-художественную деятельность;
3. Формирование эстетического восприятия окружающего мира;
4. Воспитание у детей уважение к традициям своего народа, укладу жизни, своему родному краю;
5. Дальнейшее ознакомление детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством;
6. Освоение народного музыкального творчества через овладение навыками хорового и вокального народного пения;
7. Создание условий для развития творческих способностей через театрализованную деятельность.
Материально-технические ресурсы:
1. Подбор произведений классической и народной музыки, фото материалов, песенного народного творчества, стихотворений об осени, подвижных игр, потешек, загадок, создание видео презентаций.
2. Подбор наглядного материала, использование интернет ресурсов.
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
4. Выставки рисунков, поделок.
5. Создание условий для проведения фольклорного праздника (оформление музыкального зала)
6. Инсценировка русской народной …..
Название: Осеннее вдохновение
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Проектная деятельность, Подготовительная группа
Автор: Вавилова Галина Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МАДОУ № 66
Месторасположение: Татарстан, город Нижнекамск
Дата изменения: 07.09.2018
Дата публикации: 07.09.2018