Деловая игра для педагогов «Технология исследовательского обучения А.И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»

 

— Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников».

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли вы с занятия, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

— А сейчас давайте с вами разделимся на две команды. Берём синие и красные кружки. У кого синий кружок, проходите к левому столу, а у кого красный кружок, присаживайтесь за правый стол.

Советский и российский психолог, и педагог, специалист в области психологии исследовательского обучения, доктор психологических и педагогических наук, а также профессор Александр Ильич Савенков сказал: «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

А. И. Савенков предложил более детализированную структуру исследования. Давайте пройдёмся по этапам:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы

найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы и исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Разработка методики проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и

приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).

10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.

Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности.

Итак, чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности. — Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)

Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Сделал дело — гуляй смело)

— А сейчас я буду задавать вопросы командам, если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.

1.Что подразумевается под познавательно-исследовательской деятельностью детей в детском саду? – специально организованная деятельность, позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Организация развивающей предметно — пространственной среды имеет первостепенное значение при развитии познавательных способностей, исследовательской деятельности. Грамотно организованная окружающая среда позволяет думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения.

2. Какие предпосылки познавательных универсальных учебных действий развиваются в процессе познавательно – исследовательской деятельности?

Предпосылками познавательных УУД являются:

  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
  • умение выделять существенные признаки объектов;
  • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
  • умение производить анализ и синтез объектов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Какие специальные знания и умения должны быть у детей для исследовательского поиска?

К ним мы относим знания, умения и навыки:

•видеть проблемы;

•ставить вопросы;

•выдвигать гипотезы;

•давать определение понятиям;

•классифицировать;

•наблюдать;

•проводить эксперименты;

•делать умозаключения и выводы;

•структурировать материал;

•готовить собственные мини-доклады;

•объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

4. Какие вы знаете формы организации познавательно — исследовательской деятельности в работе с дошкольниками?

(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).

5. Как увидеть и сформулировать проблему?

(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).

6. Вставь в текст пропущенные слова

Опыт всегда должен строиться на основе …………….. которые дети получили в процессе наблюдения.

Ответ: имеющихся представлений и знаний

Очень важным умением является умение видеть проблему у детей. Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Однако древнегреческое слово problema в буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность», а не просто вопрос. Поэтому и термин «проблема» в современном звучании значительно шире, чем термин «вопрос».

— Сейчас я раздам вам карточки, и вы должны будете продолжить рассказ от имени своего героя.

2 задание: раздаю педагогам карточки, на которых написано:

  1. Я гуляю во дворе с друзьями.
  2. Водитель грузовика, едущего по дороге.
  3. Летчик, отправляющийся в полет.
  4. Мэр города.
  5. Ворона, сидящая на дереве.
  6. Зайчик в лесу.

Читаю неоконченный рассказ:

«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Как ты отнесешься к появлению первого снега?

Задание — «продолжить рассказ», (педагоги придумывают рассказы).

Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны.

— А сейчас мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек». Итак, достаём с мешочка картинки с различными изображениями. Ваша задача: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

1 команде: кирпич, газета, кусочек мела.

2 команде: карандаш, картонная коробка, лейка.

— А теперь давайте с вами поучимся выдвигать гипотезы. Гипотеза — это предположение. Она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться.

Например, как птицы узнают дорогу на юг? Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? «Предположим, что птицы определяют дорогу по солнцу и звездам»; «допустим, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета»; «а может быть, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «вероятно, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»

Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг, потому что они ловят специальные сигналы из космоса».

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети — от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.

4 задание: Раздаю участникам команд карточки.

Придумайте правдоподобную и неправдоподобную и гипотезы.

  1. Почему весной появляются почки на деревьях? (правдопод.)
  2. Почему течет вода? (неправдопод.)

3. Почему дует ветер? (правдопод.)

4. Почему металлические самолеты летают? (неправдопод.)

5. Почему бывают день и ночь? (правдопод.)

6. Почему дети стали больше играть во дворах. (неправдопод.)

7. Почему Миша весь вечер не подходил к телевизору». (правдопод.)

8. Почему пожарный вертолет весь день кружил над лесом. (неправдопод.)

9. Почему полицейский автомобиль стоял у дороги. (правдопод.)

10. Почему цветы имеют такую яркую окраску? (неправдопод.)

11. Почему зимой идет снег, а летом только дождь? (правдопод.)

12. Почему Луна не падает на Землю? (неправдопод.)

13. Почему самолет оставляет след в небе? (неправдопод.)

14. Почему многие дети любят компьютерные игры? (правдопод.)

— А сейчас мы с вами поучимся делать выводы и умозаключения.

Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание.

5 задание:

Вопрос 1 команде: Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).

Вопрос 2 команде: Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

8 задание:

Педагогическая ситуация № 1

Воспитательница старшей группы часто спрашивает у своих воспитанников, что интересного в природе они видели, идя в детский сад или из детского сада.

Вот некоторые рассказы детей:

— Когда я шел, — говорит мальчик, — видел солнце. Оно большое, красное. Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.

— Я видела красивые деревья, на них иней.

— Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета и в тени это заметнее.

— Я видела, как красиво кружились и падали мягкие, пушистые хлопья снега, — говорит Лена.

Молодец, Леночка, — сказала воспитательница, — красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

Многие дети, повторяя слова стихотворения, вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Это очень красиво.

Вопрос: С какой целью воспитательница просила рассказать о самом интересном, замеченном на пути в детский сад? В чем проявилась у детей любовь к природе?

Педагогическая ситуация №2

Утром, придя в детский сад, Ира первая заметила цветок настурции, подбежала к окну, захлопала в ладоши, закричала:

— Дина Давыдовна, ой какой! Какой красивенький, — наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветком, позвала свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо».

Перед завтраком воспитательница собрала всех детей, чтобы еще раз посмотреть, какой расцвел цветок.

— Красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке.

Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой. Он пахнет хорошо, — продолжала воспитательница. — Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, один сломать можно. Показала детям бутон:

Из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать. Так, в течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.

Вопрос: Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией? Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?

Вывод: Уважаемые коллеги! Что для вас сегодня показалось наиболее сложным? А как вы думаете, почему? А что вам сегодня понравилось больше всего?

Скачать Деловая игра для педагогов «Технология исследовательского обучения А.И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»

Автор: Аверьянова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 56»
Месторасположение: город Зима, Иркутская область

Дата изменения: 06.07.2018
Дата публикации: 06.07.2018




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *