Дидактическая игра как средство формирования самооценки детей с нарушениями речи 6–7 лет

На современном этапе развития науки и образования наблюдается процесс их общей гуманизации, доминирование личностно-ориентированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания.

Проблема самооценки значима с позиций общей, возрастной и специальной психологии и педагогики. Самооценка как базовый компонент Я-концепции лежит в основе феномена самовосприятия, изначально определяет субъективное восприятие внешних факторов и формы поведения личности, т. е. адекватно сформированная самооценка представляется как один из главных факторов становления субъектности личности, которая ведёт к самореализации человека в жизни.

Проблема самооценки применительно к детям с нарушениями речи нам видится ещё более актуальной. При аномальном психическом развитии и неадекватных воспитательных и коррекционных воздействиях формирование адекватной самооценки затруднительно, а чаще всего невозможно.

Актуальность изучения самооценки старших дошкольников с нарушениями речи обусловлена и рядом частных факторов:

во-первых, потребностью практики, то есть вопросы организации коррекции вторичных нарушений при нарушениях речи применительно к дошкольному возрасту нуждаются в разработке и внедрении в педагогический процесс;

во-вторых, самооценка является новообразованием дошкольного возраста, поэтому исследование её особенностей и разработка средств коррекции на ранних этапах онтогенеза во многом определяет широкий спектр условий и мер предупреждения возможных нарушений личностного развития детей в целом;

в-третьих, поскольку самооценка в старшем дошкольном возрасте находится в сензитивном периоде развития и оформления, она подвержена влиянию дефекта, вследствие чего её особенности при нарушениях речи в старшем дошкольном возрасте могут выступать в качестве дифференциально-диагностических.

Проблема самооценки не является новой в психологии, однако в понимании этого личностного образования до сих пор существуют разногласия.

Рядом авторов самооценка рассматривалась как с общепсихологических позиций (О. А. Белобрыкина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, К. Роджерс и др.), так и с позиций возрастного развития (Л. И. Божович, Р. С. Немов, Г. А. Урунтаева и мн. др.). Проблема самооценки дошкольников с нарушениями речи изучена меньше.

Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самооценки чрезвычайно богата.

Однако, до сих пор неисследованными остаются проблемы возрастной динамики становления самооценки в разных условиях обучения и воспитания, а также под влиянием коррекции; в сравнительном плане со сходными клиническими состояниями (норма речевого развития и нарушения речи в различной степени). Данное исследование в определённой мере возмещает выявленный пробел в круге разработанных проблем специальной психологии.

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объект исследования: самооценка детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических игр

Гипотеза: мы полагаем, что имеющиеся у дошкольников нарушения речи оказывают влияние на уровень развития их самооценки, низкие результаты которой возможно корректировать при создании определённых психолого-педагогических условий, в частности:

1) разработке специальной целенаправленной системы работы с использованием дидактических игр;

2) учёте индивидуальных особенностей детей.

Задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы самооценки в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить особенности самооценки у детей с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи.

3. Разработать систему коррекционно-развивающих мер по её повышению в отношении детей 6 — 7 лет с нарушениями речи; определить её эффективность

Теоретикометодологической основой для нашего исследования являются ключевые позиции диалектического материализма, учение о сензитивных периодах Л. С. Выготского; положение Л. С. Выготского о системности строения психики человека, в свете которого нарушение одного из звеньев нарушает функционирование всей системы; положение Л. С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии детей с различными нарушениями.

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Психолого-педагогический эксперимент.

5. Методы количественной и качественной обработки результатов.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно-экспериметальная работа.

База исследования: МДОУ «Детский сад № 112 комбинированного вида» и ДОУ № 70.

В эксперименте приняло участие 20 детей 6 — 7 лет, 10 из которых нормально развивающиеся, а 10 с нарушениями речи.

Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

1. Определить уровень и адекватность самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и с нормально развитой речью.

2. Провести сравнительную характеристику уровня и адекватности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нормально развитой и с нарушенной речью.

Для реализации поставленных задач были применены следующие экспериментальные методики: методика «Тест де-Греефе», методика «Лесенка». Работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Результаты, полученные по методике «Тест де-Греефе» видно, что в группе старших дошкольников с нормальным речевым развитием дети имеют адекватный уровень самооценки — 90 %, и неадекватный уровень —

10 %. В группе с нарушениями речи большинство детей с адекватным (высоким, средним) уровнем самооценки — 50%, также как и с неадекватным (низким) уровнем — 50%.

Качественный анализ результатов показал следующее. Дети с адекватным уровнем самооценки охотно общаются с экспериментатором, отвечают на вопросы, сами задают различные вопросы, долго не думают, перед тем как поставить чёрточку на той или иной линии.

Отличий между детьми с адекватной самооценкой с нарушениями речи и без нарушений не наблюдалось. Вопросы были понятны детям, но затруднение вызывал вопрос: «Что такое счастье?», большинство детей сразу не могли ответить на этот вопрос. Дети отвечали: «Счастье — это когда всё хорошо», а обосновать, что значит «хорошо» не могли; «Счастье — это когда много игрушек», «Это когда много конфет», «Когда много играю».

Дети с неадекватной самооценкой мало контактируют с экспериментатором, долго выполняют задание. Особых отличий между детьми с неадекватной самооценкой с нарушениями речи и без нарушений не наблюдалось. Вопросы были понятны, но перед тем, как на них ответить дети задумывались. На вопрос «Какие черты характера ты считаешь хорошими, а какие плохими?» дети отвечали: «плохие дети дерутся», «плохие дети обижают других», «плохие ябиднячают», «хорошие дети играют вместе», «хорошие дети помогают», «хорошие не обзываются».

На основе проведённого анализа по обеим группам мы можем сделать следующий вывод: среди показателей в группе с нарушениями речи дети с адекватной и с неадекватной самооценкой встречаются поровну, в то время как у детей с нормальным уровнем развития преобладает адекватная самооценка.

По результатам, полученным с помощью методики «Лесенка» видно, что в группе старших дошкольников с нормальным речевым развитием дети имеют адекватный уровень самооценки — 100 %.

В группе с нарушениями речи большинство детей имеет адекватный уровень самооценки — 60%, неадекватный уровень — 40%.

Качественный анализ результатов показал следующее. Большинство детей, которые поставили себя на верхние ступеньки отвечали, на вопрос «почему ты поставил(а) себя на верхние ступеньки?» отвечали: «Потому что я здоровый(ая) (умный(ая), хороший(ая), счастливый(ая)). » На вопрос: «Что такое счастье?» дети отвечали: «Это когда радуются», «Это когда салют показывают», «Это когда покупают конфеты, мороженое, игрушки». На вопрос: «Какие дети, по вашему мнению, хорошие, а какие плохие?», дети отвечали: «хорошие не дерутся», «хорошие дети гуляют, играют вместе», «хорошо себя ведут»; «плохие дети балуются», «плохие обижают», «плохие ломают», «плохие дети ведут себя плохо», «плохие обзываются», «плохие дети дерутся, вместе не играют».

Испытуемые с адекватным уровнем самооценки характеризует активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, желание идти на контакт. Отличий между детьми с адекватной самооценкой с нарушениями речи и без нарушений не наблюдалось. Вопросы были понятны детям.

Дети с неадекватным уровнем самооценки характерны пассивность, замкнутость, обидчивость. Отличий между детьми с неадекватной самооценкой с нарушениями речи и без нарушений не наблюдалось. Вопросы были понятны, но перед тем, как на них ответить дети задумывались.

На основе проведённого анализа по обеим группам мы можем сделать следующий вывод: среди показателей в группе с нарушениями речи у детей преобладает адекватная самооценка, но встречаются дети и с неадекватной самооценкой, так же как и у детей с нормальным уровнем развития, хотя в данной методике, детей с неадекватной самооценкой меньше, как в норме, так и с нарушениями речи.

Таким образом результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у детей адекватная самооценка сформирована недостаточно и необходима специальная коррекционная работа в данном направлении.

С этой целью нами была составлена программа формирования адекватной самооценки у детей с нарушениями речи средствами дидактических игр. Целью программы явилось формирование самооценки у детей.

По результатам констатирующего этапа эксперимента, исходя из показателей уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи по методикам «Тест де-Греефе» и «Лесенка» сформировалась экспериментальная группа из детей, самооценка которых неадекватна. Остальные пять детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи составили контрольную группу.

Во всех блоках работы создавались ситуации успеха для детей с неадекватной самооценкой посредством искусственных побед ребёнка. На протяжении всей работы поощрялись малейшие достижения ребёнка. Так наиболее интересными для детей были следующие игры: «Танец шляпы», «Скульпторы», «Зеркало», «Зоопарк — 2». «Горячий мяч».

Таким образом у детей с неадекватной самооценкой появился интерес к совместным играм. Эти дети стали более уверенными в себе, более самостоятельными, перестали испытывать трудности в общении. Отсюда можно сказать, что наша система работы, состоящая из трёх блоков, оказалась действенной и результативной в плане формирования адекватной самооценки у дошкольников с нарушениями речи.

В контрольной части эксперимента приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. С 5 детьми, самооценка которых неадекватна была проведена система работы по её повышению.

Целью данного этапа эксперимента было исследование влияния разработанной программы дидактических игр на повышение самооценки старших дошкольников с нарушениями речи.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

1. Определить уровень и адекватность самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, с которыми была проведена система работы по её повышению и с которыми данная работа не проводилась.

2. Провести сравнительную характеристику уровня и адекватности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, с которыми была проведена система работы по её повышению и с которыми данная работа не проводилась.

Для реализации поставленных задач были применены те же экспериментальные методики, что и на констатирующем этапе эксперимента: методика «Тест де-Греефе», методика «Лесенка» (В. Г. Щур).

По результатам, полученным по методике «Тест де-Греефе» видно, что для детей старшего дошкольного возраста как экспериментальной, так и контрольной группы преобладающим является адекватный (высокий, средний) уровень самооценки — 60 % и 100% соответственно. В то время как на констатирующем этапе эксперимента адекватный уровень самооценки отмечался лишь у 50% детей с нарушениями речи.

Неадекватный (низкий) уровень самооценки отмечается у 40 % детей экспериментальной группы, а среди контрольной группы отсутствовали дети с неадекватной самооценкой. На констатирующем этапе эксперимента неадекватный уровень самооценки отмечался у 50% детей с нарушениями речи.

Качественный анализ результатов показал следующее. Дети с адекватным уровнем самооценки свободно общаются с экспериментатором, отвечают на вопросы, сами задают различные вопросы.

Ярких отличий между детьми с нарушениями речи экспериментальной группы и контрольной не наблюдалось. Вопросы были понятны детям, но затруднение вызывал вопрос: «Что такое счастье?», большинство детей сразу не могли ответить на этот вопрос. Дети отвечали: «Счастье — это когда всё хорошо», а обосновать, что значит «хорошо» не могли; «Счастье — это когда много мороженого», «Это когда много игрушек», «Когда много играю с машинками».

Дети с неадекватной самооценкой мало контактируют с экспериментатором, долго выполняют задание. Дети не всегда сразу понимали инструкцию.

По результатам, полученным с помощью методики «Лесенка» видно, что в экспериментальной группе старших дошкольников с нарушениями речи большинство детей имеют адекватный (высокий, средний) уровень самооценки — 80 %, а 20% имеют неадекватный (низкий) уровень самооценки. В то время как на констатирующем этапе эксперимента адекватный уровень самооценки отмечался лишь у 60% детей с нарушениями речи, а неадекватный у 40% детей с нарушениями речи.

В контрольной группе детей с нарушениями речи дети имеют адекватный (высокий, средний) уровень самооценки — 100 %.

Качественный анализ результатов показал следующее. На вопрос: «Что такое счастье?» дети отвечали: «Много подарков покупают», «Когда пожелания исполняются». На вопрос: «Какие дети, по вашему мнению, хорошие, а какие плохие?», дети отвечали: «плохие дети всех обижают», «хорошие, которые уступают, всех любят», «плохие дети дерутся, сорятся», «хорошие дети делятся, играют».

На основе проведённого анализа по обеим группам мы можем сделать следующий вывод: среди детей экспериментальной группы показатели адекватности самооценки увеличились, в то время как у детей контрольной группы остались неизменными. Наблюдается динамика повышения самооценки у старших дошкольников экспериментальной группы, после проведения системы работы по её формированию. Следовательно, гипотеза доказана и имеющийся у дошкольников с нарушениями речи неадекватный уровень самооценки возможно корректировать при создании определённых психолого-педагогических условий.

Автор: Назарова Кира Петровна
Должность: учитель – логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад №159 комбинированного вида»
Месторасположение: г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия

Дата изменения: 30.04.2021
Дата публикации: 29.05.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *