Номинация: Конспект урока Речевая практика 1 класс.
Автор: Важная Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: КГБОУ «БОШИ № 1»
Месторасположение: город Бийск, Алтайский край
Конспект урока по учебному предмету «Речевая практика» в 1 классе: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Умный ёжик» Е. Радлова»
Цель урока: Обучение учащихся составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные, ключевые моменты сюжетного действия.
Задачи:
1. Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умения воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.
2. Развитие фразовой речи, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использования фраз из 3-6 слов при составлении рассказа.
- Формирование навыков словоизменения существительных.
- Развитие памяти, творческого воображения у детей.
- Формирование связной речи в форме повествования и рассуждения.
Оборудование: 4 картинки среднего формата, карточки со схематичным изображением сюжета, наборное полотно.
- Орг.момент: — Отгадайте загадку: В густом лесу под елками.
Осыпанный листвой.
Лежит мешок с иголками.
Колючий и живой. (Ежик)
- Представьте, что вы маленькие ежики.
Психогимнастика. Упражнение «Ежик» (Приложение 3)
— Вот свернулся еж в клубок.
Потому что он продрог,
Лучик ежика коснулся.
Ежик встал и потянулся.
Ежик сладко потянулся.
Весело всем улыбнулся!
- И вы улыбнитесь друг другу! Ежик тоже хочет загадать вам загадку:
— Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки.
Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)
— Скажите, ребята, где растут яблоки? Как называется дерево, на котором они растут? (Яблоки растут на яблоне).
2. Разбор содержания картинок в вопросно-ответной форме.
— Сегодня мы с вами будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошел с одним ежиком.
Вопросы к картинкам:
1 -я картинка: — Кого вы видите на картинке? (Приложение 1)
- А где же живет ежик?
- Как называется место, где растут яблони?
- Что делает ежик? Что же ему захотелось сделать?
- я картинка:
- Что сделал ежик? (собрал яблоки в кучу). Куда он залез?
- Где лежат яблоки? (под деревом, под яблоней)
- Где сидит ежик? (на дереве, на яблоне)
- я картинка:
- Что сделал ежик?
- Как он прыгнул (упал)? (на спину, спиной вниз)
- Куда упал ежик? (на яблоки)
- я картинка:
- Где оказались яблоки? (яблоки наколоты, нанизаны, нацепились на колючки)
- Куда пошел ежик?
Общие вопросы:
- Почему яблоки лежали на земле? (созрели)
- Когда созревают яблоки? (в конце лета, в начале лета)
- Физ.минутка: (Приложение 3)
упражнение на координацию речи с движением «Ежик», «Яблоко»
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого,
С головы до ножек — весь в иголках ежик,
Как же взять его?
- Упражнение в подборе слов-определений: (с мячом)
- Что можно сказать про ежика, какой он?
- Ежик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он какой? (Догадливый)
- А теперь скажем по-другому. Ежик думал, думал и сообразил, как ему надо поступить. Значит, он какой? (Сообразительный)
- Ежик нашел выход из трудного положения. Значит, он какой? (Находчивый)
- Ежик не побоялся спрыгнуть с дерева. Значит, он …(Смелый)
- Ежик делает запасы на зиму. Значит, он какой? (Запасливый)
- Ежик набрал много яблок и пошел домой какой? (Веселый, радостный, довольны
- Обучение детей составлению завязки рассказа:
— Где жил ежик? Что виднеется вдали?
- Что было рядом с лесом?
- Что однажды решил сделать ежик?
Учитель дает образец начала рассказа, дети дополняют рассказ отдельными словами: — Давайте вместе придумаем рассказ об умном ежике. Я начну, а вы мне помогайте.
- Однажды ежик решил пойти на прогулку. Он вышел из …(леса), побежал по дорожке и увидел сад, где росли большие …(яблони). Ежик добежал до …(сада) и увидел, что под яблонями на земле лежат большие румяные …(яблоки). Ему захотелось принести домой…(яблоки). Но как унести яблоки домой, он не знал. Задумался ежик. Думал, думал и придумал.
- А теперь продолжайте вы. (Дети по цепочке продолжают составление рассказа)
6. — А теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ежик, куда он однажды пошел, что увидел.
Оценка рассказа детьми (интересный, полный, последовательный)
- Пальчиковая гимнастика: упражнение «Ежик»
Маленький ежик сжался в клубок,
Много иголок он выставить мог,
Я хочу ежа погладить,
Я хочу с ежом поладить,
Маленький ежик, не бойся меня,
Не причиню тебе я вреда!
Упражнение для глаз «Ежик» (Приложение 3)
- Практическая часть: (Приложение 2)
— Посмотрите на схематический план нашего рассказа об умном ежике.
Этот план поможет вам рассказать о том, что случилось с ежиком без картинок. Зарисуйте схему рассказа в тетрадях и дома вы сможете составить рассказ для ваших мам и пап.
- Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Номинация: Конспект урока Речевая практика 1 класс.
Автор: Важная Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: КГБОУ «БОШИ № 1»
Месторасположение: город Бийск, Алтайский край
Дата изменения: 10.10.2017
Дата публикации: 10.10.2017