Доклад «Технология проектирования образовательных событий в ДОУ»

Технология проектирования образовательных событий – технология открытого образования.

Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся и родителей.

Технология проектирования образовательных событий
Технология проектирования образовательных событий

Эти задачи можно решать, только внедряя в жизнь дошкольного учреждения новые, современные технологии. В образовательной среде всё большую популярность завоёвывает технология проектирования образовательных событий. И это не случайно.

Событийное проектирование – это новый тип отношений всех участников образовательного процесса – их включение в совместную творческую деятельность, в ходе реализации которой возникают общие цели и мотивы совместной деятельности, ее общий результат и субъективное отношение к нему группы участников деятельности.

Идея событийного подхода принадлежит А.С. Макаренко, который отмечал, что качественные изменения в личности человека происходят не эволюционным, а революционным путём, в результате какого-то значимого события, толчка, меняющего его мировоззрение и мировосприятие. А. С. Макаренко ждал таких событий и радовался, когда они происходили с его воспитанниками.

Современная педагогика пытается моделировать такие яркие и значимые события, прерывающие размеренность обычной жизни, наполняющие детскую деятельность эмоционально-значимым смыслом.

Современная технология проектирования образовательных событий – процесс последовательных действий: обоснованный выбор содержания, формы, стратегий совместной с воспитанниками деятельности по подготовке и реализации кульминационного момента — «продукта совместной деятельности», педагогическая коммуникация и рефлексия эффектов спроектированного и реализованного образовательного события.

Основными условиями, обеспечивающими успешное применение технологии, являются вовлеченность в совместную познавательную деятельность всех ее участников и значимость происходящего для каждого из них, что качественно меняет характер познавательного процесса и порождает реальные преобразования действительности и, главное, личностной сферы каждого, кто вовлечён в этот процесс. Педагог, родитель начинают относиться к себе не как к «транслятору» каких-либо знаний, а как к исследователю, организатору, руководителю и соучастнику свободной образовательной деятельности детей, который открыт для общения, готов к сотрудничеству, способен направлять в нужное русло познавательный процесс, воспитанники, проживая совместно с родителями, педагогами и сверстниками значимое событие, получают опыт самореализации в общей деятельности, знания, снабжаются инструментами для освоения и выстраивания собственной картины мира, приобретают положительный опыт полезной деятельности и мотивацию к углублению и систематизации знаний, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других, вовлекаются в отношения сопричастности, соучастия, вырабатывают творческое отношение к собственной деятельности, приобретают способность адекватно ее оценивать, выработать навыки саморазвития и самообучения.

Источниками идей для образовательных событий могут стать:

  • яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;
  • яркое событие в литературном художественном произведении;
  • яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;
  • объект субкультуры дошкольников (элемент ценностей внутри возрастной группы).

Примерные темы образовательных событий, предлагаемые Н. В. Фединой:

  • события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);
  • явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);
  • явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);
  • мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);
  • традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери);
  • наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).

Реализация событийности организуется на различных уровнях: в процессе проведения образовательной деятельности, в процессе режимных моментов, в процессе выполнения домашних заданий с родителями. Могут использоваться индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.

Формы образовательной деятельности, которые помогут обеспечить вовлеченность всех воспитанников и полноценную реализацию их возможностей: экскурсии, исследования и опыты, наблюдения с комментариями происходящего и обсуждениями, походы, путешествия по природно-климатическим зонам; театрализованные игры, игры-драматизации, игры-импровизации, игровые шоу; творческие мастерские; фольклорные игры, фестивали народного творчества; календарно-обрядовые праздники; создание коллективных продуктов (тематических плакатов, атрибутов для оформления среды группы), выставки, мини-музеи, музыкально-литературные гостиные для детей и родителей; тематические развлечения, спортивные праздники, соревнования и др.

Реализация образовательного события проходит несколько этапов:

  • 1 этап: определение тематики образовательных событий в соответствии с содержанием образовательной программы.
  • 2 этап: постановка целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.
  • 3 этап: подготовка к образовательному событию.
  • 4 этап: проведение образовательного события.
  • 5 этап: аналитический, проводится рефлексия, выявляется эффект от участия в образовательном событии.

За несколько лет в нашей группе реализованы такие образовательные события, как «На лугу весенний бал» (о жизни насекомых), «Новогодний калейдоскоп», «Ярмарка мастеров» (ознакомление с народными промыслами), «Неделя кино в нашей группе», «Маме я любовь дарю» (посвящённое Дню матери).

Пример организации подобного образовательного события:

Организация образовательного события в средней группе «Новогодний калейдоскоп»

Воспитатели: Дербенёва С.П.
Семичева Е.П.

1 этап. Определение идеи и замысла проекта, его целей и задач, формата проекта

Цели: обеспечение эмоциональной включенности каждого члена детского и взрослого коллектива в активную деятельность по подготовке и реализации компонентов образовательного события; привнесение единого смыслового контекста в проведение тематических предновогодних недель; способствовать нахождению собственных смыслов в предлагаемой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для органичного развития разных видов детской деятельности: игровой, познавательной, исследовательской, практической, художественной, коммуникативной;
  • Через организацию разнообразных форм деятельности помочь детям определиться в своих интересах, реализовать свои знания и имеющиеся навыки в выбранном направлении, обеспечить свободу выбора направлений и способов деятельности участников;
  • Дать возможность получить новый позитивный опыт через информационно-образное и сенсорное насыщение ребёнка;
  • Обобщить усвоенные знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

Развивающие:

  • Развитие и укрепление детско-взрослой общности;
  • Развитие способности к самостоятельной, целенаправленной деятельности.
  • Развитие творческого отношения к собственной деятельности.
  • Развитие субъектности воспитанников.

Воспитательные:

  • Поддержание отношения взаимного интереса, взаимного принятия и взаимоуважения;
  • Приобщение детей к историческому прошлому, привитие ребёнку традиционных духовных ценностей;
  • Воспитание способности давать экологическую, нравственную оценку своим действиям и поступкам.

Формат проекта – Квест-игра.

2 этап. Проектирование способа решение поставленных задач

Мотивация на предстоящую деятельность.

Формы работы:

  1. Сообщение о существовании всемирного дня написания письма деду Морозу и заказа подарков. Предложение написать письмо деду Морозу с приглашением на новогодний утренник.
  2. Совместное обсуждение, как писать письма и как нужно подготовиться к встрече дедушки Мороза, чтобы можно было рассказать ему о наших хороших делах, которые мы успели сделать.

Участники:

Воспитатель, дети, родители.

Решение организационных вопросов.

Организация круглого стола с детьми и родителями, обсуждение содержания письма, распределение индивидуальных заданий по подготовке элементов развивающей среды (организации мини-музея в группе, изготовление адвент-календарей, создание коллекции старых новогодних открыток, изготовление самодельных новогодних открыток, создание декоративных элементов для праздничного украшения группы), реализации исследовательских проектов, изготовлению поделок и рисунков к выставке, костюмов к новогоднему представлению, разработка сценария новогоднего утренника, макета украшения зала, приобретение подарков для каждого ребёнка и всей группы, разработка конспектов НОД по познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию, подборка и разучивание стихов, песен и танцев для выступления, художественной литературы для чтения детям.

Формы работы:

  • Совместный круглый стол.
  • Публичная демонстрация детских достижений за год в форме презентации.
  • Дискуссия о содержании письма.
  • Приобретение конверта.
  • Заготовка красочного бланка для письма.
  • Назначение исполнителей по поиску экспонатов для мини-музея, изготовлению адвент-календарей, открыток, новогодних поделок для украшения группы и зала.
  • Обращение за помощью в городской краеведческий музей по предоставлению информации о старинных новогодних открытках.
  • Работа с родительским комитетом по поводу организации заказа подарков детям.
  • Продумывание и оформление заданий для каждого дня вадвент-календарь в соответствии с предновогодней тематикой недель.
  • Выбор тем для познавательно-исследовательской деятельности детей, консультирование родителей по работе над исследовательскими проектами.

Участники:

Воспитатели, дети, родители, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, работники городского краеведческого музея

3 этап. Подготовка к образовательному событию

Формы работы:

  • Изготовление адвент-календарей.
  • Обыгрывание адвент-календарей в форме 2-недельного квеста: каждый день дети раскрывают очередную конфетку с соответствующей цифрой, выполняют задание. Если задание выполнено, то снимают с другого календаря тканевый мешочек с небольшим угощением или подарочком, а после сна в снежном кармашке появляется один модуль отбольшого новогоднего пазла. Эти пазлы подсчитываем, складываем в шкатулку, выполненную в виде Снегурочки.
Подготовка к образовательному событию
Подготовка к образовательному событию
Подготовка к образовательному событию
Подготовка к образовательному событию
Подготовка к образовательному событию
Подготовка к образовательному событию

Примеры заданий для адвент-календаря:

  • Исследовать, где живёт Дед Мороз и рассказать всем ребятам.
  • Найти старинных Дедов Морозов и Снегурочек для мини-музея.
  • Написать письмо Деду Морозу, рассказать ему, как вы выросли и чему научились.
  • Узнать, какими игрушками украшали ёлки ваши бабушки.
  • Поискать у бабушек старые новогодние открытки для коллекции.
  • Узнать, откуда берётся снег, рассмотреть его под микроскопом.
  • Сделать поделки из ТИКО-конструктора для украшения группы.
  • Помочь медвежонку уснуть в его берлоге, ведь снега на улице совсем мало.
  • Выяснить, какая из сконструированных горнолыжных трасс самая высокая и пригласить туда (вылепить) лыжников покататься.
  • Нарисовать красивые зимние рамки для старинных открыток и украсить ими выставку нашего музея.
  • Нарядить ёлку.
  • Сделать красивое приглашение для родителей на новогодний праздник.
  • Украсить приёмную нарядной новогодней ёлочкой.
  • Нарисовать красавицу-ёлку, которую мы позовём на праздник.
  • Приготовить и зарисовать рассказ о зимующих птицах, рассказать его всем детям.
  • Сделать праздник для зимующих птиц на своём участке.
  • Пригласить гостей и рассказать им о музее.
  • Выучить для Деда Мороза стихи.
  • Красиво исполнить новогодний танец.
  • Дружно спеть новогодние песни.
  • Оформление письма для Деда Мороза, подписывание конверта.
  • Тематическая экскурсия к почтовому отделению, отправление письма.
  • Ознакомление с работой почты, наблюдение за почтовой машиной.
  • Сбор экспонатов и оформление мини-музея.

Разделы мини-музея: «Новогодняя и рождественская открытка прошлого века», «Ёлочные игрушки наших бабушек», «Старинные и современные Деды Морозы и Снегурочки».

  • Познавательные экскурсии для воспитанников по разделам мини-музея.
  • Приглашение гостей на «экскурсию» по мини-музею, ознакомление с работой экскурсовода.
Мини-музей в ДОУ
Мини-музей в ДОУ
Мини-музей в ДОУ
Мини-музей в ДОУ
Мини-музей в ДОУ
Мини-музей в ДОУ
  • Организация поисковой деятельности и создание коллекции старых новогодних открыток.
  • Изготовление желающими самодельных новогодних открыток.
Изготовление самодельных новогодних открыток в ДОУ
Изготовление самодельных новогодних открыток в ДОУ
Изготовление самодельных новогодних открыток в ДОУ
Изготовление самодельных новогодних открыток в ДОУ
  • Исследовательская деятельность: проведение экспериментов «Снег и лёд – это замёрзшая вода», «Снег легче воды», «Цветные льдинки», «Снег грязный, его нельзя есть», рассматривание снежинок через лупу и под микроскопом, эксперименты с магнитами «Магнитные лабиринты».
  • Подготовка и презентация отдельными воспитанниками исследовательских проектов «Что такое снег?», «Где живёт Дед Мороз?».
Презентация исследовательских проектов в ДОУ
Презентация исследовательских проектов в ДОУ
  • Проведение НОД по темам: «Зимние развлечения», «Звери и птицы зимой», «Вот идёт Новый год!»
  • Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Снегурочка» (в пересказе В. И. Даля), русская народная сказка «Мороз-Иванович» (в пересказе В. Ф. Одоевского), Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», Георгий Скребицкий «Художник-Зима» («Четыре художника»), Виталий Бианки «Зима» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»), Лев Николаевич Толстой «Зайцы», стихотворения И. Сурикова «Зима», Я. Акима «Первый снег», « Елка», В. Введенского «На лыжах», А.С. Пушкина «Зимнее утро», О. Григорьева «Елка».

Художественно-эстетическая деятельность: Изготовление поделок и рисунков для выставки и украшения группы.

Изготовление поделок и рисунков в ДОУ
Изготовление поделок и рисунков в ДОУ
Изготовление поделок и рисунков в ДОУ
Изготовление поделок и рисунков в ДОУ
Изготовление поделок и рисунков в ДОУ
Изготовление поделок и рисунков в ДОУ
Изготовление поделок и рисунков в ДОУ
Изготовление поделок и рисунков в ДОУ
  • Домашнее задание – придумать по заданной схеме рассказ о зимующей птице, зарисовать с помощью мнемокартинок.
  • Выступления детей с рассказами о зимующей птице по своим мнемосхемам.
  • Устройство «Птичьей ёлки»: Украшение деревьев на участке цветными льдинками и фигурками птиц.
  • Изготовление съедобных подвесных кормушек из батона, клейстера и разнообразной крупы.
  • Вывешивание замёрзших кормушек на ветви деревьев участка.
  • Наблюдение за активностью птиц возле новых кормушек.
  • Наблюдение: какие крупы больше нравятся птицам.
  • Изготовление с помощью родителей зимних построек на участке.
  • Вылепливание семьи снеговиков.

Участники:

Воспитатели, дети, родители, воспитатели и дети соседних групп.

4 этап. Проведение кульминационного события

Формы работы:

  • Коллективная работа: изготовление приглашения на праздник.
  • Проведение новогоднего утренника.

Участники:

Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

5 этап. Рефлексия образовательной деятельности участников

Формы работы:

  • Приглашение в группу Деда Мороза.
  • Общение с ним, рассказ о хороших делах, которые дети сделали во время подготовки к празднику.
  • Вручение подарков для всей группы (настольных игр, игрушек для мальчиков и девочек).
  • Получение последнего модуля новогоднего пазла и составление новогодней картинки.

Участники:

Дети, Дед Мороз, воспитатели.

Результаты образовательного события:

  • Эмоциональная и деятельностная включенность всех детей и большинства родителей в подготовку к образовательному событию и в кульминационное событие.
  • Зарождение у детей осмысленного, субъектного отношения к результату деятельности.
  • Формирование осознанной позиции к собственному участию в общей деятельности.

Литература:

  1. Попов А.А. Событие как единица образовательного проектирования: научная статья [Электронный ресурс] / Ермаков С. В., Попов А. А. – 2011 – режим доступа: http://www.opencu.ru/uploads/files/eventop.pdf
  2. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. — Серия научно-методических изданий «Новые ценности образования». — Вып. 1 (43), 2010.
  3. Технология проектирования образовательных событий Н. В. Волкова — образование и наука. Том 19, № 4. 2017/the education and science journal. Vol. 19, № 4. 2017 .- 200.
  4. Олеся Оюн. Внедрение событийного подхода в современную практику образовательного процесса [Электронный ресурс] / https://www.maam.ru/detskijsad/dlja-vas-kolegi-772938.html

Автор: Дербенёва Светлана Петровна
воспитатель
МБДОУ « 14 г. Амурска
г. Амурск, Хабаровский край

Дата изменения: 16.06.2022
Дата публикации: 16.06.2022




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *