Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Жизнь человека тесно связано с природой, которая всегда была для него источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребительским отношением человека к природе и связанных с низким образовательным уровнем населения. Научные оценки глобальной современной экологической ситуации не оптимистичны. Они заставляют задумываться каждого умного человека, который болеет за будущее своих детей, внуков, всей планеты. Именно поэтому так важно осуществлять экологическое воспитание, формировать личность, которая умеет жить в гармонии с природой, чувствовать себя ее частью, для которой нормой жизни является бережное отношение к ней. И начинать это нужно с раннего детства. Исходя из актуальности указанной проблемы, со всей остротой встает вопрос об улучшении экологического воспитания подрастающего поколения.

Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Реализация цели идет через решение следующих задач:

— уточнение и углубление знаний о растениях, животных природных явлениях;

— формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

— формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

— развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

— формирование потребности заботиться о чистоте помещения;

— ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;

— формирование привычки рационально использовать воду;

— выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);

— развитие познавательного интереса к окружающему миру;

— формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Экологические знания — это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не сама цель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру. Которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей то труд, но еще и потому, что затраченные материалы взяты из природы.

Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако, долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине XX столетия экология приобрела широкую известность среди людей. В переводе с греческого «Экология» — наука о доме. Экология — это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы ( лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы — то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей — позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются основа черт характера и моральных качеств личности. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств, для нынешних и будущих поколений людей становится неотемленным требованием воспитания. В психолого-педагогических исследованиях, доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей младшего возраста. Старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (много звеньевые) связи, цепочки связей: понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.

В дошкольном возрасте, в первую очередь, стоит рассматривать обучение гуманности. Ведь необходимо ценить и уважать любое проявление жизни. Пусть человек и силен, но это не означает, что он может все и всех крушить. Детки это обязательно должны усвоить. На этом этапе будут весьма полезны документальные фильмы и выпуски передач про живую природу и животных, насекомых.

Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:

— экологические занятия;

— экологические экскурсии;

— уроки доброты;

— уроки мышления;

— экологические конкурсы;

— обсуждение и проигрывание ситуаций;

— трудовой десант;

— коллекционирование;

— экологические праздники;

— экологические игры (дидактические, имитационные, игры — моделирование экосистем, игры — путешествия);

— экологические сказки;

— инсценировки.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении возможно при условии:

— наличия базы, создание обстановки, условий для работы по экологическому воспитанию;

— использования самых разнообразных форм работы в решении задач, экологического воспитания;

— работы с родителями, так как без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей.

Одним из аспектов работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут все деревья. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. Мы поставили перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное. В течение учебного года ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли за нами новые слова и старались их запомнить. Наблюдали, как стаи перелётных птиц улетали на юг, в тёплые края. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц и т. д.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи.

Одной из форм общения с природой являются экскурсии. После чтения книг, экскурсий в природу можно провести викторину о деревьях и т. д.

В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Прежде всего, стремимся пробудить интерес к обитателям уголка живой природы. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями, заботятся о рыбках. Стремимся не только научить детей навыкам ухода за животными, но и проявлять к ним внимание, доброту.

Хочется верить, что все то доброе, что мы стараемся посеять в душах маленького человека, прорастет и даст свои положительные всходы. А на них образуются крепкие и полезные плоды в виде осознанного отношения

к природе, желания сделать свой вклад в ее сохранение и приумножение.

В наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование эко культуры это необходимо воспитывать с ранних лет.

Будем же изучать родную природу, и сами у нее будем учиться!

Будем воспитывать экологическую культуру у своих детей и их родителей!

Природа для нас — кладовая солнца

С великими сокровищами …

И охранять природу — значит охранять Родину.

(М.М. Пришвин)

Список литературы:

1. Прохоровой Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие под ред., 2003год.

2. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников 2001год.

3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методическое пособие, 2002 год.

4. Экологическое воспитание в детском саду: под ред. О.А. Соломенникова, 2005 год.

5. Программа воспитания и бучения в детском саду: под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2012год.

Автор: Чепкасова Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ « Вавиловская СОШ»- дошкольная группа
Месторасположение: деревня Вавиловка, Бакчарский район, Томская область, Россия

Дата изменения: 21.08.2014
Дата публикации: 28.06.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *