Прежде, чем выбрать профессию воспитателя, я захотела чётко и ясно представить себе, а какова же главная цель воспитания, какого человека мы хотим воспитать и что есть воспитание по существу. Этот вопрос не потерял своей актуальности и в настоящее время. Сейчас у меня создаётся впечатление, что воспитание в нашем обществе отходит на второй план. Мы о нём всё больше и больше забываем и всё больше начинаем думать об обучении, причём чуть ли не с самого раннего возраста. Я нисколько не возражаю против обучения, против приобретения знаний ребёнком, но если это происходит без отрыва от главного — воспитания человека, что во все времена было основой истинной педагогики.
К сожалению, негативные тенденции последних лет: подмена истинных ценностей ложными, искажение морали, обнищание сферы культуры и образования — всё больше отдаляют общество от того высокого, доброго, вечного и прекрасного, на чём всегда держалась жизнь. Воспитатели в детских садах всё больше заботятся об обучении детей — о так называемой подготовке к школе. На фоне этого воспитание всё меньше становится нужным и заметным. Родители меньше занимаются ребёнком, он становится всё более одиноким. Это одиночество невозможно компенсировать занятиями и кружками в детском саду, ребёнку нужны любящие и понимающие его взрослые, способные быть не просто мамой и папой, бабушкой, дедушкой, тётей и дядей, а быть его настоящим другом, близким человеком. И самое главное — быть способным повести его к истинной цели.
В чём же истинная цель воспитания? Давайте обратимся к смыслу этого русского слова. Русский язык — высокодуховный язык. В его словах заключены высочайший смысл и значения. Русское слово воспитание без приставки вос- звучит так — питание. И приставка вос- резко меняет его значение. Так вос-питание есть некое питание, но не простое питание желудка, а питание высшее, питание души и сердца. Заметим: если каждая мать кормит (питает) своего ребёнка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и считает это своей священной обязанностью. Без питания ребёнок не выживет, а без воспитания выживет, считают некоторые. Но воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств и формированию внутреннего мира человека. Но, как же без этого?! Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Но уже сейчас мы это «опасное» видим гораздо раньше в подростковом возрасте, а может, и ещё ранее. Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека — стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному.
Прежде чем говорить, о воспитании как о способе, повлиять на духовный рост ребёнка, понимая высокое значение воспитания, нам нужно знать, что же это за особая пища, чем питать ребёнка? На этот вопрос трудно ответить, если не представлять, какого человека мы хотим вырастить, какими качествами он должен обладать. Представление о совершенном человеке складывалось в сознании людей веками и тысячелетиями. Эти представления накапливались постепенно, на протяжении всей истории человечества, и, что примечательно в разных уголках Земли, в разных странах и у разных народов они имели одну общую Основу, то, что мы называем Добром, Истиной, Красотой. Если внимательно почитать сказки, легенды, предания, созданные разными народами в разные времена, то мы увидим удивительную картину: все они говорят об одном и том же, об одних и тех же принципах и основах жизни. Так же и религии мира: как бы они не различались, а имеют единый корень. В человечестве заложены общие нравственные принципы, устои, понятия, которые передаются из поколения в поколение. С ними человек рождается, и мы видим это на примере детей. Иначе, почему мы говорим: «Устами ребёнка глаголет истина», или «Будьте как дети, и вам откроется Царство Небесное»? все эти лучшие человеческие качества могут быть развиты в ребёнке с помощью взрослых или зачахнуть с их же помощью. О воспитании говорить необходимо, потому, что к большому огорчению ни школа, ни в большинстве случаев семья его не дают. Воспитание дело дошкольное в первую очередь, и подняв его на более высокую ступень, дошкольные учреждения могли бы компенсировать этот опасный пробел.
Великий русский врач и педагог Н. Пирогов говорил: «Воспитание должно идти впереди образования». Чтобы воспитывать, надо самому чувствовать и верить в то, что несёшь ребёнку, быть живым соучастником этого процесса. Ведь воспитание — это не передача информации для запоминания, а передача своих чувств, энергии сердцу ребёнка. Однажды в детском саду воспитатель попросила музыкального руководителя дать записи классических музыкальных произведений для прослушивания в группе на занятии. Музыкальный руководитель дал запись сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига, считая, что короткие образные произведения будут восприняты детьми. Вскоре воспитатель вернула запись, но лицо у неё было не весёлым. Она с явным разочарованием поведала, что дети не слушали, и им было, не интересно. Тогда у неё спросили: а ей самой музыка понравилась? Она смутилась и ничего не ответила. Вот пример того, как человек не чувствуя, не проникшись тем, что несёт детям, получил результат — безразличие детей. Я знаю и другие примеры, когда воспитатель увлечённо с чувством рассказывала детям о чём-то, будь то музыка или сказка, так, что глаза малышей горели и им надолго запомнились эти минуты. Здесь уместно привести слова В. Ф. Одоевского: «Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы? Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребёнка; не слова ваши он будет слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами».
Я и сейчас считаю, что на первом месте должно быть воспитание ребёнка, приобщение его к своим истокам, своей семье и стараюсь, чтобы уже в детском саду у детей были сформированы нравственные качества личности.
Остаётся надеяться, что воспитание, как одна из высших необходимостей человеческого бытия, сохранит себя. Оно, воспитание, как и все вечные общечеловеческие ценности, бессмертно в своём значении и смысле. И только от нас самих зависит, насколько мы, верим и этому служим. Вот сколько кроется в этой маленькой приставке — «вос».
Автор: Мамонтова Людмила Николаевна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ – детский сад комбинированного вида «Теремок»
Месторасположение: п. Борисовка, Белгородская область
Дата изменения: 15.10.2014
Дата публикации: 15.10.2014