Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ

Цель: совершенствование работы по формированию у дошкольников экологической культуры.

Задачи:

— совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;

— повышать методический уровень;

— способствовать творческому поиску.

Подготовка к педсовету:

1. Создание проектов по экологии

2. Тематический контроль «Система экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении».

3. Открытый просмотр мероприятий

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентации проектов

Повестка дня:

1. Выполнение решений педагогического совета

2. Актуальность темы.

3. Обсуждение просмотренных мероприятий.

4. Итоги тематической проверки «Организация работы по экологическому воспитанию и созданию предметно — развивающей среды экологической направленности в группах».

5. Деловая игра «Природа — наш общий дом»

6. Ознакомление с долгосрочным экологическим проектом «Природа родного края». Презентация результатов совместной работы (педагоги всех возрастных групп)

7. Выработка и принятие решений педагогического совета.

I. Выполнение решений педагогического совета

II. Актуальность экологического воспитания дошкольников

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям (Концепция дошкольного воспитания). Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показывают опросы, они неплохо знают растения и животных других стран — и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологические образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов…. А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В нашем городе, детском саду есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, растения и т. д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в образовательном процессе требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.

— Что такое «экологический проект»?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно возможностями детей, содержанием образовательной программы детского сада.

Показателем сформированности экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается:

— в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация их значительной части в привычки;

— в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

— в потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживании им, проявлении доброты, чуткости, милосердия к людям. Природе, бережное отношение ко всему окружающему;

— в проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

— в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.

III. Результаты тематической проверки

С целью анализа образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, была проведена тематическая проверка. Результаты проверки показали, что:

Справка по результатам проверки

IV. Деловая игра «Природа — наш общий дом»

1. Сформулируйте цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Цель экологического воспитания дошкольников — научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Цель экологического воспитания дошкольников — изучение детей объектов живой и неживой природы, то что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.

Цель экологического воспитания дошкольника — познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

2. Составьте перечень вопросов для бесед с детьми по темам: «Деревья и кустарники» , «Овощи и фрукты» , «Дикие животные» , «Домашние животные» , «Времена года» .

3. Составьте дидактическую игру экологического воспитания для детей своей возрастной группы.

V. Презентация экологических проектов.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Эколого — социальная среда сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе есть интересны для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д.. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям сознавать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности. Сегодня воспитатели возрастных групп представят нашему вниманию результаты проектов, реализованных в текущем учебном году.

(воспитатели представляют проекты)

Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования и обязательная для всех педагогов образовательных учреждений.

Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.

— этот педсовет принес пользу;

— получили удовлетворение от такого рода деятельности;

— почувствовали свой реальный вклад в общее дело;

— сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести ее с деятельностью коллег;

— появилось желание и в дальнейшем участвовать в педсоветах;

— педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.

VI. Проект решения педсовета:

1. Совершенствовать использование проектировочных умений, способствующих разработке планов, подбору средств решения проектировочных задач в образовательной работе с детьми и родителями.

Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ.

2. Разнообразить видовой состав комнатных растений в уголках природы в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями развития детей.

3. Разработать и оформить экологический паспорт групповых участков.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ.

4. Проводить проектную опытно-экспериментальную деятельность по ознакомлению детей с объектами экологического окружения.

Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ.

Автор: Козулина Наталья Борисовна
Должность: старший воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Дата изменения: 21.05.2015
Дата публикации: 21.05.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *