Осипова Мария Ивановна
воспитатель
МБДОУ детский сад №9
Пермский край г.Губаха пр. Октябрьский 7б
ГЕНДЕР — социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. На это имеется несколько причин:
— Большой процент разводов в обществе;
— Преобладание неполных семей;
— Главенствующая роль матери в семье;
— Пассивное участие мужчин в воспитании детей;
— Отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек;
— Программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;
— Низкий процент мужчин педагогов;
— Преобладание в развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;
— Построение педпроцесса без учёта гендерных особенностей.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек — мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков — смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено, что именно в период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной роли:
•к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
•в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки — женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.
Головной мозг девочек и мальчиков развивается по-разному, отличаются сроки, темпы и даже последовательность. Для девочек характерно более раннее формирование левого полушария мозга, ответственного за речь и рационально логическое мышление. Для мальчиков свойственно более медленное развитие левого полушария мозга, в связи с чем образно-чувственная сфера является доминирующей до определённого момента.
Эмоциональная стабильность характерна для девочек, в то время как изменчивость настроения свойственна мальчикам. Мальчики более подвижны, они более выносливы, но и ярче проявляют негативные эмоции. Для девочек свойственна восприимчивость к эмоциональному состоянию окружающих их людей, речь появляется немного раньше. Мальчикам нравятся подвижные совместные игры, особенно с элементами соревнования между собой. Для девочек характерна небольшими группами, при этом для них важно сотрудничество.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
У детей старшего дошкольного возраста важно сформировать такие качества, как самосознание, заложить первые представления о самом себе, помочь усвоить устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте основной вид детской деятельности — является игра. У мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игре формируется отношенческий компонент: при распределении ролей по половому принципу они практически не путают половую принадлежность игровых персонажей, выбирая себе в «партнёры» ребёнка с которым сложились дружеские отношения. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. Например: в нашей группе созданы условия для игр «Пожарные», «Полиция», «Космонавты», «Моряки», «Шофёры» (слайд 6) и др. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины в обществе. Мальчики спасают людей, летают в космос, плавают по морям, перевозят пассажиров, охраняют и защищают людей. Если девочкам достаточно ограниченного пространства, то в сюжетных играх мальчики осваивают доступные горизонтальные и вертикальные территории. Мальчики предпочитают игры шумные, наполненные движениями. В этих играх закладываются основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам).
Для игры девочкам достаточно ограниченного пространства, поэтому девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы. Также игры девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры.
Для девочек организован «Салон красоты», «Кукольный уголок», «Библиотека» со всеми необходимыми аксессуарами. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж, стараются выглядеть красивыми и аккуратными. Благодаря этим играм у девочек развиваются доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам).
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские. Существуют также игры, где дети могут свободно меняться ролями.
Например, игра «Больница», где существуют роли врача и пациента, которые идеально подходит для этой цели. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями.
И наоборот, дети, более свободные от жесткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и психологически более благополучны. Поэтому воспитателю необходимо корректировать те или иные негативные качества детей с помощью распределения игровых ролей и сюжетными изменениями. Часто ребенок в игре исполняя роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигает компенсации.
В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям. Таким образом, успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.
Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль в совместной деятельности отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой.!В них присутствуют эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках). Рассказываю девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап), помогаю осознать их значимость в семье.
Чтобы расширить знания детей о мужских и женских профессиях, я разработала план работы по знакомству с профессиями нашего города в течении года. С ребятами мы ходили на экскурсии в пожарную часть, школу, центральную библиотеку, магазин, почту, где мы наглядно знакомились с той или йной профессией. По результатам этих экскурсий мы оформили альбом «Профессии».
Для продолжения работы в данном направлении приглашали «Гостя группы» — родителей, представителей разных профессий, рассказывали детям о своей работе.
Также в группе были организованы выставки «Наши мамы на работе», «Наши папы на работе», которые дети с любопытством рассматривали, показывали сверстникам, передавали полученные от родителей знания, с гордостью сообщали: «Это моя мама! (папа)». Далее с детьми проводились беседы «Обязанности детей в семье», «Семейные традиции и обычаи», «Как трудились и отдыхали в старину», «Как росли мои родители?». В результате у детей складывалось понимание роли мужчины и женщины в семье.
Для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к трудовой деятельности взрослых мы оснастили необходимым оборудованием, инструментами и материалами «Мастерскую». Для девочек подобрали тряпочки, тазики, фартучки, чтобы они могли почувствовать себя хозяйками, пополнить собственный опыт «ухаживания» за домом, заботу о детях. Также для мальчиков имеются атрибуты плотницких инструментов, с которыми дети могут действовать — строить, ремонтировать. В таких играх в мальчиках развивается сила, мужество, стремление оказать помощь девочке. При наведении порядка в группе мы акцентировали внимание на то что, мальчики могут взять на себя более тяжёлую работу: носить и расставлять стульчики, собирать конструктор, ставить в гараж машины, а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол — это работа для девочек. Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек умение украшать интерьер, ухаживать за малышами. Всё это позволило нам развивать в девочках такие качества как доброта, забота, чуткость; в мальчиках — мужество, заботу о слабых.
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки, которым характерен интерес к познавательным процессам. Поэтому в группе мы отвели место для уголка конструирования, где поместили различные виды конструктора и схемы действия с ним.
Большую роль в формировании гендерной принадлежности играют беседы. К традиционным праздникам для мужчин 23 февраля и женщин 8 марта проводила беседа: «Юные защитники», «Будущие солдаты» о поведении мальчиков, и «Мамины помощницы», «Добрые хозяюшки» о поведении девочек. В книжном уголке мы выставили альбомы по данной тематике.
Развивающую среде мы пополнили дидактическими играми: «Мамины помощники», «Модельер» для девочек, и для мальчиков — «Домино Транспорт», «Военные профессии», «Виды войск», «Военная техника»
Гендерное воспитание продолжала посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок.
Сказки — сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки: «Крошечка — Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», » Иван — царевич«, «Царевна — лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист — ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и д.р.
Мальчиков и девочек эти сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Пословицы и поговорки — это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса — девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р.
Анализируя смысл сказок и поговорок хотела показать детям, что мальчики могут проявлять доброту, чуткость, заботу по отношения к другим людям. А девочки при этом показали свою женственность.
В группе велась работа по оснащению спортивного уголка в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Старалась максимально учесть их интересы. Внесла боксёрские перчатки, хоккейные клюшки. Проводила беседы о мужских и женских видах спорта.
Многие родители считали, что воспитанием должны заниматься только в детском саду «специально подготовленные люди», другие отмечали, что детей в таком возрасте ещё рано «просвещать» по вопросу пола, встала необходимость просвещения родителей по этому вопросу. Была подготовлена консультация «Гендерное воспитание в семье», на родительских собраниях родители обменивались опытом семейного воспитания. На одном из родительских собраний мы продемонстрировали видеоролик «Один день из жизни детского сада», где обращали внимание на поведение мальчиков и девочек. Для родителей были разработаны памятки для общения с мальчиками и девочками.
Наша работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам. Я думаю, что наработанный мной опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
Автор: Осипова Мария Ивановна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад №9
Месторасположение: Пермский край г.Губаха пр. Октябрьский 7б
Дата изменения: 05.03.2015
Дата публикации: 05.03.2015