Название: Инклюзивное воспитание и образование в ДОУ
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Педагогу-психологу, все возрастные группы
Автор: Браже Наталья Васильевна
Должность: педагог-психолог высшей квалификационной категории
Место работы: БДОУ г. Омска «Детский сад № 340 общеразвивающего вида»
Месторасположение: город Омск
Инклюзивное воспитание и образование в ДОУ
Современное российское общество характеризуется быстро меняющимися инновационными процессами, происходящими в различных сферах, и поэтому человек нашего времени должен быть активным, целеустремлённым, динамичным. Это в определённой степени относится и к человеку с ограниченными возможностями здоровья, который в последнее стал рассматриваться как независимый и самостоятельный субъект. Для формирования субъектной позиции у человека с ограниченными возможностями здоровья в детском и подростковом возрасте должна быть организована и проведена соответствующая по целям, формам и содержанию воспитательная работа в интегрированной (инклюзивной) воспитательной среде.
«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Название статьи: Инклюзивное воспитание и образование в ДОУ |
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года) инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к «образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Наше дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Особенности особых детей нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Мы работаем со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Для этого нами разработан следующий алгоритм: диагностика индивидуальных особенностей развития детей; оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуальной карты развития ребёнка и Индивидуального образовательного маршрута; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей; оценка эффективности образовательного и воспитательного процессов.
По результатам первичной диагностики в ходе консилиума специалистов и воспитателей групп разрабатывается Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В дальнейшем ИОМ может совершенствоваться и дополняться. Для организации работы с детьми с ОВЗ необходим спектр специальных программ: для детей с нарушениями интеллекта, нарушениями речевого развития, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с различной структурой дефекта, которые разрабатывают специалисты ДОУ. При этом непременно учитываются психофизиологические особенности, различный запас представлений об окружающем знаний, умений и навыков конкретного ребенка. Методы, средства и формы работы специалистов и педагогов направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.
Важным моментом в работе нашего учреждения является привлечение семьи в образовательное пространство. Способы включения родителей разнообразны: индивидуальные консультации, мастер — классы и семинары. Родители посещают вместе с детьми групповые занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.
В нашем учреждении работает семейная гостиная «Солнышко в ладошках». Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, которые ведут специалисты. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры и упражнения, песни, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребёнком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними.
Список литературы:
1. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.
2. Казакова Л.А. Специфика инклюзивного воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в современных российских условиях// Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10945
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 23.07.2013)»Об образовании в Российской Федерации»
Название: Инклюзивное воспитание и образование в ДОУ
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Педагогу-психологу, все возрастные группы
Автор: Браже Наталья Васильевна
Дата изменения: 02.06.2017
Дата публикации: 02.06.2017