Со второй половины XX века особое место в педагогике занимает направление, изучающее влияние музыки на детей с различными проблемами в развитии. Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, формирование его мыслей, чувств, отношения к окружающему, на становление личности и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения.
Основой взаимодействия методики, в том числе и музыкального воспитания, с педагогическими науками являются теоретические положения известных психологов и педагогов Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н.А. Ветлугиной и др., показавших, что основным смыслом обучения и воспитания является формирование личности ребенка, которое осуществляется с учетом возрастных закономерностей развития и с опорой на ведущий вид деятельности. В дошкольном детстве – это игра. Проблемам игры детей дошкольного возраста посвящены исследования, известных педагогов и психологов: С.Л.Рубинштейна, Ф.И.Фрадкиной, А.П.Усовой, Д.В.Менджерицкой, Т.А.Марковой Е.И.Удальцовой и др,. Вопросами музыкально – ритмической деятельности детей средствами коммуникативных игр и танцев занимаются педагоги А. И. Буренина, Л.И.Плаксина.
Внутрисистемные нарушения зрения приводят к сложностям зрительной ориентации, замедляют ход развития важных системных структур: зрительного восприятия, ориентировки и движения в пространстве. Пространственная ориентировка при слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза. Несомненно, занятия музыкальной деятельностью, ритмикой и танцами благоприятно влияют на эмоциональное, творческое развитие детей с нарушением зрения, формируют музыкальный слух, музыкальную память, пластичность.
Музыкальная коммуникативная игра — это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.
Это определило тему опыта работы «Использование коммуникативных танцев и игр для развития музыкально — ритмических движений у детей с нарушением зрения».
Цель опыта работы: развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения для формирования ориентировки в пространстве посредством коммуникативных игр и танцев.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Разработать систему коммуникативных игр и танцев по развитию музыкально — ритмических движений в процессе формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.
2. Развивать у детей с нарушением зрения музыкальность, двигательные качества и умения, творческие способности, потребности к самовыражению в движении под музыку, нравственно — коммуникативные качества личности.
3. Использовать коммуникативные танцы и игры с детьми и их родителями на музыкальных занятиях, досугах, праздниках, развлечениях и в совместной деятельности в группах компенсирующей направленности.
В своем опыте работы опиралась на основные дидактические принципы обучения и воспитания. В том числе принцип коррекционно — компенсирующей направленности обучения и воспитания, который предполагает построение образовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребёнка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отраженными в содержании, методах и организационных формах.
Принцип личностно — деятельностного подхода в воспитании и обучении позволяет рассматривать личность ребёнка с проблемами как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми.
Принцип художественно — коррекционного воздействия предполагает использование художественно — коррекционных технологий, направленных на решение задач художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста и одновременно на коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии средствами музыки.
Работа построена в тесном контакте с воспитателями коррекционной группы для детей с нарушением зрения, учителем — дефектологом и врачом-офтальмологом на полисенсорной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной.
Для реализации поставленных задач составлен план работы по использованию коммуникативных игр и танцев с музыкальным сопровождением в образовательном процессе с детьми с нарушением зрения.
1 квартал — осенние занятия и развлечения:
— Танцы – игры: «Все танцуем вместе», «Найди себе друга», «Веселые пары», «Здравствуй, друг!», «Музыкальный паровозик», «Зеркало».
— Игра-знакомство «Мы сегодня собрались, ты кто?»
— Игры: «А кто у нас самый умный», «Бабушка Маланья», «Все мы рады», «Сороконожка».
— Музыкальные игры: «Гуляем играем», «Передай мяч», «Кто скорее», «Роботы и звёздочки», «Ищи», «Великаны и гномы», «Кот и мыши», «Колпачок».
— Танцы: «Приглашение», «Весёлый танец», «Танец в кругу», «Отвернись — повернись», «Потанцуй со мной дружок».
2 квартал — зима и Новый год:
— Танцы – игры: «Варежки передавайте», «Если нравится тебе, то делай так!», «Четыре шага».
— Игры с дедом Морозом: «У тебя Дед Мороз», «Горячая пора», «Дед мороз и дети», «По тропиночке лесной», «Холодно замёрзли руки», «Лавата».
— Игры: «Хвост Бабы Яги», «Зимушка», «В нашем зале все друзья».
— Песни – танцы: «Согревалочка», «Пингвины».
— Песня – игра «В снежки».
— Танцы: «Озорная полька», «Передача платочка», «Отойди и подойди», «Найди себе пару», «Ну и до свидания», «Мальчики и девочки».
3 квартал — весна, 8 марта и День семьи.
— Пляски: «Приглашение», «Вот и поздоровались», «Потанцуй со мной, дружок», «У меня, у тебя», «Ну и до свидания!», «Танцуем с мамой», «Полька – знакомство», «Полька – шутка».
— Песня – игра «Три хлопка».
— Игры с пением: «Наша тётя – весельчак», « Каравай», «Кто у нас хороший».
— Игры: «Лягушки и аисты», «Жмурки», «Весёлый паровозик».
— Танцы: «Танцуй как я», «Музыкальный паровозик».
На непрерывной образовательной деятельности использовала музыкальные коммуникативные игры, которые помогли детям с нарушением зрения адаптироваться к условиям ДОУ, сняли телесные зажимы, способствовали эмоциональной разрядке, развили воображение, мимику и жесты, активизировали внимание, научили соблюдать правила, познакомили с чувствами и научили их распознавать.
В своей работе применяла следующую классификацию коммуникативных игр:
— Игры — импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Гномы и великаны», «Пылесос и пылинки» и др.).
— Игры – зеркала, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало», «Не сердись, а улыбнись», «Позы», «Снежинки, летайте» и др.).
— Игры – массажи и тактильные игры («Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – «Комарики», «Баня –Бабаня», «Мы капусту рубим..» и др.).
— Ритмо – интонационные игры с именами, которые являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребёнку представить себя в различных ролях («Сон», «Дед Егор»).
— Игры на развитие танцевального и вокального творчества (танец — игра «Если нравится тебе, то делай так!», «Придумай песенку воробья»).
— Игры-фантазии, направленные на развитие воображения детей в процессе восприятия музыкальных произведений, умение согласовывать свои действия в парах, группах («Нарисуй музыку»).
— Игры на развитие внимания («Замри», «Будь ловким», «Угадай, кто позвал», «Передай мяч»).
В коррекционно — воспитательной работе, помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве, эффективно реализовала такие направления: развитие динамической стороны общения (лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению), а также развитие эмпатии и сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Использованные танцы и игры, способствовали развитию позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия.
Наиболее эффективной формой коммуникативных музыкальных игр явились танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствовали повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт способствовал развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе («Здравствуй, милый друг», «Раз, два, три» и др.).
Коммуникативные игры применяла не только в работе с детьми, но и родителями. В ходе проведения мероприятий творческого объединения для детей и родителей «Навстречу друг другу» с успехом прошли совместные игры: «Как живёшь?», «Весёлый оркестр», «У меня, у тебя», «Здравствуйте», «Я от тебя убегу, убегу»; игры для повышения самооценки «Шляпа знакомств», «Скажи хорошее о друге», «Комплименты», «Передай сигнал», «Сладкий апельсин».
На праздниках и развлечениях практиковала игры и танцы с мамами и бабушками: «Найди маму», «Пляска с мамами», «Танец в кругу»; на Новогодних утренниках использовала игры с Дедом Морозом и другими персонажами; при проведении Масленицы — игры «Соколик мой», «У бабушки Маланьи», «Ручеёк», «Тетёры», «Как у нашей Дуни», «Дрёма».
Эти игры побудили детей и родителей говорить друг другу комплименты, что способствовало созданию и укреплению товарищеских отношений как в детском коллективе, так и среди родителей. Игры повысили их настроение и придали чувство собственной значимости; сформировали умение по взгляду партнера понять его намерения.
Ценность и польза коммуникативных танцев — игр очевидна. Они позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создавать эмоционально-положительный микроклимат в группе, умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим. Все эти факторы определяют судьбу ребенка, дают ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализовать себя как личность.
Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно и нужно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими патологию развития зрительного анализатора.
Список информационных источников.
1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – СПб.: Музыкальная палитра, 2004.
2. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей / Н.Г. Куприна ; Урал.гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2002.
3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. – М.: АСТ, 2001.
4. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е.А. Медведевой – Москва, издательский центр «Академия», 2002 г.
Автор: Бурчевская Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель первойквалификационной категории
Место работы: МДОУ №1 «Золотой ключик»
Месторасположение: город Коряжма, Архангельская область
Дата изменения: 06.06.2018
Дата публикации: 06.06.2018